Найти тему

Образование на Урале в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война 1941–1945 годов оказала существенное влияние на все сферы общественной жизни, в том числе и на систему образования. В этот период в работе образовательных учреждений Урала возникли трудности. В начале войны в зданиях школ располагались научные организации, оборонные предприятия, госпитали, интернаты для детей-сирот, эвакуированные на Урал. Например, в Уфе на эти нужды было занято 34 школы из 63 существующих, а в Свердловске в 1942–1943 учебном году только 9 техникумов из 24 сохранили свои учебные корпуса.

В 1941–1942 учебном году в здании челябинской школы № 1 на улице Красной занимались ученики трех школ, так как в зданиях 10-й и 30-й школ располагались госпитали. В 3 смены занятия проходили для 3200 учеников. На второй год войны школу посещали дети из Москвы, Киева, Ленинграда и других городов. У школьников и учителей не было бумаги, вместо тетрадей дети использовали газеты, оберточный материал, старые чертежи. На 5–6 учеников приходилось по 2–3 учебника. В годы войны нехватка пособий, оборудования и письменных принадлежностей наблюдалась и во многих других школах Урала.

-2

В военное время сокращалось количество училищ и техникумов, некоторые из них перебазировались в сельские районы. Происходило слияние местных и эвакуированных учебных заведений. Например, Челябинский машиностроительный и Нижнетагильский вагоностроительный техникум слились с эвакуированными на Урал техникумами народного комиссариата вооружения, а на базе Свердловского строительного техникума разместились Киевские строительный и электромеханический техникумы.

Из западных регионов страны были эвакуированы и высшие учебные заведения. На Урале было размещено 46 вузов из Москвы, Ленинграда, Молдавии, Украины и Белоруссии. В 1942 году в Челябинск был перевезен Сталинградский механический институт. На его базе сформировался Челябинский механико-машиностроительный институт, известный нам как Южно-Уральский государственный университет.

-3

В связи с эвакуацией на Урал жителей западных регионов страны, школы были переполнены, дети начального и среднего звена учились в 3–4 смены. В старшем звене такой проблемы не наблюдалось. Связано это было с тем, что многие старшеклассники уходили со школьной скамьи на производство. Сокращалось и количество учащихся техникумов и вузов, так как многие из них уходили на фронт. Студенты, оставшиеся в тылу, занимались общественно полезным трудом. Они работали штукатурами, каменщиками, укладывали железнодорожные пути и трудились в колхозах.

-4

В военные годы была пересмотрена образовательная программа. Сократилось количество уроков рисования и черчения, увеличилось время на уроки труда и физкультуры. Также в школах Урала стал обязательным урок начальной военной подготовки. В школах создавались военные кабинеты, стрелковые тиры и открывались кружки, в которых дети осваивали военное дело и учились оказывать первую медицинскую помощь. Преподаватели организовывали для учеников военные походы, проводили экскурсии по местам боевой славы.

-5

Особое внимание уделялось качеству образования, а также патриотическому и трудовому воспитанию учеников. Большую помощь учителям в воспитании школьников оказывали комсомольские и пионерские организации. Осуществлялась внеурочная деятельность: открывались литературные, драматические и хоровые кружки. Многие ученики стали юными натуралистами, занятия были направлены на подготовку детей к сельскохозяйственным работам.

На Урале, как и по всей стране, большую популярность приобрело тимуровское движение. Дети устраивали концерты, помогали ухаживать за ранеными, проводили субботники. Они участвовали в сборе металлолома, лекарственных трав и теплой одежды для военнослужащих. В Челябинской области к 1943 году насчитывалось около 3 тысяч тимуровских команд, которые заботились о семьях фронтовиков.

-6

В 1942–1943 годах учебным заведениям постепенно возвращали прежние помещения, началось строительство новых школ. В Свердловской области в этот период построили 222 школы, в Челябинской – 125, а в Башкирии – 219. Во время войны открывались и высшие учебные заведения, такие как Шадринский педагогический и Глазовский учительский институты.

В середине войны началось постепенное восстановление учебно-материальной базы уральских педучилищ. К 1944 году был восстановлен учебно-производственный потенциал Свердловского, Красноуфимского, Ирбитского и Серовского педучилищ.

Великая Отечественная война существенно повлияла на развитие системы образования на Урале. Но благодаря вниманию со стороны правительства, строительству и оборудованию новых школ, Урал смог преодолеть тяжелые последствия войны, и жизнь учебных заведений вернулась в прежнее русло.

-7

Узнать более подробную информацию по этой теме вы можете из книг Уральской электронной библиотеки, объединенных в коллекцию «Народное образование на Урале».

Для того чтобы стать читателем Уральской электронной библиотеки, необходимо пройти простую регистрацию.

Маргарита Ельцова, библиотекарь отдела электронных ресурсов

Использованы изображения из открытых интернет-источников: archive74.ru, svidetel24.info, chel-edu.ru, posredi.ru, dzen.ru, weekend.rambler.ru.