В прошлых публикациях мы рассказывали об импорте и экспорте со странами дальнего зарубежья. Но особого внимания заслуживает работа со странами ЕАЭС.
ЕАЭС — экономический союз, в которых входят Россия, Беларусь, Армения, Казахстан и Республика Кыргызстан. Благодаря договоренностям, государства освобождены от применения таможенных пошлин, а контроль на их границах не такой строгий.
Эти привилегии, безусловно, упрощают работу предпринимателям, однако чтобы их использовать, нужно знать много нюансов. О них мы и поговорим сегодня.
Как устроены импорт и экспорт со странами ЕАЭС, какие документы необходимы для работы, и какие платежи актуальны для этой сферы в 2024 году — расскажем прямо сейчас.
Не забудьте поделиться этой статьей и подписаться на нас в Дзене, чтобы не пропустить другие полезные публикации.
Про Евразийский экономический союз
ЕАЭС — объединение стран, договорившихся вести единую политику в сфере экономики. В него входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.
Для участников союза действует единое транспортное пространство. Поэтому при импорте и экспорте не нужно подавать таможенную декларацию, делать таможенные платежи или получать разрешение на перевозку груза.
Платежи при импорте из ЕАЭС
При ввозе товаров из стран ЕАЭС, предприниматели не платят таможенные сборы и пошлины, однако им необходимо уплачивать НДС и акцизы.
Обратите внимание: между странами ЕАЭС нет таможенного контроля, поэтому НДС перечисляется не в таможенную, а в налоговую службу вместе с подачей декларации по косвенным налогам (до 20 числа месяца, следующего за отчетным).
Даже если предприниматель не является плательщиком НДС, то есть не работает на ОСНО, он все равно обязан уплачивать налог и подавать декларацию.
А вот получить вычет по ввозному НДС вправе только предприниматели на ОСНО и только для товаров, которые будут использоваться в облагаемых НДС операциях. А также при условии, что налог уже уплачен.
Документы для импорта из ЕАЭС
Помимо декларации по косвенным налогам в ФНС подаются:
- Заявление о ввозе товара;
- Контракт (и иногда его спецификация);
- Документы по уплате акцизов и НДC (платежки, выписки и чеки);
- Транспортные документы с отметкой о ввозе товара из ЕАЭС;
- Инвойс (счет).
Импортеры из стран ЕАЭС освобождаются от декларирования товаров на таможне. Однако им нужно направлять в ФТС статистическую форму учета перемещения товаров.
Это делается в личном кабинете на сайте таможенной службы. Срок подачи — 10 рабочих дней месяца, следующего за тем, в котором была реализована поставка (по документам).
Если вы хотите экспортировать товары, не отвлекаясь на сложности с отчетностью, то можете доверить ее подготовку специалистам Чёрной Бухгалтерии.
Платежи при экспорте в ЕАЭС
Обычно при экспорте товаров бизнес не уплачивает НДС (так как для него действует ставка 0%), однако все равно обязан по нему отчитываться.
Предприниматели, которым требуется нулевой НДС, обязаны подтвердить право на его использование. Для этого вам потребуются:
- Контракт;
- Заявление от покупателя об уплате НДС в своей стране с отметкой налоговой. Оно подтвердит, что он получил товар, принял его к учету и уплатил НДС по ставке, которая действует в его стране.
- Транспортная накладная (и другие документы по перемещению товара).
У вас будет 180 дней, чтобы собрать все документы и подать в ФНС. Начало срока считается с даты отгрузки товара.
Важно получить у покупателя заявление об уплате налога с отметкой ФНС его страны, иначе вам придется заплатить НДС по полной ставке — 10 или 20%. Чтобы легче погасить такую задолженность, рекомендуем прописать в контракте штрафы за непредставление заявления.
Документы для экспорта в ЕАЭС
Как и для импорта, в России действует упрощенный порядок экспорта со странами ЕАЭС. Поэтому в таможенную службу подается единственная отчетность — статистическая форма учета перемещения товаров.
Форма является обязательной, ежемесячной и сдается не позднее 10 рабочего дня месяца, следующего за месяцем отгрузки. Причем неважно, продаете ли вы товар напрямую или через агентов (например, маркетплейсы).
Обратите внимание: экспортная документация подается не в таможенную, а в налоговую службу. Поэтому, как и в случае и импортом, вы можете доверить ее подготовку специалистам нашей команды.
Если вы хотите импортировать и экспортировать товары, не отвлекаясь на сложности с ФНС, таможней и банками — обратитесь к Чёрной Бухгалтерии!
Мы заберем на себя расчет налогов и платежей, общение с ведомствами, будем подготавливать документы и сдавать отчетность, чтобы вы могли работать без ошибок и штрафов.
Вы можете узнать больше о компании, ознакомиться с услугами или оставить заявку уже сейчас — на сайте чёрнаябухгалтерия.рф.
Назовите промокод «ДЗЕН ЕАЭС» в разговоре специалистом и получите приятный бонус — скидку 10% на бухгалтерское обслуживание.