Мой муж – весьма общительный товарищ, у которого очень много друзей. Так получилось, что за 31 год своей жизни Серхио переезжал четыре раза, и на каждом новом месте у него образовывался достаточно большой круг друзей и знакомых.
Когда мы недавно составляли потенциальный список гостей на свадьбу (уже, получается, вторую, но первую с гостями), чтобы понять масштабы бедствия праздника (а по понятным причинам практически абсолютное большинство гостей будет со стороны моего мужа😀), то, чтобы гарантированно вспомнить всех, разбили их по периодам жизни Серхио – эта тактика у нас сработала лучше всего.
Если вы зашли на канал впервые, то представлюсь:
Меня зовут Мария, и я живу в Мехико с мужем-мексиканцем Серхио. Много путешествую с детства. На этом канале я рассказываю о Мексике, а также делюсь впечатлениями и историями из жизни, в том числе, о наших путешествиях.
Начали мы, конечно же, с Вилла Морелос – маленького мексиканского городка, где мой муж жил почти с самого рождения до двенадцати лет. И каково же было мое удивление назвал примерно человек 25, но все они оказались родственниками. На мой логичный вопрос о том, а нет ли у него в Вилла Морелос друзей, которых он хотел бы пригласить на свадьбу, Серхио ответил отрицательно. И этот ответ меня очень удивил, так что я, естественно, спросила, почему (ведь у Серхио есть друзья вообще везде😀). И ответ мужа удивил еще больше: «Потому что я из богатой семьи».
«Тыы?» Тут надо понимать контекст ситуации, чтобы мое удивление не казалось странным. Технически этот ответ верный, семья моего мужа и вообще их фамилия очень известна в маленьком городе, потому что дедушка Серхио – Альфредо – был очень богатым по меркам местных жителей человеком. Он был фермером и землевладельцем, у которого было несколько ранчо и сотни работников – для большинства людей в маленьком городе этот уровень жизни недостижим.
Однако, тут есть огромное, очень жирное «но». Дело в том, что у дедушки Альфредо было восемь детей, и самым нелюбимым из них был папа моего мужа (почему, кстати, никто толком не знает). Как рассказывал Серхио, у дедушки вообще был очень тяжелый характер (я его не застала, т.к. он умер около десяти лет назад), но то, через что прошел мой свекр в детстве и юности, напоминает кошмар наяву.
Я расскажу здесь только одну историю, которая наглядно проиллюстрирует степень жестокости дедушки Альфредо по отношению к моему свекру. Как-то раз маленького Серхио (мужа моего назвали в честь отца), которому тогда было шесть или семь лет, отец заметил играющим в фишки с местными ребятами – они играли на деньги (копейки, конечно) прямо на главной площади города, где стоял семейный дом (и до сих пор там стоит).
Так вот, в ту же секунду, как дедушка Альфредо увидел сына, он взял его за шкирку и ... привязал его за ногу к потолку в кладовке. И закрыл дверь. Мальчик провисел вниз головой почти два часа, пока кто-то, зашедший в кладовку, не увидел его и не снял. К врачу его, как вы понимаете, никто отводить не стал.
Когда Серхио (мой муж, а не свекр), рассказал мне эту историю, у меня был только один вопрос: «Почему твой дедушка вообще это сделал?». Серхио сказал, что никто не знает, почему дедушка Альфредо любил издеваться над моим свекром – но то, что это было для него обычным делом, я знаю по другим историям, которые рассказал мне мой муж. Их я даже приводить здесь не буду, потому что выбрала специально самую лайтовую.
Тем не менее, мой свекр вырос, отучился в Морелии и вернулся в Вилла Морелос, чтобы помогать отцу на ферме – именно таким было условие оплаты его обучения. И следующие десять лет, как и другие дети в этой семье, работал бесплатно в самом прямом смысле от заката до рассвета.
Так продолжалось, пока мой свекр не решил жениться. После свадьбы, за которую, кстати, платили родители невесты, но не жениха (а без свадьбы тогда не женились – это был позор), Серхио поставил перед отцом вопрос об оплате своего труда – теперь ему надо было содержать семью.
На что отец в ответ швырнул ему монетку в 5 песо со словами: «Вот что ты заработал». Там было еще и продолжение речи, но Дзен такое публиковать не разрешает – если пересказывать своими словами, то суть сводилась к тому, что мой свекр никто и звать его никак, и что он должен быть благодарен за еду и крышу над головой.
И вот это стало уже последней каплей – я, честно говоря, была поражена терпением свекра и тем, что он продержался до 32 лет, хотя тогда, конечно, и время, и отношения в семьях были другими, и почтение к старшим было почти на уровне благоговения. Но вот тут уже Серхио не выдержал, плюнул и в этот же день вместе с женой уехал из родительского дома. Совсем разорвать отношения не получилось, но они почти не общались – даже когда родились дети, с бабушкой и дедушкой они виделись раз в году, на Рождество, а жили, к слову, через улицу.
Серхио и Зульме (так зовут мою свекровь) было безумно тяжело первое время – порой бывали дни, когда они только обедали, а завтракали и ужинали только водой или кофе. С учетом того, что моя свекровь была в то время уже беременна Серхио, положение было просто катастрофическим.
Однако, через пару лет они встали на ноги – а еще через несколько лет мой свекр наконец нашел свою нишу и открыл магазин, в котором работает до сих пор. Он стал очень обеспеченным человеком, и не только по меркам своего города – пожалуй, из восьми братьев и сестер, только он и дядя Карлос, который теперь живет в США и которому, хоть и гораздо меньше, но тоже доставалось в детстве от отца, могут считать успешными людьми, да еще и self made.
Все это я рассказала к чему? А к тому, что технически Серхио действительно происходил из очень богатой семьи - вот только никакого отношения к ней он в то время не имел. Поскольку в семье он старший сын, годы его детства пришлись на очень несладкие времена, когда мои свекры только вставали на ноги. И в маленьком городе, в котором всем известно все обо всех, об этом не могли не знать.
Поэтому я была очень удивлена, когда Серхио рассказал мне о том, что когда он учился в первых классах школы (в Мексике это называется primaria), его не принимали местные дети, считая его богачом – и это притом, что финансовое положение моих свекров тогда не сильно отличалось, а может даже, было хуже среднего уровня жизни в том городке. Хотя понятно, конечно, что дети не сами до этого додумались – они повторяли за своими родителями.
Но Серхио был первопроходцем – когда в ту же школу пошли его сестра, а затем кузены, проблемы начались и у них. Доходило и до драк, и до много чего еще, и, в конце концов, дети этой семьи общались только между собой - и сестра Серхио, и его брат мне потом рассказали ту же историю. Потом Серхио переехал в другой город, чтобы там проучиться следующие несколько лет в средних классах, и вот только там у него появились первые друзья – несмотря на то, что Вилла Морелос был всего в двадцати минутах езды, местным детям было все равно, травили они других выходцев из обеспеченных семей.
И вот только тогда я, наверное, до конца поняла, почему в Мексике, если у семьи есть хоть какие-то деньги, ребенка отправляют в частную школу. Самые престижные университеты, кстати, здесь тоже частные, а не государственные. С одной стороны, это делается для получения более качественного образования, с другой – чтобы дети учились среди своих.
Это может, наверное, показаться странным, но в Мексике это очень логично – с учетом того, что половина населения здесь официально живет за чертой бедности, то разрывы между социальным благополучием семей у детей, которые учатся в одной школе по месту жительства, могут быть просто колоссальными. Например, кого-то в школу привозит водитель, а кто-то питается одними бобами – только вот, в отличие от большинства стран, здесь буллят не за то, что твоя семья не может позволить тебе купить гаджет/игрушку/т.п., а за то, что твои родители обеспеченнее других и ты, соответственно, тоже.
Конечно, больше такие истории, когда дело доходит почти до травли, относятся к маленьким городкам, где разрыв между богатыми и бедными видно особенно четко. В больших городах, где средний класс составляет очень ощутимый процент населения, эта проблема стоит реже - но и здесь, если у семьи есть деньги платить даже за самую дешевую частную школу, ребенка, скорее всего, отправят туда. Так что, к сожалению, другого решения этой проблемы, кроме как разделение детей из разных социальных классов, в Мексике пока не придумали.
Что еще можно почитать на моем канале:
Почему мексиканцы до сих пор массово переходят границу с США
Как проходит первое сентября в Мексике