г. Чита
Волонтер
Александр Юрманов — человек дела и чести. Офицер Советской Армии, воспитатель, наставник. Сам про себя рассказал, что говорить много не умеет и не любит. И по его немногословному, в чём-то скупому рассказу понятно, что самое главное для него — делать. То, что должно. То, что требуется в суровых обстоятельствах. Поэтому с самого начала специальной военной операции Александр Анатольевич активно включился в оказание гуманитарной помощи бойцам на Донбассе. Потому что не понимает, как можно по-другому.
Все мы родом из детства: семья, хобби и примеры для подражания
Александр родился в 1964 году в г. Чита в простой советской семье. Ответственность, скромность, честность и порядочность — все эти качества были заложены в нём с детства. И родители, простые труженики, своим личным примером научили его главному.
«Мама — старшая медсестра всю жизнь. Она привила нам любовь к ближнему, сострадание, приучила помогать людям.
А папа работал на стройке — сантехник, сварщик. Хоть и не стали мы сантехниками, строителями, но он показал нам, что пока работать не будешь — ничего с неба не упадёт. Только упорным трудом чего-то добьёшься».
Помимо близких родственников большую роль в жизни человека играют наставники-педагоги. Таким наставником для Александра стал школьный военрук.
«Он был полковник-пограничник. К сожалению, сейчас не вспомню, как его звали, но мне он запомнился своими личными качествами. Целеустремленностью. Любовью к Родине. Желанием воспитать из нас нормальных людей. Человек, который всегда искал правду — какой бы она горькой не была. Он понимал нас — молодых пареньков — и стоял за нас горой».
В советское время подростки читали много. Нередко получалось так, что книги, наряду с самыми близкими людьми, определяли дальнейшую судьбу человека — в частности, выбор профессии.
«Ну я как бы всю жизнь — на книгах, класса с 5-го читал много. Про Суворова, Кутузова, Нахимова — вот на этих книгах я вырос. Это в первую очередь любовь к Родине, желание защищать своих родных. Где-то встать, закрыть их грудью, уберечь.
В 1974 году семья Александра переехала в Душанбе. Но и в раннем возрасте в Чите, и позднее — в Таджикистане — Саша Юрманов никогда не сидел на месте. Любознательного подростка интересовало все.
«Помимо чтения у меня много хобби было. Но в конце концов, остановился на пулевой стрельбе и прыжках с парашютом. Пятнадцать прыжков совершил — все их помню. Я и в военное пошёл, потому что хотел продолжать прыгать. Планировал в Рязанское училище поступать, но не хватило математических знаний, к сожалению. Поэтому поступил в Красноярское высшее командное училище радиоэлектроники ПВО».
Офицер — на границе
С будущей профессией Александр определился практически с детства. Окружение, воспитание — всё этому способствовало.
«У меня и выбора как такового не было. Я давно знал, что буду военным. Когда улетал поступать в училище, провожал меня весь класс — ударить в грязь лицом никак нельзя было. Понимал, что я — будущий офицер на границе».
После окончания училища Александр сам попросился служить в Туркестанский военный округ. Условия там, мягко говоря, были не очень, но поближе к родителям, жене и детям. Служил на границе Туркмении и Таджикистана.
«Служба? Она всегда тяжёлая: к 8.00 утра уходишь и вечером поздно приходишь. Служили в Средней Азии, а там температура, бывало, доходила до + 50. На улице невозможно было находиться. Но задачи нужно было выполнять: работать на технике, с бойцами заниматься».
На протяжении всей службы Александр занимал руководящие должности. Так что по долгу службы понимал, что значит, нести ответственность за людей. А когда распадался Советский Союз, увидел своими глазами, к какому развалу приводят непродуманные решения и отсутствие дисциплины.
«Когда уже всё шло к распаду, был приказ в солдаты в основном брать местных. И в один „прекрасный“ день офицерский состав вышел на службу, а большинство солдат как раз те, что из местных — нет, им это не надо было, они для галочки служили. А в Армии это недопустимо».
«И с тоннелями в ушах, и с зелёными волосами»
После службы в Вооружённых Силах Александр вернулся в родную Читу, где его пригласили в Забайкальский институт железнодорожного транспорта. Там он проработал 18 лет на разных должностях — и все они были связаны с воспитательной работой. Что, на самом деле, очень логично. Добросовестный офицер по умолчанию является наставником, старшим товарищем, который всегда поможет, подскажет, направит к цели. Именно таким умным, справедливым наставником стал Александр для студентов института.
С особым воодушевлением рассказывает Александр об этом этапе жизни:
«И в стройотряды мы ездили, и в КВН участвовали, всякие мероприятия устраивали — жили дружно, весело. Я с удовольствием вспоминаю эти годы работы. Железнодорожный институт дал мне веру в молодежь: что если будешь с ней работать, то и она тебя поймет — и будет дальше поднимать благосостояние нашей Родины».
Вместе с ребятами Александр Юрманов облагораживал территорию вокруг общежития и делал много разных других добрых дел. Теперь и он, как когда-то его наставники, сам стал вдохновителем для молодого поколения.
«Вышли порядка 200 человек и вскопали. Вышли даже те, кто никогда этим не занимался и считали, что они — „белая кость“. Просто сказали „давайте сделаем красиво“. Цветы посадили, кустарники — до сих пор растут у общежития. Потом чай вместе пили. Ребята приезжают, вспоминают».
Александр Анатольевич считает, что молодёжь во все времена одинаковая, просто с ней работать надо: что вложишь — такой результат и будет.
«Молодежь — она же как пустая коробка: что вложил, то там и будет. Сейчас в школах, к сожалению — многое перепутано, накручено, история совершенно не такая. История Великой Отечественной войны сильно ужата».
Особенно больно Александру за искажение истории Великой Отечественной войны, за ошибки или ложь, которые всплывают в обществе то тут, то там и которые появляются не без участия наших противников. Обидно за предков, которые воевали в кровопролитной войне. Да и как офицер, Александр прекрасно понимает страшные последствия таких «ошибок».
«Сейчас же всё начинают переворачивать: вот, мол, Зоя Космодемьянская сжигала дома жителей. А то, что в эти дома пришли фашисты и этих жителей выгнали на мороз — это ничего? Это нормально? Вот такие перегибы в истории недопустимы. Может быть, сейчас в связи с последними событиями — всё опять пойдет так, как надо — настоящая история опять пойдет — история нашей Родины, где каждый житель — патриот, боролся за свою страну».
В 2014 году Александр закончил работать в железнодорожном институте, но воспитательную работу не прекратил. Хоть и переехал по состоянию здоровья в Адлер, регулярно ездит в Читу. Встречается там с подростками уже в рамках деятельности региональной общественной организации «Ратник», председателем которой является. Все эти годы готовил военно-патриотические игры типа «Зарница». Проводил с подростками интересные встречи, просмотры и обсуждение военных фильмов.
«Я считаю, что сейчас надо возвращать и показывать старые фильмы, начиная от „Александра Невского“. Современные фильмы тоже есть хорошие, но их почему-то мало показывают. У меня недавно племянник посмотрел фильм „Судьба человека“ — он был ошарашен. Мы с подростками не просто на лекции собираемся, а ездим на природу — где-то лес убираем, где-то играем. Лекции у них не отложатся. А когда ты сидишь с ними у костра, рассказываешь историю нашей страны — так больше заходит».
Во многом их деятельность с братом Юрием схожа. У того тоже свой проект для молодых — «Поколение уверенного будущего». Одно общее дело делают — вкладывают все свои силы, весь свой опыт в воспитание нашей молодёжи. «У нас разные подростки были: и с „тоннелями“ в ушах, и с зелёными волосами, и на ботинках с полуметровой платформой — но и с ними можно хорошие дела вершить. Знаете, воспитательная работа — не означает, что через месяц будут какие-то плоды. Это на производстве: сегодня заказ, а через неделю — два стола сделал. С людьми надо работать на будущее. Как-то мы с братом подсчитали, что только через 1,5 — 2 года какой-то результат может получиться от воспитательной работы»
«Пока это не закончится — я там буду»
Александр по-прежнему по мере возможности и сейчас занимается воспитательной патриотической работой с молодёжью. Но с началом СВО в его жизни возникло не менее важное дело — помогать нашим ребятам на передовой. «Никаких сомнений не было, чем я должен заниматься. Надо. Каждый побеждает фашизм — так, как он может. Я могу так: что-то привезти, достать. Если бы сказали „надо пойти в окопы“ — пошёл бы. Но по возрасту, как мне сказали, я там буду обузой. Поэтому вот: чем я занимаюсь — тем и буду заниматься».
С первых дней специальной военной операции Александр Юрманов занимается доставкой гуманитарных грузов нашим бойцам. Причём рассказывает об этом очень скромно: «Лично я сбором вещей не занимаюсь. Помогаю развозить то, что собрали волонтёрские группы. Сначала возили то, что есть: продукты, бельё. Потому что, к сожалению, у некоторых ребят и этого не было. Потом снабжение наладилось, более-менее стало с вещевым довольствием. Сейчас в основном уже нуждаются в спецсредствах — это квадрокоптеры, тепловизоры. Это, конечно, дороговато стоит, но группы волонтерские собирают посылки.
Сейчас мы работаем с группой „Гураны“ Забайкальского края: они прямо вагонами вещи отправляют — мы потом развозим. Где-то сам за рулём, где-то машину ищу — в основном вот так. И пока это не закончится — я там буду. Езжу один раз в месяц на 10–20 дней. Меня тянет туда. Я приезжаю домой в Адлер — 3–4 дня — и меня уже тянет обратно к ребятам — надо поехать, чем-то помочь, поддержать.
Тем более сейчас некоторые ребята говорят: „Не надо нам ничего — сами просто приезжайте“. Когда кто-то с Родины приехал просто поговорить — для них это уже радость».
В следующем году Александру Юрманову исполнится 60 лет. Принято считать, что в таком возрасте люди уже не меняются. Но сам Александр про себя отмечает, что очень изменился.
«За последний год, как начал к ребятам ездить, я сильно поменялся. Стал более требовательным, жестче стал. Потому что, когда из Донецка возвращаешься — попадаешь в совершенно другой мир.
Там ты находишься с ребятами, которые рискуют каждую даже не минуту — а секунду. Может прилететь ракета, снаряд — но они как-то живут. И надеются, что все их поддерживают. А когда ты возвращаешься — нет, не так — не все поддерживают, не все понимают. Вот и начинаешь человеку объяснять: что наша Родина всю жизнь борется со всеми, все нам завидуют и хотят под себя задавить, и чтобы сейчас не допустить этого — пришлось сделать такой шаг.
Есть люди, которые просто привыкли к комфорту, и им совершенно чуждо, что там происходит. А меня это сразу выбивает — могу не сдержаться и грубо ответить».
С чего начинается Родина
Для себя цели и задачи СВО Александр сформулировал предельно чётко: «В первую очередь, я считаю, что мы воюем за своё будущее, за будущее своей страны, за детей и внуков».
Собственный опыт позволяет ему ясно видеть и понимать процессы, которые привели к нынешним трагическим событиям. «То, что произошло в 2013 году — этот Майдан — то же самое мы с братом пережили в Душанбе в 1990 — 1992 году, — говорит он. — Вот один к одному. Площадь, какая-то стрельба, и всё — началась гражданская война. Но тогда руководство Таджикистана выбрало всё-таки правильную позицию. Но в целом, посмотрите, все эти цветные революции — один сценарий, и совершенно понятно, чей. Я на Украине знаком со многими, ещё сослуживцами. Кто-то со мной перестал общаться. А кто-то надеется, что мы наконец-то победим. Однако сами боятся там это сказать, потому что их тут же заберут, посадят и закроют».
И что дальше? Александр убежден, что наше будущее — в молодёжи. Но с молодежью надо работать, надо задавать им верные ориентиры, расставлять приоритеты, учить понимать, что такое хорошо и что такое плохо. «Надо любить свою страну. А это значит любить своих родных — папу, маму, брата, сестру, бабушек, дедушек. Уважать их. Любить и уважать своих друзей. Стоять за их интересы — но только за правильные интересы. Выбрать правильный путь, то есть путь созидания. Если будешь нормально работать — будет нормальная жизнь. А когда надо будет — суметь это защитить. Ведь если к нам придут западные мнимые свободы и ориентиры — от нас ничего не останется.
Поэтому в первую очередь надо уметь защитить наши ценности. Для этого надо участвовать в правильных движениях. И историю свою надо знать. А её нужно начинать изучать с истории своей семьи. Расспрашивать родителей, бабушек, дедушек о предках, которые воевали. Если каждый будет знать историю своих родных — он будет понимать, на чьей стороне правда».