Найти тему
Духовная одиссея

Кастанеда обсуждает очередной магический опыт с Учителем

Четверг, 24 декабря 1964 года

Сегодня я рассказал о моём опыте дону Хуану. Как всегда, он слушал меня не перебивая. В конце у нас получился следующий диалог.

— Кое в чём ты здорово ошибся.

— Я знаю, это была очень глупая ошибка, случайность.

— Не бывает никаких случайностей, когда имеешь дело с чёртовой травкой. Я говорил, она всё время тебя испытывает. Ты, как я вижу, либо очень силён, либо травка по-настоящему тебя любит. Середина лба — только для великих брухо, которые знают, как обращаться с её силой.

— Что обычно случается, если человек магической пастой мажет себе лоб?

— Если человек не великий брухо (колдун), он не сумеет вернуться назад из своего путешествия.

— Ты когда-нибудь натирал себе пастой лоб?

— Никогда! Мой учитель сказал — очень мало людей вернулись из такого путешествия. Человек уходит на месяцы. При этом кто-нибудь должен всё время за ним ухаживать. Ящерицы могут увести ученика на край света и открыть ему по требованию самые чудесные тайны.

— Знаешь ли ты кого-нибудь, кто предпринимал такое путешествие?

— Мой учитель предпринимал, но он никогда не учил меня, как возвращаться.

— Неужели так трудно вернуться?

— Да. Именно поэтому твой случай так удивил меня. У тебя не было шагов, которым в этом случае надо следовать. Все мы следуем шагам, потому что в шагах сила. Без них мы ничто.

-2

Суббота, 26 декабря 1964 года

Дон Хуан спросил, искал ли я ящериц. Я ответил, что не смог найти, а затем поинтересовался, какая судьба постигла бы меня, если бы одна из них умерла бы в моих руках. Он ответил: это было бы несчастьем.

В случае смерти ящерицы с зашитым ртом продолжать дальше колдовство не имело бы смысла. Это означало бы, что ящерицы порвали дружбу. И необходимо надолго отложить изучение чёртовой травки — года на два или больше.

— А что произошло бы, если бы умерла ящерица с зашитыми веками?

— Тогда тебе грозила бы настоящая опасность. Ты остался бы один, без проводника. В случае её смерти до начала колдовства, ты мог бы остановиться, но навсегда распрощался бы с чёртовой травкой. А если бы ящерица умерла на твоём плече после начала колдовства, ты пошёл бы дальше вперёд, и это было бы уже настоящим безумием.

— Почему безумием?

— Потому что при таких условиях всё лишается смысла. Ты один, без проводника, и видишь всякие жуткие, бредовые вещи.

— Что ты понимаешь под "бредовыми вещами"?

Те, которые мы видим сами, когда не имеем никакого направления. Это значит, что чёртова травка пытается избавиться от тебя, окончательно прогнать прочь.

— Ты знаешь кого-нибудь, кто это пережил?

— Да, я сам. Без мудрости ящериц я начал сходить с ума.

— Что ты видел, дон Хуан?

— Сплошной бред. Только его и можно видеть, не имея руководства.

-3

Понедельник, 28 декабря 1964 года

— Ты говорил мне, дон Хуан, что чёртова травка испытывает человека. Как ты это понимаешь?

— Чёртова травка похожа на женщину. И так же как женщина, она обольщает мужчин. Травка ставит им на каждом повороте ловушки. Так она сделала и с тобой, когда заставила намазать пастой лоб. Она попробует это снова, и ты снова можешь поддаться. Предупреждаю тебя. Не принимай её так страстно. Она всего лишь один из путей к тайнам человека знания. Существуют и другие. Травка же хочет заставить тебя поверить, что существует только её путь. Я говорю, бесполезно тратить свою жизнь на один из путей, особенно если он не имеет сердца.

— И как ты узнаешь, что путь не имеет сердца?

— Перед тем, как пуститься в путь, задай вопрос: есть ли у этого пути сердце? Если ответ будет "нет" — значит, ты всё узнал. И тогда выбери себе другой путь.

— Но как я могу быть уверен, есть у пути сердце или нет?

— Любой человек хотел бы быть уверен. Никто не задаёт вопроса — вот в чём беда. И когда человек наконец понимает, что он вступил на путь, не имеющий сердца, этот путь уже готов погубить его. И лишь очень немногие люди способны думать и остановиться.

— Как мне следует приступать к вопросу, чтобы правильно спросить?

— Просто спроси.

— Я имею в виду, есть ли какой-нибудь правильный метод. Дабы я не обманывал самого себя и не верил, будто получил ответ "да", когда на самом деле — "нет".

— Почему ты будешь обманывать себя?

— Может быть, потому, что на данный момент этот путь радостный и приятный.

— Бред! Путь без сердца не бывает радостным. Тебе приходится тяжело трудиться даже для вступления на него. Напротив, путь с сердцем лёгок.

-4

Далее, в разговоре с доном Хуаном, я согласился с тем, что травка нравится мне больше, чем дымок. Этот союзник пугал меня до бесчувствия. Тогда учитель произнёс следующее.

— Я говорил тебе, что, когда выбираешь путь, надо быть свободным от страхов и амбиций. Однако дымок ослепляет тебя страхом, а травка ослепляет тебя амбициями.

— У человека должны быть амбиции, чтобы учиться.

— Желание учиться не амбиция. Удел людей — хотеть знать. Однако если ты ищешь чёртову травку — это уже претензия на силу, и значит, амбиция, потому что ты претендуешь не на знание. Не позволяй травке ослеплять тебя. Ибо она уже зацепила тебя. Она заманивает людей и даёт им ощущение власти. Она заставляет их чувствовать, будто они могут совершить многое, на что обыкновенный человек не способен. И в этом — её ловушка. И ещё: путь без сердца рано или поздно оборачивается против человека и губит его. Не много надо, чтобы умереть, а искать смерти — значит искать ничто.