Найти в Дзене
Дарья Гонконг

Новая информация для всех, кто работает с детьми

Начала учить своего ученика групповым обусловленностям - переходим на новый уровень 🚀 Раскрою тему обусловленностей подробно. Если говорить совсем просто, обусловленность – это четкое понимание что я должен сделать, чтобы получить то, что я хочу. 💡 Чем больше обусловленностей понимает ученик, тем он более «гибкий». Тем проще учить такого ученика и тем быстрее он приспособится к требованиям в незнакомой обстановке. 1. Прямое поощрение: даем поощрение после каждого правильного ответа. 2. Жетоны – всем известная система. Однако и в ней есть вариативность. Жетоны бывают: 🔺в формате 2D (магниты, стикеры); 🔺в формате 3D (лего, кубики); 🔺жетоны-игры с понятным окончанием / completion based tokens Например: За правильный ответ мы ставим клубничку на пирог. Пирог не является поощрением, но является частью активности для сбора жетонов. Все клубнички поставили, задание заканчивается. Пример жетонов с понятным окончанием: пирамидки, пазлы; сбор лего по образцу; лото и пр. В данном случае дета

Начала учить своего ученика групповым обусловленностям - переходим на новый уровень 🚀

Раскрою тему обусловленностей подробно.

Если говорить совсем просто, обусловленность – это четкое понимание что я должен сделать, чтобы получить то, что я хочу.

💡 Чем больше обусловленностей понимает ученик, тем он более «гибкий». Тем проще учить такого ученика и тем быстрее он приспособится к требованиям в незнакомой обстановке.

1. Прямое поощрение: даем поощрение после каждого правильного ответа.

2. Жетоны – всем известная система. Однако и в ней есть вариативность.

Жетоны бывают:

🔺в формате 2D (магниты, стикеры);

Классические 2D жетоны
Классические 2D жетоны

🔺в формате 3D (лего, кубики);

🔺жетоны-игры с понятным окончанием / completion based tokens

Например:

За правильный ответ мы ставим клубничку на пирог. Пирог не является поощрением, но является частью активности для сбора жетонов. Все клубнички поставили, задание заканчивается.

Пример жетонов с понятным окончанием:

пирамидки, пазлы; сбор лего по образцу; лото и пр.

В данном случае детали игры служат в качестве жетонов. На фото я использовала детали лото в качестве поощрения в задании на развития ЭХО.

За правильный ответ ученику дается часть лото. Когда собраны все детали картинки, задание заканчивается. Данный пример схож с "жетонами-сопоставление"
За правильный ответ ученику дается часть лото. Когда собраны все детали картинки, задание заканчивается. Данный пример схож с "жетонами-сопоставление"

🔺жетоны, встроенные в поощрение

Отличие от обычных жетонов в том, что детали (жетоны) сами по себе являются поощрением.

Пример: скатить шарики с горки, поставить машинки на парковку и пр.

Про встроенные жетоны снимала отдельное видео.

Пересматриваем, используем в практике.

Ученику нравится горка с утятами. За правильный ответ ученику дается один утенок. Всех утят собрал, задание закончилось
Ученику нравится горка с утятами. За правильный ответ ученику дается один утенок. Всех утят собрал, задание закончилось

🔺также выделяют «жетоны-сопоставление»

Распечатываете 2D подложку, вырезаете некоторые детали.

За правильный ответ ученик получает деталь и должен сопоставить её с правильной картинкой. Вопросы, которые вы задаете никак не связаны с картиной. Можете работать над имитацией, эхо, учебным поведением.

Такие жетоны требуют большей внимательности, чем обычные 2D жетоны.

За правильный ответ ученику дается часть картинки
За правильный ответ ученику дается часть картинки

🙁 К сожалению на многих занятиях люди используют только один вид обусловленностей – 2D жетоны.

Часто эти жетоны даже не «обусловлены» – взрослый кладет жетоны на планшетку ребёнку, ребёнок не обращает внимания на то, что происходит. Когда взрослый положил все жетоны, он с радостью дает ребёнку поощрение. Ученик не понял за что ему такая благодать, но поиграть с игрушкой не против.

⚠️ Ошибочное мнение – утверждать, что жетоны должны ставиться учеником.

Не важно кто ставит жетоны, важно чтобы ученик отслеживал происходящее.

Я делала про это отдельное видео, первое в этом посте, посмотрите внимательно.

⚠️ Есть плюсы в том, чтобы учитель ставил жетоны, а также плюсы в том, чтобы ученик делал это самостоятельно. Все зависит от ваших целей.

3️⃣Таймеры – я использую два таймера.

🔺 для «скорости»:

дает ученику рамку как быстро нужно выполнить задание.

Бесплатное приложение в AppStore. Называется "Countdown"
Бесплатное приложение в AppStore. Называется "Countdown"

🔺 для «продолжительности»: объясняет ученику как долго он должен выполнять задание

Бесплатное приложение в AppStore. Называется PiTimer
Бесплатное приложение в AppStore. Называется PiTimer

4. Переменный режим – формат русской рулетки. Ребёнок никогда не знает какой именно ответ приведет к поощрению.

Обязательно для учеников с низкой мотивацией! (то есть почти для всех новичков и саботажников 😁)

Вариантов переменного режима поощрений много, на фото – жетоны, которые работают в переменном режиме.

Ученик открывает окошко – там может быть приз, а может быть "пусто".
Ученик открывает окошко – там может быть приз, а может быть "пусто".

По ссылке больше примеров системы с переменным режимом поощрения.

5. Чистый стол – система, в которой жетонами являются учебные материалы.

💡Лайфхак о котором мало кто знает – вы можете поощрять ученика за правильное поведение, убирая материалы.

Пример:

Вы работаете на наименованием предметов. Ученик верно отвечает, вы убираете предмет. Но также ученик очень внимателен и отвечает быстро.

Подкрепите это поведение, скажите: «Супер внимательный! Я убираю ещё один предмет.»

На фото ниже пример для задания на экспрессивную речь (ТАКТ) или рецептивную речь (Поведение слушателя).

Пример задания с обусловленностью "Чистый стол": ученик отвечает на вопрос, карточка убирается со стола
Пример задания с обусловленностью "Чистый стол": ученик отвечает на вопрос, карточка убирается со стола

Чистый стол подходит для широкого спектра заданий, включая задания на развитие внимания.

6. Система баллов или галочек – понадобится маркерная доска / бумага + маркер.

Пример:

🔺Рисуем пять кружочков, за каждый правильный ответ ставим галочку в кружочке. Все галочки собрали – перерыв

🔺Можно быть более креативным и использовать незавершенные рисунки как часть жетонов.

Нарисовать несколько стебельков без цветочков, несколько машин без колес.

За правильные ответы мы дорисовываем картинку.

⭐️Помню мы собирали с учеником звёздочки, я рисовала их на маркерной доске.

Звездочки вели к планете. Планета - приз.

Мой ученик проштрафился. Я сказала, что больше звёздочки мы не сможем собирать, теперь мы будем рисовать облачка.

Мой ученик расстроился, выпятил губу и был готов расплакаться: «хочу свои звёздочки обратно!»

Ох, как же я любила этого маленького малыша. Это был первый раз, когда он так явно расстроился из-за незначительного и как мне казалось, совершенно не волнующего его повода.

7. Дифференцированные жетоны: жетоны, в которые включена оценка качества выполнения задания.

🔺Пример:

На одной планшетке есть место для пяти зеленых жетонов 🟢 -> ведет к супер призу

А также место для пяти желтых жетонов 🟡 -> ведет к среднему призу

Зеленые жетоны даются за правильные ответ + хорошее учебное поведение;

Желтые жетоны даются если было выполнено только одно условие.

Хочешь получить супер приз? Работай усердно, чтобы получить зеленые жетоны.

8. Черные жетоны / Кресты / Response cost:

Формат в котором ученику дается обратная связь не только за «правильное» поведение, но и за подведение, которое необходимо уменьшить.

Не все ученики могут понять такую систему, она требует определенного уровня когнитивных навыков.

За правильный ответ ученик получает жетон. Если ученик демонстрирует неприемлемое поведение, дается крестик. Если получено два крестика, ученик лишается перерыва или начинает работу заново.
За правильный ответ ученик получает жетон. Если ученик демонстрирует неприемлемое поведение, дается крестик. Если получено два крестика, ученик лишается перерыва или начинает работу заново.

9. «Жетоны радуга» – используется для формирования поведения, которое мы хотим видеть длительное время.

🔺Например, держать руки на столе / на коленках или смотреть на учителя.

Когда ученик показывает верное поведение, жетон движется вперед медленно, как по радуге.

Когда ученик показывает противоположное поведение: играет с пальчиками, трясет руками, смотрит в сторону, жетон либо останавливается, либо возвращается в начальную точку.

Такие жетоны подходят для техники самоконтроля и регуляции эмоций:

ученик дышит глубже, контролирует эмоции -> жетон движется;

ученик заходится в новом витке плача -> жетон останавливается.

ИТОГО:

У нас в арсенале есть целый спектр обусловленностей.

Сегодня в занятии с учеником я использовала восемь обусловленностей + групповую систему, о которой я напишу отдельный пост.

Надеюсь, что и вы пользуетесь разными системами обусловленности для разных учеников!

Ранее я не видела подробного описания систем обусловленности ни на курсах, ни в учебниках.

✈️ Сохраняйте пост, делитесь с коллегами.

#аутизм #аутизаблог # прикладнойанализповедения