Найти тему
Москва памятная

Могилы актеров на Троекуровском кладбище. Часть пятая

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Предлагаю вашему вниманию очередную, пятую часть обзора могил знаменитых актеров похороненных на Троекуровском кладбище

Гомиашвили Арчил Михайлович (1926-2005)

Советский и российский киноактёр, предприниматель, народный артист Грузинской ССР. Наверное, среди вас мои уважаемые читатели и подписчики не найдется ни одного человека, который не видел бы и не любил замечательный, не побоюсь этого слова гениальный фильм Леонида Гайдая «12 стульев» в котором Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа Бендера.

Возможно, он не был великим актером, но в данном случае попадание в типаж было абсолютным.

-2

Все люди, хорошо знавшие Арчила Михайловича говорили, что ему не нужно было играть Бендера. Он по жизни был абсолютной реинкарнацией «великого комбинатора», авантюриста и игрока.

Арчил родился в Тбилиси. С детства отличался большим творческим потенциалом, но не отличался примерным поведением.
В 1943 году был отчислен из Тбилисского художественного техникума за систематическое хулиганство, драки и кражи.

Оказавшись «на вольных хлебах» он устроился на работу в Тбилисский театр русской драмы им. Грибоедова. Как-то ночью они вместе с другом срезали со всех кресел кожу и продали её сапожнику. Результат два года заключения в исправительном лагере для несовершеннолетних под Тбилиси.

После освобождения Арчил отправляется в Москву где поступает в Школу-студию МХАТ, но опять попадает в неприятную историю. Драка, уголовное дело, едва не закончившееся новым сроком, отчисление из театрального ВУЗа, спешный отъезд из Москвы. В Тбилиси его приняли в труппу Академического театра имени К. Марджанишвили, а в 1958 году актёр уехал в Поти и работал сначала в театре имени Г. Эристави, а потом — в Тбилисском русском театре имени А. С. Грибоедова.

В 1958 году Арчил Гомиашвили готовит моноспектакль «Приключения Остапа Бендера» по мотивам «Золотого теленка», с которым гастролирует по всему Советскому Союзу.

В конце 60-х годов он обосновался в Москве. Говорят, что деньги, которых роскошный грузин не считал, он зарабатывал не только и не столько на театральных подмостках, сколько на московском ипподроме и разного рода подпольных катранах, где игра шла по крупному. Он вращался в богемных кругах и заводил романы с женщинами из мира кино. Известно, например, что у него был бурный роман с режиссёром Татьяной Лиозновой, которая хотела снимать его в роли Штирлица, и что Арчил Гомиашвили недолго был женат на звезде советского кино 30-х – 40 – х годов Татьяне Окуневской

В 1970 году Леонид Гайдай приступает к работе над фильмом «12 стульев».

Известно, что первоначально на эту роль был утвержден Владимир Высоцкий.

Наталья Крачковская и Владимир Высоцкий. Проба к фильму "12 стульев"
Наталья Крачковская и Владимир Высоцкий. Проба к фильму "12 стульев"

Однако перед самым началом съемок Владимир Семенович то, что называется «ушёл в штопор» и был заменен на Александра Белявского, который Гайдая категорически не устроил.

-4

Кто-то из съемочной группы предложил попробовать Гомиашвили, и в результате получился шедевр Советского кинематографа, который хочется пересматривать и находить в нем каждый раз, что-то новое.

Фильм получил всенародное признание, а Арчил Гомиашвили всесоюзную славу. Справедливости ради следует сказать, что Арчил Гомиашвили хотя и был внешне фрактурен и полностью вписался в образ Остапа Сулеймана Бендера, не обладал достаточными актерскими способностями что бы создать драматургически законченный образ. Озвучивать Великого комбинатора Гайдай пригласил актера Юрия Саранцева,

-5

а «жестокий романс», который Бендер исполняет под гитару для мадам Грицацуевой, спел Валерий Золотухин. Несмотря на грандиозный успех фильма в дальнейшем Гомиашвили в кино снимался очень мало. Пожалуй, самая запоминающаяся роль в фильме «Мимино», где его героя Вахтанг Кикабидзе макал головой в унитаз.

Арчил Гомиашвили в фильме «Мимино»
Арчил Гомиашвили в фильме «Мимино»

В театре, он тоже ничем особенным не прославился, хотя был актером «Ленкома», а затем театра имени Пушкина.

После начала перестройки артист переквалифицировался в бизнесмена.
В 1990 году он стал президентом акционерного общества «Сити-бизнес», а в конце 1992 года открыл в Москве клуб - казино «Золотой Остап».

-7

Это заведение стало одним из символов Москвы 90-х. «Новые русские» в малиновых пиджаках, звезды кино и эстрады первой величины, политики, богатые иностранцы все стремились попасть в это заведение, заранее забронировав столик.

Не секрет, что Арчил Гомиашвили и раньше не бедствовал, но благодаря своему детищу он стал одним из самых успешных людей в новой России.

-8

Скончался Арчил Михайлович в мае 2005 года от онкологического заболевания. Похоронен на 6-м участке Троекуровского кладбища.

-9

Градова Екатерина Георгиевна (1946-2021)

-10

Советская актриса театра и кино, первая жена Андрея Миронова и мать их дочери Маши.
Со своим будущим мужем познакомилась ещё, будучи студенткой Школы-студии МХАТ. Андрей Александрович пришёл посмотреть дипломный спектакль «Женитьба Фигаро», где Градова играла графиню Розину, и сразу же пригласил её на встречу с Валентином Плучеком, который взял молодую актрису в прославленный Театр Сатиры. Вскоре после этого она стала женой Андрея Миронова.

-11

В 1973 году у актерской четы родилась дочь Мария, которая впоследствии тоже стала актрисой. В 1976 году брак распался, но, несмотря на это они продолжали служить в одном театре.

На сцене Сатиры Екатерина Георгиевна играла 17 лет, а вот в кино снималась очень мало. Самая знаменитая роль, по которой её помнят и сегодня - радистка Кэт в знаменитом советском сериале "Семнадцать мгновений весны".

-12

Ещё одну её небольшую, но очень яркую роль, Екатерина Градова сыграла в фильме «Место встречи изменить нельзя». Наверняка вы все мои уважаемые читатели помните Светлану Волокушину, подручную карманника Ручечника.

-13

После смерти Андрея Миронова в 1987 году Екатерина Градова ушла из актерской профессии и обратилась к Богу.
После окончания Свято-Тихоновского богословского института преподавала в гимназии. Екатерина Георгиевна скончалась 22 февраля 2021 года. Похоронена на 21 участке Троекуровского кладбища.

-14

Грачевский Борис Юрьевич (1949 – 2021)

-15

Известный советский и российский кинорежиссер, сценарист, актер, продюсер. Член Российской академии кинематографических искусств «Ника», заслуженный деятель искусств РФ. Отец основатель и многолетний художественный руководитель любимого несколькими поколениями «мальчишек и девчонок, а так же их родителей» киножурнала «Ералаш».

Родился в Раменском районе Московской области в интеллигентной семье. Отец – конферансье на эстраде, мама библиотекарь. В 6 лет впервые вместе с отцом вышел на сцену.

Окончил Калининградский механический техникум при заводе С. П. Королёва (ныне НПО «Энергия») и работал техником – конструктором. После службы в армии устроился администратором на киностудию имени Горького. Работал со знаменитым кино сказочником Александром Роу в фильме, которого «Варвара краса, длинная коса» именно его рука, одетая в специальную перчатку вылезала из воды в сопровождении восклицания «Должок!!!»

-16

В 1969 году поступил на заочное отделение ВГИКа по специальности «Организация кинопроизводства», но студентом был мягко говоря нерадивым. Диплом о высшем образовании Грачевский получил лишь 23 года спустя. Однако это не помешало ему сделать блестящую карьеру в кино. В 1974 году по своей инициативе совместно с драматургом Александром Хмеликом основал детский юмористический киножурнал «Ералаш», где работал до конца своей жизни.

Был сценаристом целого ряда сюжетов, режиссером постановщиком. Иногда снимался, как кино актер или читал закадровый текст.

Сюжет «Три желания». Б. Грачевский в роли джина, у которого спасший его мальчик попросил «трубу, тачку и кучу бабок».
Сюжет «Три желания». Б. Грачевский в роли джина, у которого спасший его мальчик попросил «трубу, тачку и кучу бабок».

В 1995 году основал киностудию «Ералаш-Лэнд», а в 2005-м – киностудию «Ералаш». Автор сборника юмористических изречений «Идиотизмы».

В 2018 году у Бориса Грачевского было диагностировано онкологическое заболевание, потребовавшее длительного лечения. В конце 2020 заразился коронавирусом, от которого скончался в январе 2021. Похоронен на 21 участке Троекуровского кладбища в Москве.

-18

Григорьев Юрий Алексеевич (1937 – 2018)

-19

Известный советский и российский артист эстрады, звукоимитатор, пародист, конферансье. Заслуженный артист РСФСР.

Уроженец Баку. В начале 50 –х годов стал участником художественной самодеятельности, где выступал в качестве конферансье и исполнял номера, построенные на звукоподражании. Особым успехом у зрителей пользовался номер «Я живу у вокзала», где юный артист мастерски воспроизводил лязганье сцепок, гудки паровозов, хрип громкоговорителя и прочую какофонию.
В 1956 году получил приглашение работать в качестве конферансье в коллективе знаменитого танцора Махмуда Эсамбаева. В дальнейшем работал с оркестром Олега Лундстрема и работал в нескольких филармониях Северного Кавказа. С 1976 года артист Москонцерта. В середине 60-х годов, когда в моду вошли транзисторные радиоприемники Юрий Григорьев первым придумал и стал исполнять номер «Радиоприемник» где мастерски изображал целый калейдоскоп различных голосов и программ: новости, реклама, интервью, песни, шумы, переплетясь зачастую складывались, в невероятно комичные фразы. В дальнейшем идею подхватили многие другие исполнители. Я например прекрасно помню, как номер «Веселый транзистор» исполнял Геннадий Хазанов.

С конца 70-х годов Юрий Григорьев выступал с сольными программами. Автор нескольких книг.

В последние годы жизни страдал от болезни Альцгеймера. Скончался 23 октября 2018 года. Похоронен на 18 участке Троекуровского кладбища.

-20
-21

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. В ближайшее время наша виртуальная экскурсия будет продолжена, а пока всего вам доброго и до скорой встречи.