Современный кризисный человек дезориентирован в этом профанно-экстремальном мире. Это значит, что он сводит многообразие мира и жизни к своей ничтожной периферии, целое — к малой его части. Опрощение и оглупение становится средством самоутверждения и самовыражением человека разочарованного и потерянного в вещном изобилии жизни: множество знаний — и ни одного истинного, множество удовольствий — и ни одного полного, горы неотложных дел — и ни одного дела в абсолютном, подлинном смысле (Хосе Ортега-и -Гассет).
Потеря воли, непонятная тревога, раздражительность, чувство подавленности или наоборот крайняя возбудимость до демонической ненасытности, страх и неуверенность в себе и в собственном будущем - все это меняет не только эмоциональный облик современного человека, но и влияет на его физиологию, мыслительную деятельность. Отчаяние в себе, в своих силах рождает ожесточение и озлобление. Отчаяние приводит к экстремизму, как к особой, гипертрофируемой и периферийной форме жизни. Радикализм дает цель, есть смысл, есть чёткая религиозная или социальная идентификация и, пожалуй самое главное, есть абсолютно-ценностное представление о всей своей жизни. Отрицание себя, своей самости и смиренное преклонение (с окаменелым и чёрствым сердцем) перед Абсолютным Богом становится надеждой на спасение. Но спасением ли?