Найти в Дзене

Валентина Толкунова. Пою для своего слушателя

Газета "Вечерний Минск",
номер от 31 августа 1983 года Скоро по телевидению будет показана передача Всесоюзного телевизионного фестиваля "Песня-83", которая записывалась в Минске.
В ней участвовали ведущие певцы и ансамбли Белоруссии, а также артисты, приглашенные из разных городов страны, - Юрий Антонов, Ксения Георгиади, Анастасия Лазарюк, Манана Тодадзе. Во время записи мы встретились с заслуженной артисткой РСФСР Валентиной Толкуновой. - Валентина Васильевна, вы уже не в первый раз в нашем городе? - Мне приходилось несколько раз бывать в Минске, но только в этот раз я смогла по-настоящему познакомиться с ним, с его архитектурой. Меня трогает, как заботятся минчане о красоте своего города. - А поете вы у нас в первый раз? - С концертами я сюда еще не приезжала. Четыре года собираюсь в Минск
на гастроли, но все никак не получается. Первый раз приехала сюда в 1968 году в составе вокально-инструментального оркестра "ВИО-66" под управлением Юрия Саульского, где я пела в вокальной г
Оглавление

Газета "Вечерний Минск",
номер от 31 августа 1983 года

Скоро по телевидению будет показана передача Всесоюзного телевизионного фестиваля "Песня-83", которая записывалась в Минске.
В ней участвовали ведущие певцы и ансамбли Белоруссии, а также артисты, приглашенные из разных городов страны, - Юрий Антонов, Ксения Георгиади, Анастасия Лазарюк, Манана Тодадзе. Во время записи мы встретились с заслуженной артисткой РСФСР Валентиной Толкуновой.

- Валентина Васильевна, вы уже не в первый раз в нашем городе?

- Мне приходилось несколько раз бывать в Минске, но только в этот раз я смогла по-настоящему познакомиться с ним, с его архитектурой. Меня трогает, как заботятся минчане о красоте своего города.

- А поете вы у нас в первый раз?

- С концертами я сюда еще не приезжала. Четыре года собираюсь в Минск
на гастроли, но все никак не получается. Первый раз приехала сюда в 1968 году в составе вокально-инструментального оркестра "ВИО-66" под управлением Юрия Саульского, где я пела в вокальной группе. Другое мое воспоминание связано с программой "Товарищ кино", которая проходила во Дворце спорта.
Я приезжала сюда с композитором Никитой Богословским.

- Тогда вы уже не пели в "ВИО-66"?

- Да, в оркестре я проработала около четырех с половиной лет, а после этого уже 11 лет пою на эстраде.

- И все эти годы вы, очевидно, ищете свое направление в искусстве?

- Когда я слушаю концерты моих коллег, наших и зарубежных исполнителей, сидя в зале, мне интересно не только то, как это "по-музыкантски" звучит.
Я, как каждый слушатель, воспринимаю все чисто эмоционально.
И мне как слушателю нравится философское, балладное начало в песне, нравится народная ее направленность.

Сколько бы мы ни пели, допустим, о мамах, о чувствах детей к маме, сколько бы мы ни пели о наших детях, о природе - все будет мало, потому что этим человек живет. И в каких бы формах песня ни строилась, все равно люди будут искать
в ней присутствие этих вечных и всегда актуальных тем.

- Чем еще, на ваш взгляд, должна обладать песня, чтобы дойти до слушателей?

- До слушателей, конечно, легче доходят песни с простой, напевной мелодикой. Например, песня "Ромашки спрятались, поникли лютики", - ведь у каждой женщины в какой-то определенный момент бывает это состояние.
Или "Снегопад" - приходит возраст, когда без "снегопада" не обойтись.
Такие песни становятся популярными, такие песни поются в народе, потому что в них правда жизни. Конечно, поются и какие-то эстрадные песни, модные, -
но они ненадолго остаются в душах людей. А такие песни, как "Снегопад",
"Я не могу иначе", "Стою на полустаночке", входят в дома, они запоминаются
и поются довольно долго, даже считаются народными.
Недавно Эдуарду Колмановскому пришло письмо со следующими строками: "Мы были удивлены, что вы написали песню "Где ты раньше был", мы думали, что она народная".

- Валентина Васильевна, а какие песни вам больше нравятся?

- Знаете, я свои песни очень люблю. Все те, которые нравятся людям, те,
с которыми я не могу расстаться, те, которые мне не надоедает петь.
Таких у меня немало. Это "Серебряные свадьбы", "Стою на полустаночке",
"Мы на лодочке катались", "Носики-курносики", "Деревянные лошадки",
из последних - "Я не могу иначе", "Если б не было войны",
"А любовь-то лебедем" - это песни, без которых мне не обойтись, которые уже стали моими. Я могу признаться, что не люблю, когда "мои" песни поют другие исполнители. Это меня немножко ранит, потому что я в них вложила столько сердца, столько работала над ними, сделала все возможное, чтобы люди их почувствовали. И вдруг одну из них запел кто-то другой - это все равно,
как если бы у тебя твоего ребенка отняли. Хотя понимаю, что каждую песню могут петь все.

- А как вы работаете над песней?

- Это очень сложный процесс. И не всегда одинаковый. Вернее, он всегда
не одинаковый и по времени, и по силе отдачи, и по затраченным эмоциям,
и по бессонным ночам. Над такой песней, как "Поговори со мною, мама",
я работала четыре месяца, а над песней "Если б не было войны" - полгода.
Не все бывает однозначным и равноценным, но я считаю, что даже если
у артиста бывают неудачи, то все равно это шаг вперед, а не назад,
потому что каждой песне стараешься отдать частицу своей души, сердца, жизни.

- Для каждого певца очень важно, для кого он поет. Для кого вы поете?

- Я пою для своего слушателя. Считаю, что на концерт каждого исполнителя, музыканта или чтеца приходит та публика, которой он достоит. Приходят люди, родственные ему по духу, по восприятию жизни. У каждого художника своя аудитория. Невозможно всем нравиться, глупо всем нравиться.
Это может привести к всеядности, безвкусию.

Интервью повела Л. БАГУН