Найти тему

Где грань безумия?

ГДЕ ГРАНЬ БЕЗУМИЯ?

В журнале «Новый мир» (12 выпуск 2022 года) вышла повесть, о которой я захотела написать:
http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2022_12/Content/Publication6_8157/Default.aspx

АННА АНТ «Привет МЫ-ПСИХИ»

Честно, меня привлекло название. Говорят: «Не судите книгу по обложке», но с этим произведением дела обстояли совершенно иначе.

С первых строчек, очень заинтересовал сюжет:

— Вы слышали голос в голове?

— Да.

— Но это был ваш голос?

— Не мой. Вроде, это был мой голос. Он же у меня в голове. Значит, мой. Но не мой…

— Забираем.

«Интересно послушать про шизофрению, когда она не твоя.»- позже прочитала в тексте.

Главный герой, Анна, женщина 31 года, ведет повествование от 1-ого лица. В психиатрическую лечебницу попадает впервые, так как слышит голоса и «последнюю неделю каждую ночь» стоит на подоконнике — «без этого не могла уснуть даже на пару часов. Решила обратиться к психиатру за антидепрессантами. Она сказала, что в моем состоянии до завтрашнего утра я могу не дожить».

Так начинается её подробный рассказ о жизни в «мире безумия». («Психбольница представлялась мне неприветливой и хмурой, а оказалась похожа на гостеприимный музей. Как будто безумие — это еще один способ времяпровождения, не более того».)

Анна очень внимательно наблюдает, замечая даже самые «незначительные» детали: «в машине было довольно чисто, несмотря на слякоть. Все продумано: каждый вещь находилась на специально предусмотренном месте. Я отмечала это автоматически.»

При этом доля иронии присутствует во время всего повествования, есть некоторая насмешка и пренебрежение в стереотипном мышлении людей начнет «психов».
(Говорить о нездоровых наклонностях психики нормальным людям как-то… глупо, что ли. Да и что они скажут: «Не парься из-за ерунды», «Чего ты накручиваешь на пустом месте», «Да все нормас будет, не переживай»)

И это я считаю, большой проблемой:
люди пренебрегают своим психическим здоровьем, не считая нужным поддерживать его в «должном состоянии», и поэтому, обесценивают и принижают его значимость, сами не осознавая сколько сфер (да, наверное, всё) их жизни зависят от внутреннего ресурса.

В машине «санитары сидели, развалившись, посмеивались над шутками друг друга. Казалось, мы на дружеской посиделке, а не едем сдавать меня в психушку.»

Интересно наблюдать за чувствами и состоянием героини, т.к. ты можешь не только «увидеть обстановку», но и ощутить нарастающую тревогу происходящего…

«Любовалась окружающими пейзажами преувеличенно сильно. Только бы не впадать в панику.»

И всё-таки, у каждого есть проблемы, сложности в разборе ситуаций, с которыми он сталкивается по жизни, но, где граница полностью здорового человека, небольшими отклонениями и психически больным?

Как пишет Анна, интересно размышляя об этом:

«Я подумала, что все мы здесь боты с заглючившей программой в мозгу. Мы не могли функционировать по правилам общества, потому и оказались в психушке. Были ли мы лучше или хуже здоровых людей? Или просто — сбой системы, материал на отбраковку?»

Может это моё воспалённое воображение, не имея в арсенале глубоких знаний науки, порождает широкие картинки того, что каждый человек индивидуален, и «особенности» составляют неотъемлемую часть личности. Как сказал швейцарский психиатр Карл Юнг: «Покажи мне здорового, я его вылечу.» И это не дает мне покоя, где та грань безумия, ведь «ненормальных» так много вокруг нас, что в большинстве случаев, мы и не догадываемся…

А людей, которых «забирают», наверняка посещают такие мысли, как Анну: «Мне все время казалось, что сейчас скажут: «Девушка, не страдайте фигней и не занимайте места настоящих больных».

Стоит заметить, что рассказчица очень любит читать, «я была бы здесь даже счастлива, если бы мне дали книгу», её письменная речь грамотная и поставленная, упоминания кино- и литературных героев для сравнения с другими пациентками, говорит о большом опыте читательской жизни: «черными волосами, бледной до синевы кожей она была похожа на музу Эдгара По», а вторая на «на ожившую Венеру Виллендорфскую», третий с «немного грустным лицом, как у Пьеро.»

А в сравнениях простых вещей и подмеченных деталей открывается широта кругозора «больной» и внимательность:

Санитар «спокойный и надежный, как советский гарнитур»

Потерянная женщина «на инопланетянку, еще не освоившую человеческие эмоции и интонации.» «Пугал только отсутствующий взгляд.» «Каждый ее шаг был осторожен, словно мог стоить ей жизни.»

«Деревянные рамы окна были усеяны темными пятнами времени. Все было покрыто налетом старости.»

Пообщавшись с «таким» человеком при других обстоятельствах, можно было бы с уверенностью назвать его грамотным и образованным, но и такие испытывают душевные расстройства…
Тогда что же могло повлиять?

Да, чувствуется поведения интроверта и замкнутость при общении с людьми, Анна не понимает зачем говорить: «Если бы я делилась своими мыслями, наверное, мне было бы не так больно. Но слова, вылетая из моего рта, становились бессмысленными и пустыми, потому я не хотела говорить.» Сближаться, ведь даже с родителями дистанция очень отдаленная.
Защищаясь от любых контактов и этого мира, спрятаться, выключить слуховой аппарат и остаться в тишине, полностью «уйти в себя, чтобы ненадолго вынырнуть обратно»,

в итоге совсем она захлебывается в клубке своих переживаний и чувств, настолько, что перестает разбирать, почему ей плохо:

«тогда я поняла, что всегда беспокоилась за маму, но почему-то не научилась этого осознавать. Маме снова должны были сделать операцию — детский страх вернулся. Я не понимала, что на самом деле боюсь ее потерять, и весь поток спутанных мыслей в моей голове был спровоцирован этим. Мне было настолько страшно, что я сбежала в психбольницу, словно маленькая девочка, которая говорит всем бедам: «Я в домике!»

Я настолько не понимала своих чувств, что страх осознала, только когда мне сказали, что с ней все в порядке, и все блоки моего сознания разом отпустило.»

Удивительно, как легко провалиться в бессознательное существовании, без контакта со своими мыслями, когда не различаешь чувств, не осознаешь страхов (а ведь эмоции-это наш основной навигатор психики, так мы ориентируемся, как поступать)

«Остаток тихого часа я лежала, плакала от счастья и называла себя трусливой дурой.

Жаль, что нельзя постучать в стену, сказать: «Я все поняла! Я прошла этот квест! Выпустите меня!»

Мой путь по Изнанке должен быть пройден до конца….

При чтении я смогла погрузиться в мир, описываемый автором, тот самый похожий на игру, «где надо выучить правила, если ты их не понимаешь».

Это была Московская именитая больница бывшая Кащенко («Канатчикова дача» еще называли. Высоцкий о ней пел»).

В коридоре диагностического отделения, кажется, что попал в сонное царство: все двигались медленно, словно под водой, из развлечений здесь — слоняться, пить воду, есть, разговаривать. «Тут жутко и страшно подхватить вирус безумия. Главная задача в психушке — не свихнуться.»

Люди почти всегда живут ожиданием или вовсе перестают понимать, что происходит и делают всё, что скажут.

«Казалось, ты в аквариуме, а мимо независимо проплывают рыбки, каждая сама по себе, но все в одном направлении»- тела двигаются, но мысли находятся где-то в закутках сознания, полном одиночестве. «Больше ничего не имело смысла. Мне негде было спрятаться и некуда отвлечься, и мое мышление просто вырубилось, превратив меня в говорящую куклу.»

Воруют халаты из спонтанного желания, носят носки разного цвета, собирают крошки с пола, дерутся. «Я наблюдала за ними с ощущением, что ненормальность происходящего тут становится нормой.»

При чтении становиться жутко, и мысли двоякие: «Встреть я этого парня «снаружи», подумала бы, что это симпатичный весельчак и душа компании.»

Ты сам начинаешь взвешивать, вроде делать некоторые вещи-норма, а вроде и нет….

«Ты думаешь, что ты в психушке, но нет. Ты в месте, где сосредоточено столько же различных реальностей, сколько пациентов, и даже сама психушка существует не в каждой из них. Иногда вы сталкиваетесь на перекрестках, и, если повезет, тебя переведут на тропу другой реальности и позволят заглянуть в чужое безумие».

В голове каждого из нас свой безграничный мир-только такой вывод я смогла сделать…