Сыграв в нём не одну роль — работницы пермской шоколадной фабрики Анны, а судьбу как минимум 78 миллионов российских женщин. А как максимум — всего 146-миллионного населения России.
Завтра, 9 ноября, фильм выходит в прокат. Посмотрите его, если хотите знать свою (нашу), крайне незавидную, по мнению режиссёра Анны Меликян, участь.
Это, конечно, не 100-процентный прогноз, но очень близкий к тому. Изменить предсказанное можно, но лишь одним способом — осознанием. И фильм, конечно, призван этому способствовать. И он даже мог бы это делать.
Но что-то мне подсказывает, что никаких изменений в сознании россиян картина не повлечёт. А судя по её финалу, надежды на это нет даже у самих её создателей.
Что же нам следовало бы осознать? Для начала, хотя бы то, в каком жанре снят рассматриваемый сегодня фильм.
Уже по самым первым его кадрам становится ясно: это РЕАЛИЗМ. Причём, КРИТИЧЕСКИЙ. Мутная, чёрно-белая картинка. Уличные табло, равнодушно фиксирующие ежесекундно увеличивающееся количество заболевших и умерших от вируса людей. Беспросветная жизнь, которую влачит Анна и все прочие работницы фабрики. Усталые, некрасивые, серые лица. Одинаковая форма, лишающая индивидуальности. Работа, вызывающая рвоту. И каждый следующий день похож на предыдущий.
Впрочем, сказанное вполне позволяет отнести работу и к жанру СИМВОЛИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА. И тогда Пермскую шоколадную фабрику можно рассматривать как метафору всей России. Работниц — как олицетворение всех нас, её жителей. А директрису в чёрном мундире, орущую: «Любите меня, суки! Я заставлю вас меня любить!» — как элемент, придающий картине черты СЮРРЕАЛИЗМА.
И тут вдруг появляется ФАНТАСТИКА. Оказывается, человечество уже готово к полёту на Марс. Более того, к его колонизации. И ракета с первыми поселенцами вылетит к красной планете чуть ли не завтра. И уж там-то жизнь будет совсем другой. Какой? Неизвестно. Но ясно, что не такой, как здесь.
Но и это ещё не всё. В один прекрасный момент в свои права вступает МИСТИКА: героиня получает разряд тока и падает, ударивших головой. Придя в сознание, она начинает слышать… мысли.
«Аллилуйя! Наконец-то!» — чуть было не воскликнула я в этот момент в ходе пресс-показа картины. Остановило сомнение: неужели россиянам, чтобы они начали мыслить, обязательно нужно дать по голове?
Однако, радоваться было всё равно рано. «Мысли», а именно так называла их Анна на своём первом приёме у доктора, она слышала только в бессознательном (во сне) или пограничном (транс) состоянии. Доктор же, к которому она пришла за помощью, услужливо подсунул ей другой термин: «голоса».
И всё сразу стало просто и понятно. Более того, выгодно. Тексты, которые Анна записывала под диктовку «инопланетян» во время сомнамбулического сеанса, сделали её местной знаменитостью. Её объявили «контактёром», стали снимать в телевизионных шоу, предлагать фотосессии в модных журналах, пригласили на конференцию в Москву.
Благодаря «голосам», у неё даже появился любовник — писатель и руководитель местного научного клуба (Олег Ягодин). Отношения с которым — это уже следующий жанр, черты которого явственно присутствуют в картине, КОМЕДИЯ с элементами НАТУРАЛИЗМА.
Хотя основной здесь является всё же ДРАМА. Именно в её ключе подаются в фильме отношения Анны с самой собой, детьми, мужем (Тимофей Трибунцев), окружающими. А главное, с жизнью.
Отношения, которые, увы, никак не складываются. Даже после того, как судьба, казалось бы, подбрасывает ей подарок, шанс всё изменить. Но нет. Всё равно не получается.
Почему? На мой взгляд, потому что все мы (а ведь каждый из нас, и вправду, — немного Анна) живём, руководствуясь, по крайней мере, двумя ОШИБОЧНЫМИ представлениями.
Первое — хорошо там, где нас нет. Часто бывает: человек не справляется с жизнью. У него не ладится на работе или в семье. Он не доволен собой, окружающими или обстоятельствами. И думает: а не поменять ли мне жену (или мужа)? Не переехать ли в другой город? В другую страну? На другую планету?.. Там же наверняка всё будет по-другому.
Так вот, не будет. От себя не убежишь. Мир внешний есть отражение внутреннего. И на новом месте вы построите точную копию прежнего. Если предварительно не изменитесь сами.
Второе заблуждение сложнее — о жизненной необходимости каждому из нас и катастрофической нехватке в нашем мире любви. «Любите друг друга! Любите друг друга! Любите друг друга!» — заклинают Анну и всё человечество «голоса», предупреждая, что без этого Землю ждёт самоуничтожение.
Любви подчинённых страстно желает бесполая директриса фабрики. Любви окружающих хотят завистливые подруги Анны. Любви подписчиков добивается её инфантильный сын — сетевой стример. Любви читателей жаждет использующий Анну писатель. Мужской любви ищет она в его объятиях, не замечая, что рядом есть человек, который уже её любит — по-своему, неярко, но уж как умеет…
И всем им, ЯКОБЫ, остро не хватает ЭТОЙ САМОЙ любви. Бедные, несчастные, обездоленные страдальцы…
Но ведь все они, на самом деле, во-первых, абсолютно не умеют любить сами.
Во-вторых, совершенно не представляют, что такое подлинная любовь. Точнее их представления полностью укладываются в рамки их узкого, зашоренного, заполненного стереотипами сознания.
А в-третьих, увы, не понимают главного — что любить нас вообще-то никто не обязан. Поэтому требовать этого от окружающих — наивно и бесполезно. А ещё саморазрушительно.
Да, любовь — естественное состояние человека. Но в нашем мире, к сожалению, в силу разных объективных и субъективных причин, люди часто вынуждены отказаться или очень глубоко спрятать эту свою способность. Таким же образом они воспитывают и своих детей, отчего последние растут вообще без любви (или с её уродливым суррогатом), заменяя её различными зависимостями.
Если так пойдёт и дальше, то дети детей (если вообще родятся) могут оказаться совсем лишены этой черты. И вот тогда человечество, действительно, ждёт самоуничтожение.
К счастью, пока это не так. Любовь ещё жива, хотя и стала чрезвычайной редкостью. Сегодня она — дар. Сокровище. Обрести которое доводится очень редко кому.
Что же делать остальным? А просто жить дальше. Но с пониманием того, что существование БЕЗ любви — НЕ катастрофа. Пример — монахи-отшельники, не стремящиеся к людской любви, но целиком посвящающие СЕБЯ любви к людям. Жить. И, всматриваясь внутрь своей личности, раскрывать, беречь и взращивать частицы той, истинной, любви, которой все мы были наделены от рождения.
Если бы в финале картины нам показали излечившегося от своей зависимости алкоголика (да, Анне довелось попробовать себя и в роли целителя), это была бы ещё и ПРИТЧА.
Но нам показали Анну с мужем. Который, успокаивая её после психбольницы, находит самые правильные — с его точки зрения — слова: «Будем жить как раньше». И вот это — настоящая ТРАГЕДИЯ.
Вероника Милославская
P. S. Что ещё случается иногда с людьми без любви, а точнее из-за неправильной родительской любви, очень убедительно и психологически верно показано в фильме «Все страхи Бо».