В связи с переизданием приключенческого мистического романа "Катрина: Меч зари" публикую текст из моего интервью Альманаху Фантастики "Фантаскоп" в выпуске 20.11.23, в котором мы поговорили о новом романе, фантастике, вампирах и писательстве.
Далее материал Фантаскопа:
"Алексей Кондратенко – молодой писатель из Москвы, автор бестселлера «Катрина: Число начала» по версии LiveLib, дипломант международного германского конкурса «Лучшая книга года» и номинант премии по фантастике «Басткон». Автор появился на литературной арене в 2017 году и пишет исключительно в крупной форме. Алексей рассказал о том, каким бывает писательство, какие приемы делают литературу не голословной и как сделать фантастику более осязаемой.
Ф: Алексей, давайте начнем с банального, почему вы пишите книги?
АК: Самый простой ответ, если не удаляться в дебри: мне нравится рассказывать истории с нешаблонного ракурса, чувствовать, как оживают миры, и наблюдать за судьбами интересных персонажей. Если же копнуть поглубже, то писательство бывает очень разным. В моем случае это возможность двигаться в новых направлениях, проживать много разных жизней и постоянно узнавать что-то новое во множестве областей. Для меня рассказывать истории – это способ делиться с читателем опытом на языке искусства. Чтобы подтолкнуть к его собственным выводам, вдохновить, подарить уникальные впечатления. В этом смысле я романист прозаик, а не фантаст. Я хочу, чтобы жанровая литература была пищей для ума и души. А не просто развлечением.
Ф: Какой жанр вам ближе: фантастика, фэнтези или мистика?
АК: Как читатель я обожаю разные жанры. Как писатель я создаю нарративную стилистику, смешивая разные компоненты. Давайте вспомним, что фантастика это архи-жанр, в рамках которого существуют остальные жанры нереального. И у каждого жанра есть минусы, которые можно компенсировать за счет элементов другого жанра. Например, фэнтези мало объясняет и меньше дружит с рационализмом, чем фантастика. А мистика неплохо умеет нагнетать, но она более камерная, чем фэнтези. Мне же хочется создавать логично объяснимый художественный мир, в котором будет и напряжение, и масштаб и рационализм.
Ф: Говоря о художественных мирах, почему действие ваших фантастических книг происходит в мире реальном, а не в полностью вымышленном?
АК: По ряду сюжетных причин лор вселенной лордоков в цикле романов «Катрина» тесно связан с нашим историческим контекстом и с нашей современностью. Так сложнее и фактурнее. Реальный мир накладывает свои правила, и очень интересно наблюдать за тем, как фантастические или мистические события меняют привычные нам правила. Рассказывая об этом столкновении, ты всегда находишь что-то новое. Мне нравится смотреть на невозможное через призму реального. Так фантастический жанр становится более осязаемым.
Ф: Кто такие лордоки, чего они хотят и при чем здесь вампиры?
АК: Лордоки – это тайная раса бессмертных, живущая в тени нашей цивилизации и создавшая вампиров. Но вампиры – тупиковая ветвь и изжившая себя тема по сравнению с лордоками. Их я оставил за скобками и фокусируюсь на оригинальной теме лордоков и их притязаниях на установление своего миропорядка по заветам священной книги Тентел. В образ лордоков легло много источников вдохновения. От эллинских мифов и образа зла в готических романах, до мафии и закрытых привилегированных клубов. Они кровонаследники Лордока, известного как Падший Принц и Император мертвых. Они создали Триумвират стражей из трёх воинственных кланов Вэллкатов, Морбиев и Люцерберов, чтобы объединить остальные кланы под своей защитой и продолжить дело Лордока. Это фон, на котором происходят события книг. Борьба за судьбы мира, борьба со своей сутью и выбор того, кем быть вопреки всему. Воплощением этой борьбы становится главная героиня цикла, наемница лордоков Катрина Вэллкат.
Ф: А сколько всего будет книг в цикле?
АК: Пока точно не скажу. Сейчас их три. И это еще не середина цикла. Сам цикл разбит на подциклы, отличающиеся тональностью, местом действия и темами. Например, Калининградская дилогия, в которую входят книги «Катрина: Число начала» и «Катрина: Реквием ангела, исповедь демона», завершена. Эти романы рассказали нам, кто такая Катрина Вэллкат и через что она прошла. Теперь я углубляюсь в лор и закладываю предпосылки для масштабных событий будущих книг.
Ф: К слову, финал вашего романа "Катрина: Реквием ангела, исповедь демона получился в духе Джорджа Р. Р. Мартина, нравится ли вам убивать ключевых персонажей?
АК: Я это делаю не для кайфа, а чтобы история и судьбы персонажей двигались в направлении того глобального финала цикла романов Катрина, ради которого всё задумано. Не все персонажи дойдут до конца. Но ни одна смерть не будет неуместной.
Ф: Третья книга «Катрина: Меч зари» вышла у вас совсем недавно. Расскажите, что отличает ее от ваших предыдущих книг?
АК: Это совсем другая история со множеством новых персонажей. Более масштабная. Она затрагивает фундаментальные тайны и ставит вопрос, а вечно ли бессмертие? Меч зари это отнюдь не макгаффин, а символ неизбежного будущего. Чтобы уничтожить эту идею Триумвират посылает своих убийц за юной лондонской пророчицей. Это задание вынудит наёмницу Катрину Вэллкат впервые пойти против Триумвирата и объединиться с орденом Фонарников, противостоящим бессмертным. Впервые в цикле это история о хороших парнях. О борьбе за правое дело, доблести и вере в лучшее в нас. Там много положительных персонажей, к которым легко проникнуться сочувствием. В отличие от предыдущих книг, действие происходит не в России, а в разных графствах Британии и в Швейцарии за 100 лет до событий первой книги «Катрина: Число начала».
Ф: Что для вас является показателем качественного произведения: сюжет, проработка героев, атмосфера?
АК: Качественное произведение состоит из тысяч нюансов, которые автор обязан учесть. Персонажи – обязательно личности. Их мотивы – логичны. Сюжет – способен удивлять и давать эмоциональный опыт. Тема, авторский ракурс и вся фабула – продуманы и свежи, иначе зачем повторять то, что уже десять раз сказано до тебя. Ты должен четко понимать, для чего и почему история такова. От каких-то авторских хотелок нужно уметь отказываться, а до каких-то идей приходится тянуться, чтобы история работала. Важна и эстетика. Есть еще такой критерий, как писательский голос. Это фирменный отлаженный стиль повествования. У нас мало об этом говорят, а на западе очень обращают на это внимание. И вот, если видно, что автор действительно работал, а не записывал поток фантазии, то текст качественный. Он может зайти или нет по вкусовщине, но тщательная работа всегда восхищает.
Ф: А какой критерий наиболее важен для того, чтобы книгу можно было назвать «хорошей»?
АК: Важно, чтобы автор разбирался в теме. Есть принцип в писательской работе, который я считаю обязательным и всегда его придерживаюсь. Исследовать материал. Исследовать тщательно и со всех сторон. Не факт, что ты используешь всё в книге, но у тебя должна быть полная палитра. От географческих топонимов и скорости стрельбы винтовки, которая была в ходу сто лет назад, до изучения масонского устава XVIII века и Единой теории поля. И плюс это весело! Сегодня ты вызваниваешь профессора геммолога и расспрашиваешь про драгоценные камни, завтра советуешься с друзьями сербами о местных повериях, потому что у тебя флэшбек про Балканы. А потом экскурсия в старинную усадьбу, потому что ты редактируешь церемониальную сцену в прусском особняке. Словом, это литература, она не должна быть голословной. Если ты пишешь, то нужно знать материал.
Ф: Вы упомянули Балканы. Расскажите, почему ваша главная героиня из Сербии?
АК: Может, это не широко известно, но сербы – очень близкий нам народ. Исторически, этнически и по духу. В то же время они экзотичны, слегка таинственны и живут в том ореоле восточноевропейской мифологии, которая хорошо коррелирует с темой лордоков. А уж непростая история Сербии сделала образ женщины-воина, женщины-героя, абсолютно естественным для Сербии явлением. Во многих домах там до сих пор есть оружие, люди знают, что война может вернуться в их край. Всё это драматично и свежо, тут есть, что рассказать, и очень подходит характеру Катрины.
Ф: Книги о Катрине Вэллкат – единственные ваши произведения?
АК: Я также пишу исторические романы под псевдонимом, но пока не готов его раскрывать.
Ф: Над чем вы работаете сейчас?
АК: Над четвертым романом в цикле, «Катрина: Земля падших» (к моменту публикации роман уже вышел), продолжающим тему Англии 1910 года. А также над музыкальным саундтреком к этой книге. Это будет оркестровая музыка с очень эмоциональной ведущей скрипкой. Мы уже выпускали саундтрек для первой книги «Катрина: Число начала». Тогда на альбоме «Катрина» объединились 9 крутейших отечественных рок-групп. Среди которых Crimson Blue, Your Screaming Silence, Ten Tonn Hammer и другие команды. Рок альбом «Катрина» вы можете послушать бесплатно в Яндекс.Музыка. А оркестровый саундтрек к четвертой книге придется подождать.
Интервью подготовлено специально для онлайн-журнала Фантастика.РФ"
_____________________________________________
Приобрести книгу Катрина: Меч Зари
Wildberries (новое издание)
Wildberries (прежнее издание)
ЛитРес (электронная версия)