В России много хороших режиссёров, актёров и сценаристов, но, к сожалению, довольно проблематично среди них вспомнить настоящих гарантов качества. Условные Сергей Безруков или Светлана Ходченкова - это отличные актёры, но качество их проектов иногда оставляет желать лучшего.
Так вот, лично для меня одним из немногочисленных русских кинодеятелей-гарантов качества является Илья Найшуллер. Прошлогоднюю комедию за его продюсированием "Молодой человек" до сих пор вторым лучшим фильмом 2022 года считаю (Стивен Спилберг со своими "Фабельманами" оставил всё-таки слишком сильные впечатления). И "Кентавр", где Найшуллер также был продюсером, был для меня тёмной лошадкой - постер выглядел стильно, посмотреть собирался, но не ожидал какого-то откровения.
Вообще, немного отходя от темы, хочется подметить, что для меня 2023 при знатном количестве хороших фильмов не показал прям какого-то крышесноса. В 2022 году я поставил аж четыре оценки в 9 из 10 - причём двое из четырёх были русского производства (это только упомянутый "Молодой человек" и "Звёзды мне укажут путь"). В 2023, да, восьмёрок я поставил много, но вот для девяти не было ни одного фильма. И вот, смотрю я "Кентавра" - вроде как всё нравится - а потом лента просто уходит в отрыв и начинает творить какое-то в хорошем смысле безобразие.
Вот какой жанр прежде всего ассоциируется с фильмами российского производства? Это либо комедия, либо какое-нибудь кино по реальным событиям. Но, чёрт, почему в России так мало снимают триллеров? Да, в сериальном сегменте с "Методом", "Медиатором", "Игрой на выживание" и пр. этот жанр хоть как-то живёт, но вот в полнометражном кино я, даже поискав в Интернете, ничего толкового не обнаружил. Не считать же "Метро" триллером. "Кентавр" неожиданно закрывает этот гештальт, хотя не только триллером кино богато.
(Пока спойлеров не будет, но этот абзац может подпортить некоторые впечатления о фильме). С 2022 я взялся за ум и теперь намеренно не смотрю никакие промо и не читаю сюжетные детали фильма, чтобы, во-первых, не создавать себе ложные ожидания, а во-вторых - сделать для себя фильм сюрпризом, не зная его подробностей. К просмотру "Кентавра" я подходил, будучи знакомым лишь с постером, - и всё. И сей факт блестяще помог, поскольку я не знал, чего же ожидать от настолько лихо закрученного фильма. Начинается всё с околоромантической комедии и драмы про персонажей Юры Борисова и Анастасии Талызиной, которые вместе катаются по улицам Москвы. Ничего не предвещает катастрофы, как в миг милая беседа превращается в настоящий триллер. Ведь таксист может оказаться серийным убийцей. И таким образом кино поступает несколько раз - просто берёт и меняет отношение к персонажам с ног на голову. Кино не назовёшь самым стремительным по темпу, но из-за просто диким триллера и интриги от экрана просто не оторваться. Образ Юры Борисова вроде бы милый и располагает к себе доверием, но каждая новая сцена заставляет поменять к нему отношение: так он всё-таки убийца или хороший парень?
Героиня Анастасии Талызиной тоже получилось весьма и весьма интересной. При первой встрече представляется классической роковой красоткой, а после акцент сменяется с Саши как раз на Лизу, так что мы вместе с ней пытаемся понять, кем же является главный герой.
Ну и, повторяя тему из всех фильмом 2023, что мне очень понравились, химия между главными героями отменная. До любви тут, конечно, далековато, но умудрилась парочка найти точки соприкосновения, так что отсутствие (мини-спойлер) поцелуя в конце даже удивляет.
Визуал у ленты просто шикарный. В целом создаётся ощущение приятной и сочной картинки, но местами кино переходит просто все границы, создавая просто невероятно красивые сцены. В фильме, кстати, до кучи есть и элементы боевика. Как минимум две бодрые погони с диким напряжением и отличнейшей съёмкой и монтажом. Режиссура также великолепна. Не смотрел ни один фильм постановщика Кирилла Кемница (да и портфолио у него не самое богатое), но, блин, мужик - просто талантище.
Из минусов могу выделить только отсутствие крутых песен. Эти, знаете, минусы из разряда, когда не к чему придраться. Илья Найшуллер в своих режиссёрских и продюсерских проектах любит делать некоторые сцены натуральными клипами, но "Кентавра" этим обделил. Правда, кто его знает, как бы это вписалось в атмосферу проекта. Но, справедливости ради, музыкальная сцена в фильме присутствует. Хотя я вроде как занёс музыку в минус, но тут до меня внезапно дошёл тот факт, что написанный специально для фильма саундтрек просто гениален. В моменты наивысшего напряжения композитор такого триллера и саспенса даёт, что акула из "Челюстей" Спилберга захлебнётся от зависти.
А перед итогами хотелось бы немного обсудить кино со спойлерами. Не знаю, так и хочется сравнить "Кентавра" с культовой "Игрой" Дэвида Финчера - потому что по своему накалу страстей и не сходящему ни на секунду темпу оба фильма великолепны. Если так подумать, рассматривая фильм в целом, то его сюжет относительно простой. Но то, в какую обёртку создатели это завернули, заслуживает отдельной похвалы. Так как я был чуть ли не шокирован каждым сюжетным поворотом. В предпосылках кино тоже просто гениально. Что разговор с главным злодеем в самом начале, что даже зажигалка, что сцена с этой парковкой. До кучи, твисты - это просто что-то шикарное. То главный герой - это злодей, то руководители Лизы оказываются злодеями, то парень из самого начала оказывается злодеем, а экшоновый финал - просто бомба. Кстати, мне удивительным образом понравился наёмник в исполнении Сергея Гилева. Под конец он раскрылся с неожиданной стороны, так что ему даже умудряешься сопереживать.
В общем, на мой взгляд, "Кентавр" - это просто шикарная жанровая вещь с потрясающим уровнем триллера, саспенса и интриги, не менее классным экшеном и очень милыми и интересными персонажами. Для меня это однозначное 1 место среди всех фильмов 2023 года.