Где: Еврейский музей и центр толерантности
Адрес: улица Образцова, 11, стр.1а
До: 18 февраля 2024
Я не люблю современное искусство. И не понимаю. Тут могут быть разные причинно-следственные связи: не люблю, поэтому не хочу разобраться, и как следствие – не понимаю. Или не понимаю, поэтому не люблю. Как бы то ни было, на выставку Энди Уорхола я идти не собиралась, привело меня туда чувство долга. Миссию своего дзен-канала я вижу в том, чтобы объективно освещать те события, которые происходят в культурной жизни столицы, а уже мои читатели могли бы сами решать, посещать им эту выставку или нет. Итак, в дождливый ноябрьский день я поплелась на выставку Энди Уорхола. И выставка мне очень понравилась! Я не получила эстетического наслаждения, но выставка заставила меня задуматься, а это никогда не вредно.
О Выставке
Андрей Вархола, будущий Энди Уорхол, родился в 1928 году в Питтсбурге в семье бедных эмигрантов из Восточной Европы. Мальчик часто болел и оставался дома, тогда мать покупала раскраски, чтобы он был чем-то занят. Затем он поступил в Институт Карнеги в родном Питтсбурге на отделение графического дизайна. В 1949 году Андрей Вархола переехал в Нью-Йорк. Тогда он и поменял имя на Энди Уорхол. Полуподвальную квартиру он делил еще с 17 жильцами, а когда пришел на собеседование в "Harper's Bazaar", то из его портфолио выполз таракан. Тем не менее работу он получил.
Все, кто хотят чего-то добиться в XXI веке, стоят перед проблемой развития личного бренда. Энди Уорхол справился с этой задачей блестяще. Серебряный парик со вздыбленными волосами, черная водолазка на черном фоне, когда возникает ощущение, что голова появилась ниоткуда. Пугающее, но узнаваемое зрелище.
“Мне всегда хотелось, чтобы мой могильный камень был пустым. Ни эпитафии, ни имени. Хотя, на самом деле, мне хотелось бы, чтобы там было написано: «Вымысел»”.
Энди Уорхол
После Второй мировой войны, когда Европа лежала в руинах, в США наблюдался резкий экономический рост. Рекламные щиты пропагандировали американскую мечту: каждый может стать богатым и знаменитым. Так рождалось общество потребления, а вместе с ним и поп-арт, флагманом которого стал Энди Уорхол. Обращение к повседневности – одна из ключевых особенностей поп-арта.
Банка с супом - товар номер один для многих той эпохи. Именно эти работы принесли Уорхолу успех. 32 банки по количеству вкусов у бренда. Сам Уорхол питался именно этим супом. В ресторане он заказывал дорогие блюда, которые были ему не по вкусу, в конце вечера просил завернуть их с собой. Сверток он отдавал бездомным. “Вот так я худею,” – говорил Уорхол.
Я все банки не фотографировала. Вот несколько, если голодны, выбирайте, какой вкус Вам по вкусу.
Мне милее и ближе вот этот вариант.
В каждом разделе выставки вместе с произведениями Энди Уорхола представлены работы российских художников, вдохновленных его творчеством. Вот типичное серое пальто, банка сгущенки. Я узнала свое советское детство, но ностальгии не испытала.
В своем творчестве Энди Уорхол обращался не только к бытовым вещам, но и к теме природы. “Иметь землю и не портить ее – самое прекрасное искусство.” – еще одна знаменитая цитата Уорхола. В 1983 г. он создает серию шелкографий с вымирающими животными.
Знаменитые яркие глянцевые цветы – одна из визитных карточек Энди Уорхола. Это отсылка к культуре хиппи, которых называли детьми цветов. А мне вспомнилась сказка “Свинопас” Г-Х Андерсена: “Ты не захотела взять в мужья честного принца. Ты не оценила настоящую розу и живого соловья, а за жалкие игрушки могла целовать свинопаса. Вот и терпи теперь по заслугам!” Приговор обществу потребления от великого пророка-сказочника. Мы любуемся несуществующими цветами, гонимся за призрачной славой, целуем свинопасов.
Меж тем сам Энди Уорхол говорил: “Женщин особенно хочется целовать, когда на них нет косметики”. Раз уж мы перешли к теме поцелуев, пойдем дальше. Вот обложки виниловых пластинок, созданных Уорхолом. Пластика с бананом: я привожу не свое фото с выставки, а фото пластинки из лимитированной серии, на ней можно было снять кожуру-стикер. Вам уже исполнилось 16?
В лимитированной коллекции молния расстегивалась, открывая нижнее белье под фотографией джинсов.
Массовое сознание создает кумиров. На выставке перед вами пройдет пантеон кумиров из шоу-бизнеса и политики.
Мерилин Монро Уорхол писал уже после ее смерти. Голливудская улыбка стала таким же тиражируемым товаром как банки с супом.
Посмотрите, какой чудесный товарищ Мао, и глаза такие добрые-добрые, как у дедушки Ленина. Вот только кроваво-красные губы настораживают.
Все мы родом из детства: бедность, в которой Уорхол жил в детстве и в юности сказалась на его творчестве. У Уорхола был творческий кризис, тогда одна подруга посоветовала ему изобразить то, что он любит больше всего. Так родились картины с символами доллара. “Хороший бизнес – это лучшее искусство,” – считал Энди Уорхол. В моих фото отражаются знаки рубля, висящие напротив. Символично, не правда ли?
Я от души посмеялась, спасибо автору Олегу Семёновых.
Уорхол говорил, что “когда люди и цивилизации вырождаются и становятся меркантильными, они всегда подчеркивают свою внешнюю красоту и богатство”. Мне хочется думать, что это и есть его истинное отношение к деньгам.
Последний зал выставки называется Memento mori (помни о смерти). В Древнем Риме эта фраза произносилась во время триумфального шествия римских полководцев. За спиной военачальника ставили раба, который был обязан периодически напоминать победителю, что, несмотря на свою славу, тот остаётся смертным.
“Вы бы удивились, узнав, как много людей хотят повесить картину с электрическим стулом на стену своей спальни. Особенно, если цвет фона подходит под обои.”
Энди Уорхол
Но у Вас всегда есть выбор: повесить в спальне электрический стул или летний пейзаж, идти на выставку или нет. Сам Уорхол говорил: “Всегда, когда ты плачешь, ты мог бы смеяться, у тебя есть выбор.”
Вот одна из работ российских художников, которая мне очень понравилась
В этом калейдоскопе людей-планет я нашла и себя, изучающую современное искусство.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Еврейскиймузей #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #ЭндиУорхол