Дай-Ниппон Бутокукай и определение будо
Националистические настроения усилились после побед Японии в Первой китайско-японской войне (1894 – 1895 г. г.) и Русско-японской войне (1904 – 1905 г. г.). Книга Нитобэ Инадзо «Бусидо» (1899 год) впервые была опубликована на английском языке и стала мировым бестселлером, открывая секреты о том, как Япония добилась успеха в этих конфликтах. Только впоследствии она была переведена на японский язык, послужив катализатором «бума бусидо» и в Японии.
Дзюдзюцу и гэккэн становились всё более популярными в полиции, армии, школах и частных додзё, а кюдзюцу широко распространилось среди студенческого сообщества.
В 1895 году Япония отмечала 1100-летие перенесения столицы в Киото императором Камму. Дай-Ниппон Бутокукай (Общество воинской доблести Великой Японии) было основано в ознаменование этого события. Бутокукай провёл показательные выступления по боевым искусствам, в которых приняли участие 667 человек: 338 в кэндзюцу, 117 в дзюдзюцу, 114 в кюдзюцу, 17 в содзюцу и 14 по нагината. С тех пор эти показательные выступления стали ежегодным мероприятием.
На момент своего открытия Бутокукай насчитывал менее 1800 членов. С членом императорской семьи в качестве суперинтендента, Бутокукай назначал гражданских служащих, губернаторов и высокопоставленных полицейских в качестве членов своего совета, и всего за два года набора число действительных членов увеличилось до более чем ста тысяч человек и превысило миллион всего через десять лет.
В 1899 году общество Бутокукай построило Бутокудэн (Зал Воинской доблести) в окрестностях храма Хэйан Дзингу в Киото, и именно здесь впоследствии проходили показательные выступления в боевых искусствах. Место императора находится в алтарной части (сёмэн) зала Бутокудэн и вызывает сильное ощущение «изобретённой традиции».
В 1902 году впервые были присуждены сёго (звания): Ханси (старший эксперт) и Кёси (опытный учитель), а также внедрена система почестей «Поощрение доброй воли для мастеров боевых искусств». В 1904 году был построен центр для подготовки учителей будзюцу, а в следующем году были разработаны стандартизированные «Сэйтэй Ката» дзюдзюцу и кэндзюцу, позаимствовавшие некоторые элементы из нескольких различных рюха. Во многих отношениях общество Бутокукай сыграло решающую роль в продвижении будо в период между Первой и Второй мировыми войнами.
Кано был директором Токийской высшей нормальной школы (Токё Кото Сихан Гакко) с 1894 по 1920 год, а также возглавлял отдел дзюдзюцу в Бутокукай. В 1909 году он стал членом Международного олимпийского комитета, а два года спустя организовал Дай-Ниппон Тайику Кёкай (Спортивная ассоциация Японии) и стал её первым президентом. В следующем году Кано был назначен первым руководителем делегации Японии на V Олимпийские игры.
Кано оставил свой след не только в дзюдо, но и способствовал распространению и процветанию кэндо, сумо и других японских видов спорта. Он также сыграл важную роль в распространении карате с Окинавы на другие территории Японии.
Если вспомнить развитие современных видов спорта во всём мире, легкоатлетические соревнования стали популярными с 1860-х годов: соревнования по футболу и регби начались в английских публичных школах, гимнастика была организована в Германии в 1880-х годах, баскетбол и волейбол были изобретены в США в 1890-х годах, а первые современные Олимпийские игры состоялись в 1896 году.
В то же самое время японское будо реконструировалось из традиционного будзюцу и прочно утвердилось в обществе уже в 1890-х годах — так же, как современный спорт в других культурах, и сохраняет особое историческое место наряду с мировым спортом и физическим воспитанием.
Будо в школах
После Русско-японской войны и в период Тайсё Япония становилась всё более влиятельной на мировой арене, и приступила к империалистической колониальной экспансии, аннексировав в 1910 году Корею и планируя экспансию в Китай.
Во времена, когда Европа была втянута в Первую мировую войну (1914 – 1918 г. г.), Япония смогла установить свою власть над Азией, поскольку её благосостояние росло благодаря экспорту военного времени. Последнее поколение буси, родившееся в эпоху Токугава, почти полностью исчезло, но милитаристские тенденции усилились по мере того, как начали всё более расширяться представления о бусидо.
До этого энтузиасты стремились включить боевые искусства в систему образования, но безрезультатно. В 1883 году министерство образования провело исследование, чтобы установить преимущества и недостатки включения гэккэн и дзюдзюцу в национальную учебную программу, но Тайсо Дэнсюсё (Национальный институт гимнастики) пришёл к выводу, что будзюцу не подходит для системы образования.
В 1896 году возникло новое движение петиций, которое привело к обсуждению в Императорском сейме вопроса о допуске дзюдзюцу и кэндзюцу в средние школы, но эта идея была вновь отвергнута. И лишь только в 1912 году они были окончательно разрешены в качестве факультативных дисциплин в средних школах.
Таким образом, стало необходимым подготовить значительное количество квалифицированных учителей будо и срочно разработать стандартизированные ката и методики группового обучения. В то время двумя основными учебными заведениями для подготовки учителей являлись Токийская высшая нормальная школа и Будзюцу Сэнмон Гакко (Школа специалистов будзюцу), основанная в Киото обществом Бутокукай в 1912 году.
Поскольку Кодокан был предельно влиятельным, то никто не осмеливался критиковать стандартизированные ката дзюдзюцу (Бутокукай Сэйтэй Ката — пятнадцать нагэ-вадза и пятнадцать катамэ-вадза), разработанные в 1906 году при значительном личном участии Кано.
Ката кэндзюцу также были спорными, и многие эксперты, представляющие традиционные рюха, предъявляли жалобы к трём Бутокукай Сэйтэй Кэндзюцу Ката, созданным в том же году. Новый комитет из двадцати членов был назначен для повторного изучения стандартизированных форм, и в 1911 году он представил Дай-Ниппон Тэйкоку Кэндо Ката (семь тати и три кодати), известные теперь как Ниппон Кэндо Ката. Кроме того, в книге под названием «Кэндо», опубликованной Такано Сасабуро в 1915 году, были представлены методы группового обучения, а также установлены стандартные формы этикета.
Кроме того, широкой публике стали доступны манускрипты о кэндзюцу периода Токугава, содержащие «тайные учения» (хидэн) многих рюха. В 1909 году Горин-но-Сё (книга Миямото Мусаси «Пять колец») была опубликована и включена в книгу Такано Сасабуро «Кэндо». В 1915 году была опубликована книга «Будзюцу» Сосё, сборник из двадцати одного трактата о кэндзюцу эпохи Токугава, а в 1921 году Ямада Дзирокити включил в «Кэндо Сюги» пятьдесят восемь традиционных книг по кэндзюцу. В 1925 году были опубликованы «Нихон Кэндо-си» (Ямада) и «Кэндо но Хаттацу» (Симокава Усио) в качестве обстоятельного обзора истории кэндо.
Термин «дзюдо» стал широко известен примерно в 1900-х годах благодаря развитию Кодокан. В 1890-х годах началась модернизация икебана и чайной церемонии, а их названия в целях оживления смысла были изменены на кадо («Путь» цветка) и садо («Путь» чая).
В эпоху Тайсё в употребление вошел термин «кэндо», заменив привычное название «гэккэн».
Нисикубо Хиромити, директор Будзюцу Сэнмон Гакко, изменил термины дзюдзюцу, гэккэн и кюдзюцу на дзюдо, кэндо и кюдо в 1919 году, а школа Будзюцу Сэнмон Гакко была переименована в Будо Сэнмон Гакко. Министерство образования официально заменило термин гэккэн на кэндо в 1926 году.
Олег Захаров
Ростов–на–Дону, Россия