(Продолжение.
Начало в №№ 14, 15)
Победа христианства
Шел 313 год нашей эры. Войска императора Константина стояли против ворот Рима. На следующий день ожидалось решающее сражение. Противник Константина, Максенций, обладал большей армией, к тому же Рим был прекрасно укреплен и, если бы он продолжал оставаться под защитой своих стен, история получила бы другое развитие. Но Максенций послушался придворных авгуров (прорицателей) и вывел войска навстречу противнику.
В ночь перед сражением Константину было видение. В небе появился знак из двух букв греческого алфавита: “хи” и “ро” со словами “сим победишь”. Буквы эти образовывали начало слова “Христос”, поэтому Константин решил, что христианский Бог на его стороне. Он повелел изобразить знак на щитах и штандартах. Наутро им была одержана блистательная победа. Максенций утонул, упав в реку с Мильвиева моста. По этому названию битву и помнят в истории: битва у Мильвиева ручья.В результате победы Константин стал хозяином всей западной части империи.
Необходимо вкратце обрисовать политическую ситуацию того времени. Вернемся немного назад, во времена правления императора Диоклетиана. Он, став полновластным правителем империи, решил реорганизовать систему престолонаследия и управления, во избежание конфликтов. Для этого власть была поделена между четырьмя людьми: двумя августами и их “заместителями” кесарями. По замыслу, августа должен был сменять кесарь. Каждая пара “август-кесарь” правила в своей половине империи. Пока был жив Диоклетиан, эта система работала. Но после его смерти тут же началась гражданская война. Константин оказался самым дальновидным и удачливым политиком, а также талантливым полководцем, поэтому в результате долголетней борьбы и интриг стал единственным правителем империи. Это важно для нас, поскольку после победы у Мильвиева ручья Константин подписал Миланский эдикт, который легализовал христианство. Более того, оно получило государственную поддержку на все высшие посты в государстве назначены христиане, своим детям император брал воспитателей-христиан. А после смерти Константина в 337 году его преемники сделали христианство единственной государственной религией. Триста лет гонений и страданий закончились. Начался новый этап в жизни церкви.
Историки до сих пор спорят, было ли обращение Константина искренним или это был политический ход. С одной стороны, если это был расчет, то представляется он полной авантюрой. Ведь христиане были презираемым и гонимым меньшинством, бедняками и рабами. А с другой стороны, Константин вел аморальный образ жизни, продолжал исполнять языческие обряды, да и крещение принял только перед смертью. Тем не менее, именно он определял политику церкви, созывал соборы, принимал решения в вероучительных вопросах, разрешал богословские споры. Поразительно, ведь церковью фактически управлял человек, который не был ее членом. Фигура странная и неоднозначная, при которой, однако, церковь достигла процветания, государство окрепло, получив новую идеологию, язычество исчезло навсегда, нравы населения смягчились под действием христианства. Именно он основал на месте безвестного рыбацкого поселка Византия великолепную новую столицу империи Константинополь, ныне Стамбул. Константин определил ход истории на многие века.
Новая церковь
Вернемся, однако, к церкви. Теперь, в новых условиях, она видоизменилась, и изменения эти касались всех сторон ее жизни. К сожалению, не все они были ей на пользу.
Быть христианином стало выгодно, примерно так же, как выгодно было быть коммунистом в Советском Союзе. И толпы людей ринулись в церковь. За очень малый промежуток времени почти все население империи стало христианами, особенно после того, как в практику вошло крещение детей. Ясно, что большинство новообращенных приняли только внешние формы христианства, по сути своей так и оставшись язычниками. Церковь просто не могла, не имела ни времени, ни внутренних ресурсов справиться с этим все возрастающим потоком. Поэтому обучение основам вероучения, которое раньше длилось несколько лет перед крещением, да и дальнейшее пастырское попечение, свелось к минимуму, стало формальным. Многие церковные должности заняли карьеристы и временщики. Результатом стало всеобщее обмирщение церкви, утеря ею силы благочестивой жизни, уклонение в сторону формальной обрядовости, выхолащивание самой сути учения Христа. Зато внешняя сторона, обряды, здания, облачения священников стали роскошными. Да и как могло быть иначе, если при наличии огромных материальных средств, христианство было единственной официальной религией в империи, где император и его двор привыкли к роскоши? Помпезные языческие храмы передавались христианам, строились новые, не менее роскошные. Стала появляться священническая элита, равно далекая от простого народа, как и старая аристократия. Порядки, которые существовали в империи, церковь воспроизводила не только в богослужениях, но и во внутреннем устройстве. Изменилось даже богословие. Если раньше считалось, что христианство – это, прежде всего “Благая Весть для нищих” и богатым трудно ее услышать, то теперь богатство и пышность стали считаться признаками благословения. Изменился подход к миссионерской деятельности. Языческие обряды и праздники, а во многом и верования, просто немного видоизменялись и получали новую жизнь в христианстве. Считалось, что так людям будет проще принять новую веру. А, кроме того, с легкой руки Евсевия Кесарийского, начали считать, что со времен Константина пришествие Божьего Царства осуществилось, политика и религия сливались воедино.
Монашество
Но не все соглашались с подобным положением дел. Многие, видя, как узкий путь превращается в столбовую дорогу, находили выход в уходе от мира. И до Константина существовали люди, избравшие отшельнический образ жизни, но в новых условиях это движение приобрело массовый характер и получило идеологическую платформу. Так появилось монашество (от лат. Monachos – одинокий). Первыми монахами, по преданию, были Павел и Антоний, искавшие уединения и не находившие его, поскольку их постоянно осаждали желающие учиться монашеской жизни. Этих желающих со временем стало так много, что они выработали новый вид монашеской жизни – общинный. Такая форма получила название “киновитства”, дословно “общежитие”, организатором и идеологом которого стал Пахомий. Именно он организовал первые монастыри, которые росли, как грибы после дождя. Вскоре движение монашества набрало такую силу, что стало играть значительную роль в церкви. В народе пользовались огромным влиянием и популярностью многие монашеские подвижники, способствовавшие распространению идеалов самопожертвования, милости, любви и сострадания, поскольку при монастырях открывались больницы, гостиницы для бедных, раздавалась милостыня. Вскоре монахи стали назначаться на высшие церковные должности. Первым стал Мартин, избранный по воле народа епископом Тура. Церковь очень быстро оценила монашество с его дисциплиной и готовностью к самопожертвованию, начав использовать его как орудие благотворительной и миссионерской деятельности церкви.
Соборы
Богословские споры велись в христианстве с самого начала. Во времена апостола Павла решался вопрос о взаимоотношениях уверовавших язычников и иудеев. Затем боролись с гностицизмом, потом решали, как быть с теми, кто не выдержал пыток и отрекся от Христа. Но со времен Константина богословские споры приобрели качественно новое звучание. Император не мог позволить раскола религии, ставшей государственной идеологией. Для решения разногласий начали использоваться властные структуры. Константин стал созывать вселенские соборы. Впервые в истории церкви появилась возможность всем высшим иерархам церкви собраться вместе и выработать единое учение и догматику. Поводом для созыва Первого Вселенского Собора, проходившего в Никее в 325 г., стало учение Ария или арианская ересь, гласившая, что Христос есть первое сотворенное существо, а не Предвечный Бог. На этом и последующем соборе (Царьград) арианство было осуждено и, что самое главное для нас, – выработан документ, известный как Никео-Цареградский символ веры, который признают все христиане всего мира и поныне. Отступление от любого из его положений есть признак ереси. Так началась эпоха Вселенских Соборов, которых было семь, продолжавшаяся вплоть до 787 г. Они позволили оформить учение церкви, в борьбе с ересями выработали догматику, отсекли многие ложные пути.
Хотя идеологически все пространство империи, оставшейся после Константина, было единым, повсюду господствовало однородное христианство, (кроме территории нынешней Европы и части Африки, Армении и Грузии, где получило распространение арианство, но эти территории в состав империи не входили) но в политическом смысле империя разделилась на две части: Западную и Восточную, получившую название Византия со столицей в Константинополе.
В 395 г. произошло окончательное разделение на Западную и Восточную империи, судьбы которых пошли в разных направлениях.
В середине 4 века из-за Волги и Дона на Восточную Европу двинулось племя гуннов. По пути, смешиваясь с покоренными племенами, они приняли арианство. В итоге непрерывных войн в 410 году захватили Рим. Не успело закончиться это нашествие, как в 429 г. началось нашествие вандалов, которые так же были арианами. В 455 г. Рим повторно пал. Все эти войны привели к массовым перемещениям населения, что получило название “великое переселение народов”. Западная часть бывшей великой Римской империи навсегда изменила свой облик, начали формироваться европейские государства.
Византия же сохраняла свое единство, считая себя правопреемницей старого Рима, являясь носительницей его культуры. Различия между Западом и Востоком все более углублялись как в культурном, экономическом, политическом, так и в религиозном смыслах. Даже официальные языки были разными: в Византии греческий, на Западе латынь. Все это влияло и на богословие церквей запада и востока, и на их практику, что в итоге привело к разделению, но об этом пойдет речь в следующем номере.
Выводы
Наиболее активно многие основные черты христианской культуры начали складываться и формироваться в 4 веке, когда христианство было признано главной религией Римской империи. Особого расцвета достигло богословие, были выработаны основные догматы христианства и утверждены на Вселенских соборах, сформированы главные положения христианской культуры, сформировалось церковное искусство, высокого уровня достигла христианская словесность, возникла монастырская культура. Христианство из гонимого меньшинства стало частью государственности. Это воспринималось как победа Христа, победившего мир и продолжающего распространять победу, и в корне изменило мышление, практику и богословие. Христианская культура проявилась, прежде всего, в развитии архитектуры и др. монументальных форм искусства. В изобразительном искусстве совершился переход от сигнативной образной формы (символизм) к реалистичному изображению. Сложились уникальные по звучанию формы музыкального служения. На Западе были заложены основы григорианского хорала, на Востоке сформировалось гимновое пение, большое развитие получили хвалебные распевы – юбиляции. Но вместе с тем церковь во многом утеряла силу благочестия из-за проникновения в ее ряды невозрожденных людей, начался процесс разделения Запада и Востока. Над миром нависла тень раннего средневековья.
Подготовил Станислав Буланов
Продолжение следует
Библиография:
В. Бычков. 2000 лет христианской культуры. Том 1
Раннее христианство. Византия. ЦГНИИ ИНИОН РАН Университетская книга – УРАО, Москва – Санкт Петербург.
С. В. Санников. Двенадцать веков христианства. Том 1. Первое тысячелетие. Одесса – Санкт-Петербург, 2002 г.
Хусто Л. Гонсалес. История христианства. От основания Церкви до эпохи реформации. Библия для всех, 2001 г.
А. П. Лебедев. Вселенские соборы. Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. Издание второе, дополненное и исправленное. Издательство Олега Абышко. Санкт-Петербург.