Зной летнего дня сменился порывами холодного ветра, грянул гром, крупные капли дождя застучали в окна аульского домика.
- Хвала Аллаху, Он все посылает вовремя, - приговаривал Ибрагим, хозяин дома. Жена его Фатима, усаживая детишек за обед, велела сидеть тихо – отец не любит, когда шумят. По крыше дома дробью прошел град, тут дверь резко отворилась и на пороге появилась пожилая женщина, внешне ничем не напоминавшая домочадцев. На ее ладони блестели несколько градин.
- Это, детки, первый град в этом году, да пошлет вам Аллах здоровья и крепости! – она весело принялась натирать градом детские щечки. - Видать, зря прошлую неделю детвора носилась по аулу с Ханцэгуашэ (самодельное чучело, по языческим обрядам адыгов его купали в засуху для вызывания дождя). А дождь полил только сейчас!
Женщина не доводилась детям никем, но они звали ее нана, то есть бабушка. Особое удивление у окружающих вызывали отношения наны и Айши – белокурая девчушка настолько была привязана к этой сухощавой черной женщине, что, похоже, почитала ее за мать родную. Нана же в ней души не чаяла и не отпускала от себя ни на шаг. Своей семьи у наны не было, поэтому, однажды придя в дом Ибрагима и Фатимы присмотреть за детьми, она здесь осталась. Спустя годы девушка Айша проведет много ночей у постели умирающей наны и кончину ее будет оплакивать как самую тяжелую утрату.
***
- Нана, а какой он – Аллах? – спросила однажды Айша. – Где Он? Я хочу Его знать.
- О дочка, о Всевышнем нельзя говорить лишнего, грех это. За неосторожное слово Он может наказать. Когда подрастешь, Аллах откроется твоему разуму, а пока ты еще мала. Приучайся совершать намаз, благодари Аллаха всякий раз, когда просыпаешься утром или отходишь ко сну, принимаешь пищу.
Айша была смышленым ребенком, легко училась, прилежанием и послушанием располагая к себе окружающих. Она любила школу, считая ее за совершенный храм науки - здесь она получала ответы на многие свои вопросы. И только один вопрос, волновавший ее, оставался без ответа: Аллах – кто Он?
***
- Люся, почему тебя вчера не было в школе? И где твой октябрятский значок? – голос учительницы прозвучал так строго, что Люся растерялась.
- Я…. Мама не пустила из-за того, что был прием в октябрята. И значок носить не велела, говорит, это огорчает Бога.
В классе послышался смех.
- Ольга Андреевна, а Люська баптистка. Мама говорит, с ней нельзя общаться, - выкрикнул Вовка, заводила и баламут.
- А мне даже сидеть с ней не разрешают, - кричали дети наперебой.
- А мой дедушка - профессор, он говорит, что баптисты социально опасные люди, – заключила Арина, круглая отличница.
Учительница жестом успокоила класс и сказала, повернувшись к Люсе: «Никакого Бога нет. Это доказано наукой и космонавтами. А значок носить, Люся, тебе придется: ты учишься в советской школе , а не в церковно-приходской». Все снова засмеялись. Девочка затравленно смотрела то на учительницу, то на одноклассников, из больших темных глаз катились слезы. Виновато опустив голову, она прошла на свое место – за последнюю парту, где она сидела одна с первого класса.
- Люська, а это правда, что ваши баптисты людей убивают и в жертву Богу приносят? – не унимался Вовка на перемене. На следующий день Люся в школу не пришла.
Увидев пустующую парту, Айша задумалась. После уроков она отправилась не домой, а на улицу, где жила, как ее называли, «баптистская семья».
Подойдя к калитке, почувствовала легкое волнение: а может, не надо было сюда приходить? Ей вспомнились слова Вовки: «Баптисты людей убивают».
- Ну, чего ты стоишь, девочка, проходи!
От неожиданности Айша вздрогнула. Калитка широко распахнулась – то была мама Люси. Открытый взгляд и добрая улыбка развеяли детские сомнения, и Айша уверенно прошла в дом.
- А Люсенька вчера из школы ушла из-за головной боли, да и сегодня на ней что-то совсем лица нет…
На появление одноклассницы Люся отреагировала недоверчивым молчанием.
- Мы сегодня на математике решали примеры, а тебя не было. Хочешь, вместе уроки на завтра сделаем?
Люся вздохнула и улыбнулась.
Вечером Айша возвращалась домой в приподнятом настроении – она теперь знала, что с Люсей интересно играть и никакая она не социально опасная.
- Ольга Андреевна, можно я буду сидеть с Люсей?
- Айша, Люся у нас больше учиться не будет, она вместе с родителями переезжает в другой город.
***
Время скоротечно. Для Айши и ее одноклассников наступил последний школьный сентябрь. По ежегодному обыкновению на одном из уроков ученикам были розданы анкеты с вопросами о прошедших каникулах, о планах на будущее. Среди вопросов неизменно был и этот: «Веришь ли ты в Бога?», вызывавший какой-то особый трепет, тревогу. На него она всегда отвечала: «Не знаю». Другого ответа у нее и не могло быть: нана рассказывала ей об Аллахе, который знает о людях все и наказывает за неправильное поведение, об иконе в доме соседей нана сказала, что это «русский Бог», а в школе учили, что Бога нет вовсе. Где была истина – она не знала. А знать очень хотелось. Бывало, нет какого-нибудь урока – девчонки толпой в сквер прогуляться. Только Айшу влекло в старенькую часовню, что была неподалеку от школы. Ей казалось, там она найдет успокоение своей пытливой душе, встретит кого-нибудь, кто расскажет ей о первопричине и о смысле бытия, о законах мироздания. Но в часовне всегда стояла тишина, такая, что Айша слышала биение собственного сердца. Она подходила к одухотворенным, но безмолвным ликам, всматривалась в глаза страдальца, почему-то распятого на кресте. Она раньше слышала об Иисусе Христе, но почему Он висел на кресте, она не знала. Ее томила все та же неопределенность: если Бог один, то почему он разный у нас и у русских? И почему наука считает, что Бога нет? В то время ответить ей на эти вопросы не мог никто.
***
По прошествии лет в стране произошла смена политической системы, а вместе с ней народу была возвращена свобода вероисповедания. Когда в соседнем ауле открылась воскресная школа по изучению Корана и исламских доктрин, Айша составила длинный список вопросов для учителя и поспешила в ближайшее воскресенье на занятия. Каково же было ее разочарование, когда она узнала, что школа работала всего два месяца и ее закрыли из-за плохой посещаемости.
Позади осталась учеба в университете, Айша приехала в Краснодар на поиск работы. Проходя по центральной улице, остановилась у столика, на котором расположилась церковная библиотека. Сколько там было интересных книг! Вот они, здесь, - ответы на все ее вопросы.
- Скажите, сколько книг можно взять?
- А сколько хотите?
- Я бы, наверное, взяла все, но ведь нельзя!
- Паспорт, пожалуйста.
Заглянув в документ, библиотекарь протянула его обратно.
- Извините, у вас прописка не местная, так что я не могу записать вас.
Восторг сменился унынием, но делать было нечего – порядок есть порядок. Жухлая листва, холодок в воздухе подстать настроению напомнили о приближении осени, о ходе времени. На душе было тоскливо: без местной прописки – ни на работу, ни даже в уличную библиотеку…
Смирившись с капризами судьбы, Айша подальше убрала свой невостребованный диплом и устроилась в контору мыть полы. Работать там не хотел никто, поэтому ее приняли. «Уборщица со знанием 5 языков. Чем не ирония судьбы!» - грустно шутила она над собой.
Работа была тяжелая – десятки ведер воды нужно было заносить с первого этажа на третий. Однажды во время уборки она почувствовала резкую слабость в теле и постучалась в ближайшую дверь:
- Можно у вас передохнуть, нехорошо мне…
Опустившись на стул, Айша осмотрелась вокруг. То был кабинет художницы. На столе были разложены книги о живописи, и среди них была Библия.
- Можно? – ее рука потянулась за книгой, о которой она слышала, но видела впервые.- Знаете, я все-таки верю, что Бог существует, но мне хочется узнать о Нем больше, только у кого? Может, вы что-нибудь знаете о Нем?
Девушка сначала сочувственно посмотрела на Айшу, затем улыбнулась.
- Приходите в нашу церковь, там можно поговорить с пастором.
- Но я другой веры.
- Ну и что? Это неважно.
- Недавно я подходила к служителю в храме, но он только сказал: «Если ты не православная, то зачем ты здесь?»
- Послушайте, приходите прямо сегодня!
Вечером того же дня Айша отправилась на служение баптистской церкви. По дороге встретила подругу, пятикурсницу юридического факультета.
- Да в своем ли ты уме – идти к баптистам?! Дай мне их адрес на всякий случай, чтоб знать, где тебя искать, если не вернешься.
- Хороший специалист найдет и без адреса, - отшутилась Айша.
Тут все было не так, как она ожидала, - обычное помещение, только люди очень радушные, что тоже было неожиданным. Проповедников слушала затаив дыхание – с кафедры звучали слова о главных, непреходящих ценностях, о смысле жизни. Только теперь Айша поняла, почему «русский Бог» был распят на кресте. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» - эти слова на стене Дома молитвы стали так близки и понятны. Глаза наполнились слезами: вот она, истина, вот ответ! Это было совершенно особое переживание. Нечто подобное испытываешь, когда найдешь дорогую тебе вещь, которую когда-то потерял и долго искал. Здесь были и радость, и чувство вины за собственную причастность к страданиям Иисуса Христа. Ведь Он умер за грехи всех людей. В те мгновения ей хотелось следовать за Ним, служить Ему, а значит, и людям.
***
Стрелы молнии устрашающе рассекали ночное небо, исчезая за горными вершинами. Снова надвигался ливень.
- Сами не выберемся, Айша, нужна помощь. А трасса далеко.
В горах после дождей было так скользко, что видавший виды «Москвич» безнадежно соскользнул с обочины. Айша набросала веток под колеса, Татьяна напрасно жала на газ, пыталась вывести машину из ямы. Сгущалась тьма, уже не было видно вокруг ничего.
- Да ты никак испугалась, Айша?
- Я всегда боялась грозы! А тут еще ночью, в горах….
- Будет тебе роптать! Господь – скала моя, прибежище мое. Или забыла? Смотри, там какой-то огонек. Это недалеко, идем!
Подруги пошли на свет в окне.
- Добро пожаловать, - дверь отворила приземистая старушка. Местный обычай предполагал гостеприимство, и «странниц» проводили в дом.
- Сейчас вернется Ахмет, сын. Он вам поможет. А вы зачем в наших краях?
- Здесь неподалеку живет вдова, сын у нее парализованный. Церковь собрала для них в помощь продукты, а мы привезли, да припозднились.
Старушка улыбнулась: «Пусть благословит вас Всевышний за доброту вашу!» Тут на пороге появилась златокудрая девочка лет пяти: «Нана, а какой Он, Всевышний?» Айша остановила взгляд на детском лице. Вопрос девочки эхом прозвучал в ее сознании. Ей показалось, что она уже где-то это слышала.
- И как же зовут такую красавицу? – спросила Татьяна.
- Нэф. На нашем языке «свет» значит. Расскажи, нана, кто Он?
Да, Айша определенно это уже слышала…
Это было начало. Начало поиска Бога еще одной маленькой душой.
Мариет Кочтюрк