Найти тему
6000 миль до Голливуда

Черный путь белого якудза. Джаред Лето в суровой криминальной драме

("Чужак", The Outsider, 2018, США)

Трудно постичь логику тех американских продюсеров, кто для съемок фильма про вступившего в якудзу в Японии 50-х американца пригласил режиссера... из Дании - Мартина Зандвлиета (вместо отказавшегося японца Такаси Миике). Пусть и номинанта на Оскар ("Моя земля", 2017), но прежде никогда не работавшего так далеко от дома и с таким сценарным материалом.

Как сказал бы, небось, при взгляде на данный скриншот бард Олег Митяев: "Лето - это маленькая смерть."
Как сказал бы, небось, при взгляде на данный скриншот бард Олег Митяев: "Лето - это маленькая смерть."

Столь же трудно постичь логику тех, кто пригласил на главную роль в "Чужаке" грустноглазого Джареда Лето. Пусть и оскароносного ("Даласский клуб покупателей", 2014), но чересчур слабенькую замену брутальным Тому Харди и Джереми Реннеру, коих до него прочили на эту работу.
Причем Лето было велено еще и "заморозить пофигизмом" себе лицо на протяжении всей картины. А он был только тому и рад, так и проходив/ пробегав/ пролежав с сомнамбулической "мордотяпкой" даже там, где сверкнуть эмоциями было не зазорно. Даже в лирических сценах, блин!
Дошло до смешного: окружающие персонажа Джареда, казалось бы, невозмутимые японские бандиты проявляют гораздо больше чувств, нежели он - представитель самой "улыбательной" нации в мире.

Тут кто-нибудь может возразить: ну вот мол такого хладнокровного гайдзина Лето играет - ничего не попишешь.
Нет, ребят, позвольте не согласиться.
Всё-таки хладнокровие и заторможенность - это не одно и то же. Хладнокровие, это
Борн, Леон, Кобра, Том Бекет, все герои Клинта Иствуда... Или, если ближе к теме, то бандиты-якудза в исполнении Такеши Китано. Все они спокойны, как подплывающий к водопою крокодил, но всё равно, это персонажи с нормальной мимикой и живым взглядом. А Джаред в «Чужаке» именно что заторможенный и "никакущий" - иной характеристики не подобрать.

В результате вышла, наверное, самая невыразительная якудза-драма из всех, что на сей день существуют в мире. С самым скучным "якудзой", глядя на которого, все до единого персонажи гангстерских фильмов Такеши Китано зевают и хором скандируют: "Не верим!".
Также "
Чужак" - эталонный набор клише из всех фильмов про японский криминалитет. Чей сюжет удивляет лишь одним: как вообще такой банальнейший сценарий мог вдохновить кого-то на его экранизацию? Да еще с невероятно долгим, аж больше часа, буксующим сюжетом в середине. Что, кстати, заметно и в трейлере, на который весь даже эффектных моментов не наскребли - пришлось разбавлять его и скучными в том числе.

- У нас к вам, Мурка-сан, с братвой лишь один вопрос: слушай, в чём же дело, что ты не имела?
- У нас к вам, Мурка-сан, с братвой лишь один вопрос: слушай, в чём же дело, что ты не имела?

Как же так гайдзин Ник (Лето), да еще вдвойне презираемый в Японии, бывший американский офицер, смог вдруг стать настоящим якудза? Таким, которым отнюдь не каждый "конкретный японопацан" при всём желании сумеет стать?
Блин, вы не поверите: сидя в японской тюрьме, Ник однажды раз спас от смерти мелкую шишку из бандитского клана Сиромацу по имени Киёси. За что клан в благодарность помог Нику досрочно выйти на волю. И, дабы он не умер свободным, но голодным, подкинул ему кое-какую работёнку. Так, по мелочи: пойти и "перетереть" с одним гайдзином на щекотливую тему и убедить того, что он был неправ.

Ну Ник и "перетёр", подкрепив своё доброе слово убедительными ударами собеседнику по башке.
И далее всё потечет по той же схеме: ай, молодца, так держать - работа чуть сложнее - доверия выше - больше ништяков от босса - работа еще сложнее... А между делом Ник крутит любовь с киёсиной сестрой, пьет саке с гейшами, участвует в клановых церемониях, собирает дань с торговцев, набивает крутую татуху, парится с братвой в бане... А также, толкуя с братанами "за жизнь и бизнес", пафосно разгуливает с ними "параёну" в строгих костюмах, как на параде манекенщиков...
Иными словами, всё чинно, неспешно, благородно... И при этом до умопомрачения скучно.

Лишь в развязке, незадолго до финала, сюжет разродится кое-какой небезынтересной движухой. Хотя и она оказывается на поверку предсказуемой, ведь отойти от штампов и снять что-то действительное уникальное создатели "Чужака" так и не смогли.
Иными словами, зря я когда-то зубоскалил над
трилогией Китано "Беспредел". Оказывается, при всей своей зачастую карикатурной жестокости, эти ленты Такеши-сана и впрямь демонстрируют мир якудзы без малейшего лоска и романтики - наоборот, отталкивающе и антирекламно.
А Мартин Зандвлиет снял этакую гламурную открыточку вроде "Бригады". Где все актеры кроме Безрукова зачем-то прищурились и постоянно кланяются друг другу. И лишь "той самой" музыки на фоне, да знакомых "кликух" недостаёт, а так все атрибуты налицо. Или, вернее, на абсолютно пофигистичном лице Джареда Лето, невесть что здесь забывшего.

- И ты, Брут-сан!..
- И ты, Брут-сан!..

***

В общем, если вы тот редкий человек, который в своей жизни не смотрел ни одной картины про якудзу, есть гипотеза, что "Чужак" Зандвлиета может вам даже понравиться. Ну или если вы настолько ярый фанат Джареда Лето, что готовы рукоплескать любым его ролям, даже столь проходным.
И ведь даже просто сделай создатели "
Чужака" ставку на драйв, их творение могло бы вызреть во вполне добротный якудза-боевик. Однако они сочли ниже своего достоинства расшаркиваться перед любителями экшена... Но и любителей серьезных криминальных драм абсолютно ничем не удивили. Зато хорошо убаюкали, только вряд ли они в данном случае платили деньги за снотворное.

Короче, нечего было лезть Зандвлиету со своим надувным матрасом в бассейн к Такеши Китано и иным толковым разработчикам якудза-темы в кино. А тем более с настолько вторичной и примитивной историей. Ну да ладно хоть воду он там не испортил, как и репутацию Лето. Джаред, к счастью для него, продолжает активно сниматься в высшей лиге, и за эту его провальную роль ему давно не икается.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):