Найти тему
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Учить не ради денег: чиновник призвал учителей не мечтать о высоких зарплатах

Оглавление

Министр образования Оренбургской области Алексей Пахомов нашел способ, как заинтересовать российских учителей работать фактически бесплатно. По его словам, учителю нужно работать не за зарплату, а за идею. Что из этого может выйти, разбирались «НИ».

    Министр образования Оренбургской области Алексей Пахомов нашел способ, как заинтересовать российских учителей работать фактически бесплатно. По его словам, учителю нужно работать не за зарплату, а за идею. Что из этого может выйти, разбирались «НИ».
Министр образования Оренбургской области Алексей Пахомов нашел способ, как заинтересовать российских учителей работать фактически бесплатно. По его словам, учителю нужно работать не за зарплату, а за идею. Что из этого может выйти, разбирались «НИ».

Ирина Мишина

Школьным учителям не повышают зарплату, чтобы они работали не ради денег, объяснил министр образования Оренбургской области. «Выровнять всем зарплату и сделать ее московской — произойдёт то, что у нас в систему образования пойдут за длинным рублем, а не за тем, что есть призвание детей учить», — заявил Алексей Пахомов.

У подавляющей части российских учителей оклад ниже МРОТ

Министр образования из Оренбурга, призывающий учителей работать «за идею», сам, кстати, не бедствует. Годовой доход Алексея Пахомова в 2021 году составил 4 820 820 рублей.

Для сравнения: месячный оклад учителя в Оренбургской области составляет 8 320 рублей в месяц. Эта фиксированная сумма не менялась с 2019 года, ни о какой индексации учителя Оренбургской области так и не узнали. Как уточнил региональный депутат Нурлан Мунжасаров, учителям нужно работать на две ставки или иметь 20 лет стажа, чтобы получать 38 тыс. руб.

Вообще, статистика окладов школьных учителей — не для слабонервных. В 60 регионах России — а это подавляющее большинство — она ниже МРОТ.

В октябре 2023 года профсоюз «Учитель» провел мониторинг окладов учителей, установленных правительствами регионов. Сравнение проводилось с уровнем МРОТ в 19 242 ₽, который вступит в силу 1 января 2024 года. Данные собирались для учителей с высшим образованием. Результаты этого мониторинга показали, что в 40% регионов страны оклады педагогических работников не превышают и половины МРОТ (от 3420 до 9580 руб).

В 39% регионов оклады от 50 до 75% МРОТ (от 9 668 руб. в Курской области до 14 091 руб. в Томской). В 9% регионов оклады от 75 до 100% МРОТ (от 14 449 руб в Ростовской области до 16 157 руб в Республике Татарстан). Только в Ямало-Ненецком АО, Магаданской области и Приморском крае оклады выше ожидаемого МРОТ.

«Рекордсменами по скупости» являются Карачаево-Черкесская Республика, Еврейская АО, Вологодская область и Республика Алтай, где оклады учителей до сих пор менее пяти тысяч рублей. Даже в тех субъектах федерации, где оклады были пересмотрены в 2023 году, повышение произошло только до 10-13 тысяч рублей.

В Карачаево -Черкессии оклад учителя составляет 3 420 рублей. Как можно прожить на эти деньги?

Жизнь на две ставки

«Ставка учителя рассчитывается из учета 18 часов в неделю. Чтобы получать свои 40 тысяч, я преподаю на полторы ставки, это 27 часов в неделю, плюс классное руководство, плюс моя высшая категория и выслуга лет. Другой молодой учитель в нашей школе, работая даже на 2 ставки, но без стажа и выслуги лет, будет получать в месяц около 30 тысяч рублей или даже меньше того. Чтобы выжить, учителя работают на 1,5-2 ставки, набирают дополнительную работу в школе, занимаются репетиторством. Молодых — содержат родители, бабушки и дедушки поддерживают пенсией. Просто так молодому учителю прожить на оклад невозможно», — рассказал «НИ» учитель истории и обществознания из села Таремское Нижегородской области Дмитрий Казаков.

Одновременно со школьной нагрузкой растет и внеурочная. В 2023 году у учителей появились новые обязанности. Учителям приходится работать с платформой «Сферум» (при том, что во многих школах нет компьютеров и качественного интернета), заниматься профориентацией, в обязательном порядке использовать конструктор для составления учебных программ, по которым невозможно работать, поскольку в школу не пришли новые учебники!

«Приходится придумывать, как преподавать новый вариант ОБЖ, программы для которого нет. Как преподавать историю, литературу и другие предметы, в которые в срочном порядке были внесены изменения?! Никто не отменял также ВПР. Число воспитательных мероприятий занимает нередко до трети учебного времени, как можно успеть освоить образовательную программу?», — говорит оргсекретарь профсоюза педагогических работников «Учитель» Ольга Мирясова. К этому стоит добавить многочисленные курсы повышения квалификации, олимпиады и патриотические мероприятия, которых становится все больше.

Многие педагоги не выдерживают и уходят. Вице-премьер Татьяна Голикова оценила дефицит сегодняшний учителей в 11 тысяч человек. Но эти цифры, как выяснилось, оказались сильно заниженными. Еще в начале учебного года общественное движение «Родители Москвы» провело опрос об укомплектованности школ учителями. В нём приняли участие около тысячи родителей из разных регионов России. 48% взрослых заявили, что в школах, где учатся их дети, не хватает учителей. 16% признались, что педагогов не хватает сразу по нескольким дисциплинам. Даже московские школы, где все относительно стабильно, не смогли закрыть все учительские вакансии. И это несмотря на то, что зарплаты педагогов в столице значительно выше, чем в других регионах.

«Одно время я вел в дополнение к истории и обществознанию еще и ОБЖ. Учителя из начальных классов в нашей школе ведут еще к тому же математику в средней школе, что конечно же не правильно, потому что там иные требования. Но на такую зарплату никто работать не идет. К тому же все понимают, что работа на 2 ставки приводит к неизбежной халтуре, потому что попросту нет времени на подготовку у к урокам. А ведь так в России работает подавляющее большинство учителей. Добавьте к этому различные смотры, конкурсы и митинги, обязательные патриотические мероприятия, курсы повышения квалификации, и станет совсем грустно», -делится учитель из села Таремское Нижегородской области Дмитрий Казаков.

Кто готов работать «за идею»?

«Профсоюз учителей сейчас говорит: давайте установим такое правило, чтобы 90% оклада были гарантированными и не зависели от стимулирующих, числа олимпиадников, классного руководства и прочих нагрузок. Кстати, надбавка за классное руководство не индексировалась с 2017 года, хотя к этом добавилось ведение „Разговоров о важном“, — считает профессор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Впрочем, учителя, с которыми удалось побеседовать «НИ», считают, что в словах министра образования Оренбургской области была и некоторая доля истины.

«Министр про идею правильно подметил. Профессия педагога такова, что просто деньгами заманить невозможно, — считает учитель из села Таремское Нижегородской области Дмитрий Казаков. — Педагог — в общем творческая профессия, и педагогическая свобода давала всегда возможность реализовать себя в различных программах, направлениях, методах преподавания. Педагог — это призвание. Даже в Конституции есть статья, которая закрепляет педагогическую свободу. Но сейчас вводятся достаточно жесткие правила, ограничения Я считаю, что идейная составляющая нашего труда должна подкрепляться хотя бы социальными гарантиями, чтобы педагог чувствовал свою нужность, востребованность. Что касается министра, который сказал, что в школу надо идти только по идейным соображением — могу сказать одно: он страшно далек от труда учителя, да и от обычных людей вообще».

Профессия учителя относится к высококвалифицированому труду, особенно в свете требований к использованию новых технологий. Плюс гигантская психологическая нагрузка. Часто это ведет к выгоранию, а если еще этот труд не оплачивать должным образом, человек перестанет развиватся. Потому что где стимул?

«Что касается министра Оренбургской области, то он страшно далек от школы. И его пренебрежительное отношение к учителям настораживает. Хотя оно во многом показательно. Много раз в регионы шли из центра межбюджетные трансферы, но они расходовались в регионах как угодно, только не на образование», — говорит профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.

Нет ни одного примера в истории, когда люди, выживающие в бедности, смогли сделать что-то великое. Есть истории, когда в конкретных регионах появлялись ученые «из народа». Но документы показывают: там, где появлялись великие ученые, учителя жили очень хорошо. Достаточно посмотреть, как жили учителя Ломоносова. К тому же нищий учитель едва ли сможет стать достойным примером и для современных учеников.

Читайте также:

«Выжить невозможно»: учителя уже «кричат» о критически низких зарплатах

Ни математики, ни русского: почему педагоги бегут из сельских и городских школ

Москва тоже плачет: дефицит школьных учителей добрался даже до столичного региона

Школы без учителей: что ждет российское образование в ближайшем будущем

Ссылка на статью: https://newizv.ru/news/2023-11-08/uchit-ne-radi-deneg-chinovnik-prizval-uchiteley-ne-mechtat-o-vysokih-zarplatah-423137