Судьба Константиновского дворца в Стрельне уникальна и во многом загадочна.
Говорят, история не терпит сослагательного наклонения, но на берегу реки Стрелки впору и сейчас с надеждой смотреть в сторону Финского залива и мечтать на тему «АХ, ЕСЛИ БЫ...»
Впрочем теперь, когда Константиновский имеет солидный статус Дворца Конгрессов, он заслуженно любим и опекаем первым лицом государства.
Им восхищаются , в его стенах решаются важнейшие экономические и политические вопросы, и наверное старик Дворец вполне доволен своей нынешней судьбой.
Но как же всё начиналось?
Думаю, никого из вас не удивит, что Стрельна начала свое развитие вместе с Петербургом благодаря великим планам и амбициям Петра I .
В 1709 году Первый Император Российский приметил это уютное местечко с красивой водяной мельницей и старинной шведской оранжереей по дороге из города в свою новую, но уже полюбившуюся ему резиденцию- Петергоф.
Сначала для Царя здесь возвели Путевой дворец, который кстати существует и поныне, но вскоре Петр задумал устроить в Стрельне ни много, ни мало, как «Новую Версалию» с множеством фонтанов и роскошным парком на берегу залива.
В французском Версале все гидротехнические сооружения работают от водонапорной башни, и несмотря на грандиозные масштабы королевской резиденции, одновременно может бить всего 14 фонтанов .
В «Новой Версалии» должны были работать более 150 фонтанов, причем исключительно самотеком. Все расчеты были на законы природы.
ЕСЛИ БЫ перепадов высот и силы реки на осуществление этой идеи хватило, быть бы Стрельне знаменитым на весь мир дворцовым парком .
Когда узнали , что речка слабовата, искусственно менять ландшафт не стали, потому что поблизости было место, где все условия для фонтанного парка создала сама природа. Я о Петергофе конечно.
Но понял слабые места Стрельны Петр не сразу.
Для устройства парка и строительства дворца он пригласил итальянского архитектора Бартоломео Карло Растрелли, служившего тогда при французском дворе.
ЕСЛИ БЫ через четыре месяца его работы Петр не решил вдруг для себя, что пожалуй всё же француз, а не итальянец лучше справится с задачей, и не переложил обязанности на плечи француза Жана-Батиста Леблона, то быть бы Растрелли придворным архитектором!
Узнав о неожиданном решении Царя, пылкий итальянец так возмутился и обиделся, что согласно своим традициям решил самостоятельно разобраться с французским конкурентом.
Нанятые им молодчики однажды ночью напали на Леблона и так отколотили его дубинками, что несчастный француз слег надолго.
А вы думали европейцы тогда церемонились с конкурентами?
Отступив немного от темы, скажу вам, что после известных событий 2022 года, одна из читательниц написала мне крайне неприятную вещь примерно в таком духе:
«Чем вы гордитесь, петербуржцы? Ваш единственный в России европейский город построили европейцы!»
Это прозвучало так, словно европейцы приезжали сюда и по собственной инициативе и за свои деньги творили здесь шедевры .
Было очень обидно читать.
Ах, как бы мне хотелось чтобы эта дама сейчас прочитала про позорную историю «разборок» между придворными архитекторами ХVIII века.
Да русские цари платили им в разы больше, чем в Европе!
Как видите, они в прямом смысле дрались за заказы. Поэтому и в конкурсах участвовали и красоту создавали здесь, соревнуясь друг с другом.
Кстати забегая вперед скажу, что жестоко избитый Леблон после нападения на него не прожил и года.
Узнав о случившемся, Петр возмутился и решил наказать Растрелли, выслав его из страны немедленно.
ЕСЛИ БЫ не заступился за него любимец Царя Александр Данилович Меншиков, мы бы с вами и не узнали гениального сына Растрелли- Франческо Бартоломео.
А вмешался Меншиков конечно не даром- набедокуривший итальянец преподнес ему в подарок тот самый бюст Александра Даниловича, что и по сей день хранится в Эрмитаже .
И Меншиков сумел уговорить Петра не только не выдворять итальянца из России, но и сделать его дворцовым скульптором.
После смерти Леблона в 1719 году к проектированию был привлечен архитектор Николо Микетти.
В 1720 году им было начато строительство Стрельнинского дворца, и вот тут-то как раз выяснилось, что силы реки на множество фонтанов не хватит.
Петр быстро утратил энтузиазм и переключился на Петергоф, а обиженный итальянец Николо Микетти уехал домой, прихватив все рисунки и чертежи.
Император к этому времени смягчился и вернул в Стрельну Бартоломео Растрелли, доверив ему строительство.
Вскоре Петр решил подарить дворец своей дочери Анне, ставшей женой Голштинского герцога Карла Фридриха Гольштейна- Готторпского .
ЕСЛИ БЫ вскоре после смерти Петра стараниями Меншикова эта пара не была отправлена в Голштинию, то видимо Константиновский дворец назывался бы именем старшей дочери Петра.
Впрочем в истории России силой судьбы недолго участвовал сын Анны Петровны- Карл Петер Ульрих, ставший впоследствии Императором Петром III.
Стрельнинский дворец получил статус императорского владения, но дождался хозяина лишь в 1797 году!
Но какого хозяина - шумного, боевого и энергичного, прирожденного военного- Константина Павловича Романова!
Имя ему выбрала его царственная бабушка Екатерина II , как и старшему брату. Первый получил имя в честь Александра Македонского, а второго своего любимца Екатерина в мечтах видела на византийском престоле в Константинополе.
Поэтому он впервые в роду Романовых получил амбициозное имя Константин.
Екатерина забрала внуков на воспитание в Зимний дворец.
Как когда-то Елизавета Петровна отняла у неё маленького Павла, так и она теперь оставила Павла Петровича и Марию Федоровну недовольными расставанием с сыновьями, но смирившимися с ее волей.
Родителей в Гатчине братья посещали раз в месяц с визитом вежливости, а не по зову души.
Но, как говорится, «кровь не водица»!
С детства уже было ясно, что Константин унаследовал страсть своего отца ( да и деда Петра III) к стрельбищам, маршам, парадам.
На плацу перед дворцом постоянно палили пушки, да так оглушительно громко, что однажды от их грохота у приехавшего к брату будущего Императора Александра I лопнула барабанная перепонка в левом ухе.
И он частично оглох.
Это не стали разглашать конечно.
Поэтому все, кто считал Царя надменным и высокомерным за то, что он иногда игнорировал приветствия и обращения к нему, глубоко ошибались- дело было только в его глухоте на одно ухо.
Расчеты Екатерины на амбициозность любимого среднего внука Константина не оправдались.
При всей его смелости и страсти к военной службе, он никогда не стремился занять трон.
После страшной смерти Павла Петровича, Константин был уверен что, если он станет императором, то рано или поздно его ждет участь отца.
Уже в 20 лет Константин участвовал в Итальянских походах Суворова, снискав за свою храбрость уважение полководца.
Во время Отечественной войны 1812 года Гвардейский корпус, который возглавлял Константин Павлович, участвовал во всех сражениях против Наполеона.
По результатам войны России перешли значительные польские территории, наместником которых и стал Константин Романов.
Он надолго осел в Польше, а Стрельна снова фактически осталась без хозяина.
Между тем шло время. Наследников у Александра I не появилось, две его дочки умерли в младенчестве.
В случае его смерти на трон неизбежно должен был взойти Константин Павлович.
И быть бы снова Стрельнинскому дворцу резиденцией Императора, ЕСЛИ БЫ не вмешалась в события большая любовь...
Надо сказать, что брак Константина с немецкой принцессой Юлианной, выбранной для него бабушкой Екатериной II был крайне неудачным.
Поэтому принцесса довольно быстро покинула Россию, воспользовавшись первой возможностью и сославшись на болезнь матери. В 1820 году брак распался официально.
В Польше Константин влюбился в графиню Жанетту Грудзинскую.
Красавица так пленила его сердце, что цесаревич даже испросил официального разрешения Александра I на официальный брак с ней.
И брат дал согласие в обмен на отказ Константина от короны.
Конечно очевидна была невозможность будущими детьми от этого морганатического брака получить власть, но тем не менее Манифест с отказом от трона братьями в 1823 году был составлен.
Он должен был быть обнародован в случае смерти Александра I.
Когда Император умер в 1825 году, все уверены были в престолонаследии Константина. Его письмо матери и младшему брату Николаю с подтверждением отказа от трона было неожиданностью для всех.
Наличие в России тайных обществ тоже оказалось для будущего Императора Николая неприятным сюрпризом...
14 ( 25) декабря 1825 года солдаты на Сенатской площади были в смятении и не верили уверениям генерала Милорадовича о предстоящей присяге Николаю I.
- За Константина и конституцию!- выкрикивали они, уверенные в том, что эта Конституция -законная супруга Императора Константина.
Чем всё закончилось, вы сами знаете.
Константину Павловичу так и не суждено было вернуться в Россию. Когда в Европе вспыхнула эпидемия холеры, он направился было домой в Петербург.
ЕСЛИ БЫ холера не настигла его по дороге, то возможно Стрельнинский дворец дождался бы хозяина.
Но нет, увы.
В 1831 году в Витебске заболевший Константин скоропостижно скончался.
Дворец сохранил для потомков лишь его имя, так и остался Константиновским, и перешел сыну Николая I Константину.
Тот тоже был копией отца, за что в семье его ласково называли «паровичком».
Будущий Адмирал и руководитель Морского ведомства, он с 17 лет уже проходил практику на люгере «Ораниенбаум» в Финском заливе.
Фарватер близ Кронштадта он знал можно сказать с пеленок.
Современные залы Константиновского дворца , оформленные как кают-компания, посвящены памяти Константина Николаевича и его наследника , которым стал сын Великого Князя Константин Константинович.
Самый романтичный из рода Романовых , будущий поэт, драматург и переводчик, он родился в Константиновском Дворце и питал к нему всю жизнь самые добрые чувства.
Как и отец, Константин думал посвятить свою жизнь морскому делу.
Карьера свою он начал в 13 лет гардемарином на фрегате «Светлана», совершив путешествие вокруг Европы, на этом корабле в 18 лет мичманом бороздил Атлантику.
В 1877-1878 годах участвовал в русско-турецких сражениях на Дунае. Но вскоре военно-морская служба стала тяготить его.
В 1884 году вышел первый сборник стихов Константина Романова, скромно подписанный криптонимом К.Р.
Далее в сфере его интересов осталась только литература.
В 1899 году высочайшим указом Константин Константинович стал Президентом Императорской Академии Наук, вскоре его усилиями в Академии появилось отделение русского языка и литературы.
Многие поэты получили звание академиков.
Сам Константин Романов носил звание почетного академика.
По его инициативе к 100-летию со Дня рождения Пушкина был основан Пушкинский Дом, учреждена Пушкинская премия.
Можно много хорошего сказать об этом человеке, который занял достойное место в ряду поэтов рубежа XIX-XX веков.
Умер Константин Константинович в 1915 году. Одним из его последних стихов стало это:
Я посетил родное пепелище —
Разрушенный родительский очаг,
Моей минувшей юности жилище,
Где каждый мне напоминает шаг
О днях, когда душой светлей и чище,
Вкусив впервые высшее из благ,
Поэзии святого вдохновенья
Я пережил блаженные мгновенья.
Тогда еще был цел наш милый дом.
Широко сад разросся благовонный
Средь диких скал на берегу морском;
Под портиком фонтан неугомонный
Во мраморный струился водоем,
Прохладой в зной лаская полуденный,
И виноград, виясь между колонн,
Как занавескою скрывал балкон.
А ныне я брожу среди развалин:
Обрушился балкон; фонтан разбит;
Обломками пол каменный завален;
Цветы пробились между звонких плит;
Глицинией, беспомощно печален,
Зарос колонн развенчанных гранит;
И мирт, и лавр, и кипарис угрюмый
Вечнозеленою объяты думой.
Побеги роз мне преградили путь...
Нахлынули гурьбой воспоминанья
И тихой грустью взволновали грудь.
Но этот край так полн очарованья,
И суждено природе здесь вдохнуть
Так много прелести в свои созданья,
Что перед этой дивною красой
Смирился я плененною душой. К. Р.
Что это? Предчувствие грядущих перемен?
Мог ли Великий Князь предположить что всего через четыре года в 1919, его сын Константин будет расстрелян большевиками, а «милый дом» вскоре после революции станет школой- колонией для беспризорников…
Дальнейшую судьбу Дворца нельзя назвать безоблачной.
В годы Великой Отечественной войны Константиновский дворец был почти полностью разрушен, остался один остов.
Потом в 50-х годах здание восстановили и бывший дворец стал Арктическим училищем . Это были его относительно благополучные годы .
Отсюда 45 лет уходили работать на полярные станции аэрологи, радисты, гидро метеорологи.
ЕСЛИ БЫ не нагрянули безжалостные 90-е, быть бы Константиновскому дворцу навсегда связанным с Арктикой.
Избежать разрушительных перемен дворцу не удалось.
Больше 10 лет стоял он в полном запустении без хозяина и надежд на будущее.
Но удача наконец улыбнулась ему в начале 2000, когда он вместе с бывшим садом в 140 Га был передан на баланс Управления по делам Президента.
Уже в 2003 году дворец был полностью восстановлен по старым чертежам и рисункам , в парке построены три разводных моста, углублены русла рек для приема яхт и кораблей, на которых в Консульскую деревню, возведенную на берегу Финского залива, приезжают иностранные делегации.
Несмотря на свой солидный статус Дворца Конгрессов, Константиновский дворец и его роскошный парк принимают и рядовых посетителей.
Правда заранее купить входной билет на сайте не получится, только день в день, час в час.
Это потому, что частенько высшее лицо государства может приехать сюда неожиданно.
Как говорят сотрудники, флаг над Дворцом поднят постоянно, потому что хотя бы мысленно президент всегда здесь) .
По понятным причинам гулять по парку, как например в Петергофе тоже не получится- только в сопровождении экскурсоводов можно посмотреть фонтаны, задуманные еще Петром I, полюбоваться розовым садом.
Зато всегда можно увидеть самого Петра)
Он встречает посетителей на плацу прямо перед Дворцом.
Мне посчастливилось застать в Стрельне золотую осень.
Был удивительный день. Дождь лил не переставая, при этом сияло солнышко, и конечно радуга не заставила себя ждать.
Понимаете теперь, почему дворец так располагал к мечтам)) Виной всему не только все его исторические "ЕСЛИ БЫ" , а живая радуга над Стрельной!
Виды из залов дворца на парк и морские дали просто завораживающие!
А потом я еще прокатилась поближе к морю и полюбовалась не самым известным памятником Петру Великому в исполнении Михаила Шемякина.
Нет, не пугайтесь- здесь фигура Царя не так несуразна, как в Петропавловке!
Оказывается там Шемякин изобразил Петра как основоположника русской бюрократии, а здесь в нормальном человеческом обличье с любимой женщиной и шутом.
Шемякинский шут правда больше поход на гнома из мультфильма , но образы Петра и Екатерины I можно на обывательский взгляд назвать вполне гармоничными. Да и гончии, сопровождающие пару, очень хороши!
А вот символы власти с множеством язвительно-обличающих деталей не слишком приятны.
Но это уже совсем другая история)