Найти тему
Вечерняя Казань

В Казани качество бензина растет вместе со стоимостью

В рамках ежегодной проверки, инициированной Кабмином РТ, представители нефтяной комиссии отчитались о проведенных проверках на автозаправочных станциях республики. Количество бракованного топлива, по словам экспертов, не превышает двух процентов от общего количества взятых проб – а их за 11 месяцев этого года более 1600.

Журналист нашего издания побывал на экспертизе топлива с казанских заправок и поговорил со специалистами отрасли, чтобы понять: как качество топлива менялось со временем и кто регулирует его цену на заправках? Подробности в материале «Вечерней Казани».

БОРЬБА ЗА КАЧЕСТВО

Проверку качества моторного топлива на заправках осуществляет ГБУ «Управление по обеспечению рационального использования топливно энергетических ресурсов» республики Татарстан. Специалисты берут пробы бензина прямо с АЗС, отвозят их в лабораторию, где образцы подробно исследуют. Например, у бензина есть более 15 параметров, по которым проходит эта экспертиза – если хотя бы один из них не соответствует нормам, топливо признается бракованным.

А в случае значительного отклонения от регламентированных параметров, когда в топливе, например, содержание серы кратно превышает допустимое значение, представители инспекции обращаются в прокуратуру, чтобы правоохранительные органы проверили работу АЗС.

-2

– Мы работаем с 2005 года, когда только образовалась нефтяная инспекция: тогда были отклонения в районе 25-30% брака. С 2008 года ситуация стабилизировалось – стало 3-4%. И сейчас отклонения наблюдаются в районе 1-2%, – рассказал начальник отдела обеспечения и качества нефтепродуктов Шамиль Гумеров.

По мнению эксперта, некачественное топливо 18 лет назад встречалось чаще потому, что на заправках продавалось судовое дизельное топливо параллельно с автомобильным. В судовом дизеле содержание серы в тысячу раз больше – и оттого разница в цене с автомобильным составляла около 10 рублей. Им заправлялись большое количество большегрузов, что серьезно вредило экологии.

В ситуацию вмешались производители топлива: они подняли цену на судовой дизель, что приравняло его к цене автомобильного – заправкам стало невыгодно покупать этот вид дизеля. При этом в правительстве были приняты нормативные документы, разрешающие на АЗС продажу исключительно автомобильного топлива.

– Раньше в правилах эксплуатации АЗС было написано, что заправочные станции предназначены для реализации нефтепродуктов, поэтому они и торговали судовым топливом – это тоже нефтепродукт, и мы не могли им запретить. А сейчас в нормативных документах закрепили, что заправочные станции продают только автомобильный бензин и дизельное топливо, – поясняет Гумеров.

-3

Он также рассказал, что за прошлый год ГБУ «Управление по обеспечению рационального использования ТЭР» по РТ выявило не более двух процентов бракованного топлива по республике.

ЧТО ПРО ТОПЛИВО ДУМАЮТ АВТОМОБИЛИСТЫ?

Автовладелец с десятилетним стажем Нияз рассказал нашему изданию, что качество бензина на татарстанских заправках его полностью устраивает и за все время владения авто ему не приходилось сталкиваться с плохим топливом. Собеседник поделился, что заправляется только на заправках «ТАИФ», поскольку хочет поддержать местного производителя.

– Я уверен, что бензин на татарстанских заправках очень хорошего качества. У нас конкуренция высокая и есть также местные производители: «Татнефть», «ТАИФ», федеральные компании «Лукойл», «Ирбис» и так далее. Такие компании не будут рисковать своей репутацией ради сиюминутной выгоды, – рассказал Нияз.

-4

Куда большую обеспокоенность собеседник выразил по поводу растущих цен на бензин – он рассказал, что цены на топливо росли все время владения машиной.

– Мы не можем повлиять на стоимость топлива. Да, бывают всякие забастовки, но это все я считаю бесполезной затеей. Люди все равно будут пользоваться автомобилями. Если не для личного, то для служебного пользования, – подчеркнул собеседник.

А вот автомобилист с восьмилетним стажем Артем рассказал нашему изданию, что крайне раздражен повышением цен на бензин – они, как считает автовладелец, просто душат население. Такого в нефтяной республике быть не должно.

– Сейчас меня в принципе качество бензина устраивает, я заправляюсь на «Ирбисе»: 95-м, 98-м бензином. Раньше, лет пять назад могло быть такое, что автомобиль себя странно ведет после заправки, но в последние годы слава богу ничего такого не было, – поделился Артем.

Как заявил Гумеров, цены на бензин устанавливаются производителями топлива – они обосновывают свое решение, а рабочая группа «Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения» уже дает им на это добро. Во главе рабочей группы стоит начальник «Управления по обеспечению рационального использования ТЭР» по РТ.

– Мы проводим еженедельный мониторинг цен по всему ПФО. После чего составляется рейтинг цен на топливо – руководитель нашего учреждения смотрит на каком месте мы окажемся среди 14 областей ПФО, если поднимем цены, на тот уровень, на который просят поднять заводы-производители топлива. И идет обсуждение, – рассказал Гумеров.

Он также отметил, что Татарстану нежелательно оказываться в передовиках повышения цен на бензин.

КАК ПРОВОДИТСЯ АНАЛИЗ ТОПЛИВА?

Лаборант химанализа Юлия Андреева рассказала, что у бензина и дизельного топлива есть несколько параметров анализа. Это вязкость, наличие смол, плотность, предельная температура фильтруемости, коррозия, сера и температура вспышки вещества.

Если содержание серы – это чисто экологический параметр: чем ее больше в топливе, тем хуже для экологии, то наличие воды в горючем напрямую влияет на коррозию двигателя.

-5

– На коррозию влияет вода. Если она есть в топливе, то при нагреве оно начинает мутнеть. Есть специальные пробирки – в них топливо держится три часа при температуре 55 градусов, – поделилась Андреева.

Также одним из ключевых показателей анализа горючего Андреева назвала температуру вспышки топлива – для каждого сезона она своя: зимнее топливо может воспламениться при 40 градусах, поэтому использовать его летом может быть опасно. А если использовать летнее топливо зимой, то оно просто застынет в баке.

Автор: Андрей МАРТЫГИН
Фото: Вечерняя Казань / Павел Хацаюк

Читайте также:

«Дети не цветы жизни» - в Казани начали резко скупать противозачаточные

В Татарстане умер подросток, который за день до смерти два раза обращался в ДРКБ

Татарстанские депутаты дали миллиарды на здравоохранение под «дамокловым мечом» Минниханова