Дураком, как говорится, помрёшь... Ну это так, лирическое отступление в сторону народного фольклора. А если серьёзно, то учиться и познавать новое никогда не поздно. Вот и меня тут новые знания накрыли, так сказать.
Со времени окончания школы считал, что биологию и химию (последнюю, конечно, больше с практической стороны, а не теорию и не решение задач) я знаю неплохо. Тем более, что по биологии очень много последние года три самообразовываюсь, даже прошёл переподготовку на учителя биологии и уже второй год преподаю этот предмет (в прошлом году в 5-х и 8-9-х классах, в этом году в 6-х).
Кроме уроков, у меня есть ещё и кружковая деятельность по биологии. И уж поверьте, к каждому занятию кружка я полноценно готовлюсь и теоретически, и практически. Но и при хорошей подготовке всё-таки появляются сюрпризы и новые знания после освоения этих сюрпризов.
По линии "Точек роста" в сельские школы и школы малых городов (а мой город точно малый) поставляются цифровые микроскопы. В комплекте идёт не только микроскоп с набором дополнительных линз, цифровой фотокамерой и программным обеспечением, но и, так скажем начальное оборудование для экспериментальных работ. В состав этого оборудования входят сухие дрожжи. Не кухонные, конечно, а культура именно для лабов по биологии.
Я посчитал, что грешно забывать такой ресурс, и на одном из занятий биологического кружка мы с детьми произвели посев этих дрожжей в различные среды, чтобы посмотреть потом, что с ними получится. Первая среда - обычная вода из-под крана, вторая - раствор сахара, третья - соляной раствор, а четвёртая - раствор марганцовки. Нам надо было получить экспериментальные подтверждения нашим предположениям.
В принципе, предположения были вполне логичны. В первой среде дрожжевые клетки не должны были получить никакого развития, а часть погибнуть, так как мало того, что в воде из-под крана нет питательных для них веществ, так ещё и присутствуют разные примеси нехорошие. Во второй среде дрожжи должны были размножиться, образуя разветвлённые цепочки, так как для них в этом растворе хватало пищи.
А вот что в третьей, что в четвёртой среде дрожжевые клетки обязаны были погибнуть. Соль - это вообще главный враг грибов (если, конечно, они не слились в кулинарном объединении), а раствор марганцовки частенько используется для того, чтобы избавиться от разных микроскопических организмов. В микроскоп мы с детьми по идее должны были наблюдать расплющенные или разорванные клетки. В солевом растворе так и получилось (проверял лично, без детей).
А вот раствор марганцевый "обломал". Дрожжи умудрились осадить весь раствор в виде хлопьев, причём сами не только не пострадали, но и начали размножаться. Вот это для меня стало сюрпризом. В субботу будем с шестиклассниками анализировать то, что "натворили", а я пока не знаю, как объяснить то, что произошло. Сейчас лопачу интернет в поисках ответа. Может читатели подскажут?