Такой проект могла осуществить только великая страна, где много денег, народу и народного энтузиазма строителей лучшего будущего. Такой единственной страной в мировой истории был Советский Союз. И Байкало-Амурская магистраль стала лучшей демонстрацией миру его силы и возможностей.
Ведь его двойника - Транссиб, царская Россия строила 25 лет и силой принуждения зеков. А БАМ построили в СССР за 10 лет. Силами добровольцев - комсомольцев, инженеров и советских рабочих.
БАМ строили буквально в никуда, в первобытную тайгу где не ступала нога человека, в болота и в отвесные горы. Это хорошо показывает фотография строителей ниже.
Такой затратный проект было невозможно выполнить без желания и энтузиазма. Поэтому в апреле 1974 года на 17-м съезде комсомола БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. И путь молодых в Сибирь начинался весело и ярко, на советских вокзалах.
Словно боевые ордена и медали украшали грудь и головы значки ветеранов БАМа, провожающих молодых в добрый путь. И каждый комсомолец мечтался вернуться вот таким ветераном. Небритым, бывалым, награжденным и повидавшим взрослую жизнь.
А на месте новых комсомольцев встречали всем поселком, продолжая вдохновлять на трудовой подвиг.
Сибирь и тайга - место не для нормального человека. Морозы и жара, комары, болезни, волки и клещи, даже железные трактора не выдерживали БАМа и скатывались в реки. А советская молодежь не унывала. Веселилась и фотографировалась на память.
Постепенно вырисовывалась грандиозность брежневского проекта. Туннели пробитые сквозь гранит сибирских гор, плотины и дамбы сооруженные на пустом месте без дорог, в могучих реках.
Но кроме железной дороги строители дороги строили города и поселки БАМа. Чтобы осваивать бескрайную русскую Сибирь, задача которая царям и Столыпину оказалась не под силу.
Строили на БАМе не только вокзалы железной дороги. Но и аэродромы также посреди дикой тундры.
И когда в 1984 году потянулись по БАМу первые поезда, радости комсомольцев не было предела.
Веселили строителей на БАМе и специально построенные для них библиотеки, кинотеатры и танцплощадки в домах культуры.
Короткие часы отдыха в них часто заканчивались комсомольскими свадьбами на БАМе, без капли спиртного и с подарками профсоюза. Только вместо лимузина, жених нес невесту в грузовик или трактор.
А после свадьбы появлялись на БАМе детишки, которым строили ясли, детсады и школы, чтобы родители не отвлекались на семейные заботы.
Не было в СССР человека, не знавшего, как расшифровывается БАМ. А железную дорогу строила вся страна — каждая республика, область, университет, завод отправляли туда ударные комсомольские отряды. Это 2 миллиона человек. Тынду возводили москвичи, Северобайкальск — ленинградцы. Усилиями азербайджанцев построены Улькан и Ангоя, армян — Таксимо, молдаван — Ургал.
После распада СССР при Ельцине БАМ захирел и критиковался, мол пустая трата огромных денег. А сегодня, пропускной способности БАМа не хватает, чтобы везти наши ресурсы и привозить товары из Азии наперекор запрету Запада. Гений Брежнева был в том, что он знал - такой огромной стране нужен БАМ, чтобы сохранить свою независимость от всех, сохранить свободу.
Благодарен за подписку/лайк 👍 Группа Вконтакте | Одноклассник