Найти тему

Россия прокладывает дорогу в Среднюю Азию в обход Казахстану

Новый маршрут, призванный связать Россию со странами Средней Азии, пройдёт через Каспийское море. Меморандум о его формировании и развитии на днях подписали участники первого транспортного форума ШОС в Ташкенте. Не самый короткий и не самый удобный, этот маршрут тем не менее получил право на жизнь. Во многом благодаря тому, что исключает из логистической цепочки Казахстан - нынешнего монополиста на транзит грузов из Узбекистана и Киргизии в Россию.
Новые дороги в Киргизии. Фото economist.kg
Новые дороги в Киргизии. Фото economist.kg

Южный транспортный коридор - это мультимодальный маршрут, который совместит два участка: сухопутный и морской. Он начнётся в Киргизии, пройдёт через Узбекистан и Туркмению до побережья Каспийского моря, и далее по воде грузы направятся в Россию.

Эксперты считают, что начальной точкой Южного транспортного коридора, вероятно, станет не Киргизия, а Китай. Для этого нужно будет задействовать ныне работающую автомагистраль Китай - Киргизия - Узбекистан. Но зимой движение грузовых автомобилей по ней затруднено. Эту проблему должна решить железнодорожная ветка, строительство которой может начаться в следующем году.

Ещё одним потенциальным участником проекта специалисты называют Таджикистан. Соответствующие переговоры, по некоторым данным, велись на встрече президентов Шавката Мирзиеева, Сердара Бурдымухамедова и Эмомали Рахмона, состоявшейся 4 августа в Ашхабаде. Главы трёх государств тогда договорились активизировать перевозки по транзитному коридору Таджикистан - Узбекистан - Туркмения (Каспийское море). И именно этот маршрут некоторые специалисты тогда назвали "Южным транспортным коридором".

Проект в целом до недавнего времени почти не обсуждали публично. Первые сообщения о нём в российских СМИ появились в начале текущего года. Южный транспортный коридор в них преподносился как альтернатива действующим маршрутам поставок в РФ через Казахстан. По времени это совпало с заявлением Астаны о том, что она не позволит обходить западные санкции, введённые против Москвы.

Впрочем, инициатором появления Южного транспортного коридора стала не Москва, а Бишкек. Об этом в феврале писала "Российская газета". Проект представили киргизские Минтранс и Минэкономики, а также несколько транспортных компаний страны. Они предложили схему, по которой контейнеры из Киргизии будут доставлять в морской порт Туркменбаши на автотрейлерах, затем - на паромах в Россию. Таким образом Киргизия предлагает решение проблемы с транспортировкой грузов через Казахстан, на границе с которым местные перевозчики нередко вынуждены простаивать в многокилометровых пробках.

Киргизские грузы регулярно застревают на границе, когда власти соседней республики без объяснения причин усиливают их досмотр. Притом, что обе страны входят в Евразийский экономический союз, где действует принцип свободного движения товаров. Из-за этого киргизские бизнесмены срывают сроки поставок и несут убытки. Заторы на киргизско-казахстанской границе наблюдаются почти каждый год.

Всего несколько месяцев назад, в августе, перед КПП "Ак-Тилек-автодорожный" стояла очередь из 400-450 фур. Казахстанская сторона тогда связала усиленный досмотр с пресечением контрабанды наркотиков. Но была и другая версия: Астана стала тщательно проверять грузы из боязни санкций. За два дня до образования пробки Минфин США включил казахстанскую компанию Defence Ingeneering в санкционный список из-за поставок в Россию запрещённых товаров. 17 августа об этом написали казахстанские СМИ, а 18-го досмотр на границе ужесточили.

Новый коридор эксперты рассматривает в качестве "ответки" Казахстану, и он действительно может нанести удар по политическим амбициям Астаны. Проект плохо сочетается с планами президента Касым-Жомарта Токаева превратить Казахстан в транспортный хаб для стран Центральной Азии и Каспийского региона. В случае успешной реализации Южный транспортный коридор сможет оттянуть на себя часть транзита из Транскаспийского транспортного коридора, который Токаев активно продвигает последние несколько лет. Этот маршрут пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и призван стать альтернативой российскому Транссибу для доставки грузов из КНР в Европу.

Одной из ключевых ролей в проекте Южного транспортного коридора отводится Туркмении. Как известно, самым важным для её выгодополучателей участком маршрута будет судоходная линия между астраханским портом Оля и туркменским Туркменбаши. Соответствующие переговоры прошли в начале года.

"Мы проработали с нашими судоходными компаниями вопрос открытия судоходной линии, они готовы включиться в эту работу. Кроме того, наши корабелы готовы строить суда для работы на каспийских судоходных линиях, опыта и компетенций достаточно", - заявлял минувшим летом губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.

О строительстве логистического центра Туркмении в порту Оля (это крупный торговый порт России в Каспийском бассейне, расположенный в 100 км южнее Астрахани) стороны договорились ещё в 2022 году. Сейчас разрабатывается бизнес-план проекта. Ожидается, что на его реализацию уйдёт два года, передает ТАСС.

Так или иначе эксперты сходятся во мнении, что новый маршрут призван дополнить, а не заменить ныне существующий. Всё же сухопутный транзит в Россию (особенно не в европейскую её часть) через Казахстан значительно дешевле и быстрее, чем в обход этой республики. Но он всё равно выгоден и России, и Узбекистану - как альтернативный выход к Каспийскому морю, и Киргизии, у которой появится возможность уйти от застарелых пограничных проблем с Казахстаном, и даже Туркмении, которая сможет улучшить имидж и использовать своё выгодное географическое положение.

В статье использована информация из Fergana.media