Так много написано о воспитании детей, что кажется писать не о чем. А сказано ещё больше. Однако каждый раз, когда сталкиваюсь с ситуациями, которые происходят с детьми и их родителями, с учениками и учителями, понимаю, что далеко не всё написано и сказано.
Я буду предлагать вашему вниманию разные случаи из моей педагогической практики: от самых сложных с одной стороны и самых банальных с другой.
История первая. (Не)желанный выпускной.
У меня в кабинете сидит и плачет мамочка одного из учеников. Красивая и ухоженная женщина. Она плачет и рассказывает историю своих взаимоотношений с сыном.
Мать: Когда мой сын учился в 7 классе я разошлась со своим первым мужем – его отцом (далее сын – К.). Бывший муж сразу уехал в другой город. Развод был мучительным и неприятным для всех. Я была в какой-то степени рада, что всё закончилось и еще больше порадовалась, что бывший уехал. Наступило спокойствие как мне казалось. Но К. тосковал по отцу и требовал много внимания к себе. Этого внимания в полной мере я ему дать не могла, так как все время работала. Кое как сын закончил 7 класс и перешел в 8. За мной ухаживали разные мужчины, и чтобы не травмировать сына я купила ему квартиру и отселила от себя. Там у него было все необходимое, я давала достаточно денег на продукты и одежду, еще мне помогала моя мама. С течением времени работа, командировки, новые отношения заполнили мою жизнь. С сыном я не переставала общаться и содержать его. Закончился 9 класс. Мой сын стал совсем взрослым. Наше общение иногда ограничивалось редкими смс сообщениями. Я думала, что если буду сильно вмешиваться в его жизнь, то только наврежу нашим отношениям. На собрания в школу я приходила, деньги на тетради и разные другие необходимости сдавала.
И вот наступил 11 класс. На очередном родительском собрании начали обсуждать выпускной. Столько всего хорошего предлагали родители. Я была со всеми предложениями согласна. Сразу заплатила половину суммы на организацию этого замечательного мероприятия. На следующий день позвонила сыну, чтобы договориться о походе в магазин за костюмом, рубашкой, ну и себе платье посмотреть.
И тут как гром среди ясного неба: Я не хочу, чтобы ты шла на мой выпускной. Я не хочу тебя видеть в этот день! – бросил трубку.
Не понимаю, как теперь быть! Что делать?! Поэтому пришла к вам, Юлия Юрьевна.
Этот рассказ длился почти час. Я очень внимательно выслушала эту несчастную женщину. А на следующий день вызвала К. для беседы.
Постучал. Заглянул, тихо поздоровался и сел на стул. Сцепил пальцы, что костяшки побелели. Глаза опустил и смотрел на свои пальцы так, словно хотел их еще больше скрепить своим взглядом.
- Ты знаешь почему я тебя пригласила? – спрашиваю пустоту. В ответ он отрицательно качает понурой головой. Немного помолчав, я продолжаю: - Вчера ко мне приходила твоя мама…
Я не успела закончить фразу, как человек передо мной просто преобразился.
Он вскинул голову, в глазах искры, руки спокойно лежат на коленях. Вся его поза говорила: - Я-то думал, что про драку будут расспрашивать, а это…
Дальше почти час он рассказывал о своих взаимоотношениях с матерью:
К: Когда я был в 7 классе родители решили разойтись. Конечно, они ругались, кричали друг на друга, но ведь все взрослые ругаются и кричат – я ж узнавал у пацанов. У них родители ведут себя точно так же. И вот, прихожу из школы: отца нет, мама отводит глаза в сторону. Стене рассказывает, что давно не ладят, что отцу пришлось уехать. Навсегда. Навсегда – это она сказала, она сказала, глядя на меня. Потом встала и ушла на кухню. А со мной до сих пор это слово – навсегда. И всё как в тумане. Встаю утром, собираю портфель, иду в школу, прихожу из школы, что-то делаю дома, ложусь спать. Мамы еще нет дома или она спрашивает о школе и уходит на кухню. И всё.
Тут он замолчал, то ли чтобы дух перевести, то ли воспоминания захлестнули этого молодого человека, по сути, еще ребенка.
В тишине мы просидели, как мне кажется минут 5. Потом он продолжил:
К: В 8 классе она вообще бросила меня. Я стал жить один. Хорошо хоть бабушка помогала. А потом понял, как это круто иметь свою квартиру, жить отдельно от всех. Среди пацанов я стал самым крутым. У меня всегда можно было собраться, я мог привести девушку когда хотел. Или отдать ключи от квартиры друзьям…
Тут он замялся. Опять наступила пауза.
К: Мать иногда писала, иногда приглашала к себе пообщаться. Разве так мать заботиться о своем ребенке? Разве так любят?
Эти вопросы застали меня врасплох. Как ответить? Нет не так заботится мать! Не так любят! – А может она, то есть мать, по-другому не умеет?
Мальчик пристально смотрел на меня, а я думала, что ответить.
- А ты любишь маму? – вдруг спросила я.
На мальчишечьем лице просто такая буря страстей разыгралась.
- Нет! – не сказал, а выкрикнул он.
- Хорошо. Ты ее не любишь, она тебе безразлична…
- Я ее ненавижу – уже не крик, а какой-то хрип вырвался из его горла.
- Пусть ненавидишь. – спокойно сказала я. Замолчала.
А из него словно энергию откачали, будто давно он хотел всё это сказать, крикнуть и прохрипеть. Вдруг я поняла, что сейчас можно будет с ним разговаривать спокойно.
Говорю как можно спокойнее, чтобы не спугнуть - Я понимаю все твои чувства, но давай просто порассуждаем. Она тебя ведь обеспечивала все эти годы, без нее ты не смог бы жить в этой квартире как хотел, делать то, что хотел. Ведь так?
Не поднимая глаз бурчит – Так.
Я – Тогда я тебя прошу только об одном – пусть благодарностью за это будет ее присутствие на твоем выпускном.
Голова начинает медленно подниматься. Ох, сейчас как ответит мне. Но я не даю времени на ответ, а продолжаю: Ты можешь даже не общаться с ней там. Просто разреши прийти.
Вот такого поворота он точно не ожидал. На меня устремлен вопросительно-удивленный взгляд: Могу не общаться?
- Да.
- Точно?
- Абсолютно точно. Я всё устрою. Договорились?
Минута, две, три – Да. Договорились.
Попрощались быстро и по-деловому.
Я сразу набрала телефон матери: - Здравствуйте. Он разрешил вам прийти, но общаться не хочет – всхлипы в ответ – А вот видео никто не запрещал делать. У вас останется память об этом вечере. Только смотрите издалека.
Несколько минут в трубке только тишина, а потом: - Я всё поняла, спасибо.
Выпускной прошел хорошо и спокойно. Они так и не подошли друг к другу.
А теперь - он взрослый, она болеет. Он не оставляет ее одну. Он помнит, что такое быть одному.