Найти в Дзене
Я говорю!

Выступление: читать, заучивать, рассказывать по плану или говорить экспромтом?

Оглавление

Вопрос насущный, особенно для начинающих ораторов.

Рассмотрим «за» и «против» каждого варианта.

Читать готовый текст

Плюсы:

  • Можно без запинок произносить текст. Не надо раздумывать.
  • Телесуфлер перед камерой помогает сделать чтение почти незаметным.

Минусы:

  • Даже если вы пользуетесь хорошим телесуфлером (то есть если вам не приходится перемещать взгляд вбок от камеры), движение глаз все равно заметно и видно, что вы читаете, а не разговариваете с аудиторией.
  • Читать без телесуфлера, «по бумажке» — в любом случае не стоит. В этом сквозит полное равнодушие к аудитории. Если только это не чисто формальное, протокольное мероприятие, где вообще не важно, что и кому вы говорите.
  • Письменная речь отличается от устной. Предложения более длинные и сложные, лексика ближе к официально-деловой или научной. В результате слушатель бессознательно чувствует дистанцию.

Дистанция — не всегда плохо. Но если вы претендуете на прямой, непосредственный контакт с аудиторией, если вы хотите ее завоевать — такой вариант не пройдет.

Авторитеты в риторике справедливо утверждают: важно не «выступать» перед людьми, а говорить, «беседовать» с ними. Так вы сможете больше донести, передать, оставить след в их душе.

Вывод:

Такой способ подходит, если вы просто диктор. Читайте живо, с выражением, и это всех устроит.

Если вы претендуете на авторство, на оригинальность, если вам важно донести смысл через живой, прямой контакт с аудиторией, завоевать ее доверие, тогда читать — не лучший вариант.

Заучивать

Именно это советуют тем, кто жалуется на неспособность связно говорить перед аудиторией.

Плюсы:

  • Получается действительно связно, даже симпатично.

Минусы — опять жирные:

  • Снова — «книжный» язык, дистанция, отчуждение от аудитории.
  • Добавляется еще опасность забыть нужное слово и попасть в собственную ловушку.

На моих глазах однажды развернулась драматическая сцена: опытный лектор решил заучить важное выступление и забыл слово, которое так тщательно выбирал для этого пассажа. В результате впал в ступор и ему пришлось скомкать всю оставшуюся часть. Расстроился, пал духом.

  • Нужно обладать недюжинными актерскими навыками, чтобы заученный текст не звучал монотонно и искусственно. Это возможно, этому учатся: говорят, Цицерон именно так и поступал. А вы уверены в своем актерском мастерстве?

Вывод:

Этот способ вам подойдет только если вы хороший актер и при этом можете положиться на свою память. И при необходимости выкрутитесь — найдете, чем заменить забытое слово.

Рассказывать по плану

Для меня это оптимальный вариант.

Плюсы:

  • Такая речь звучит живо и естественно.
  • У слушателей возникает впечатление, что идеи у оратора рождаются прямо сейчас, в процессе выступления, во взаимодействии с ними — что они сами участвуют в рождении речи, пусть и косвенно.

Это заставляет их проникаться выступлением, погружаться в него.

  • Оратор чувствует себя более свободно, он не скован зазубренными фразами, более гибок, может реагировать на слушателей, корректировать свою речь по ходу выступления. Скажем, если он видит, что какой-то пункт непонятен — то может его прояснить, если аудитория устала — может пошутить для разрядки и т. п. Но при этом не теряет нити повествования, не забывает о важных, ключевых моментах.

Минусы здесь возникают только если нарушаются базовые правила:

  • План нужно делать развернутый, богатый, а не «первый пункт», «второй», «третий» или «вступление, основная часть, заключение».

Прослеживать логику повествования, выделять те тезисы, те логичные ступеньки, по которым вы хотите провести слушателя.

Полезно включать сюда же необходимые факты, данные, статистику и другие аргументы.

Если выступление публицистического стиля и допускает эмоциональность, можно в качестве подсказки для себя давать и разные эффектные обороты, чтобы они не потерялись от волнения.

  • Очень важно не впервые увидеть собственный план уже на выступлении, а заранее порепетировать: один-два раза рассказать по этому плану, записать себя на видео, провести работу над ошибками, улучшить план. Три раза репетировать редко бывает нужно, да и свежесть восприятия теряется.
  • Можно выбирать не форму плана, а форму карточек, которые помещаются в ладони. Тогда в каждый момент времени перед вами только один пункт и не надо бегать глазами по странице. Но в нашей традиции этим способом пользуются редко.

Выводы:

Такой вариант — это шанс общаться с аудиторией, а не вещать перед ней. Он дает свободу и гибкость без потери смысла.

Но только при соблюдении правил.

Говорить экспромтом

Открою страшную тайну: экспромта не существует. Просто опытный оратор способен спрессовать процесс подготовки до нескольких секунд или даже мгновений, а пока идет процесс думания, начинает связно говорить о не очень важном (то есть добавляет немного «воды» в начале).

Иначе говоря, это опыт и практика, практика, практика.

Если у вас такого опыта нет, не слишком надейтесь, что вас процессе посетит вдохновение. Вдохновение, как писал Пушкин, это умение приводить себя в рабочее состояние.

Все советы собраны в Путеводителе по каналу