Найти в Дзене
История за минуту

Социальные движения XVII в. «Бунташный век».

Литература: 1. Буганов В.И. Крестьянские войны в России ХVII – ХVIII вв. - М., 1976. 2. Кобрин В.Б. Смутное время – утраченные возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IХ – начала ХХ вв. М., 1991. 3. Корецкий В.И. Формирование крепостного права и Первая крестьянская война в России. - М., 1975. В историю России ХVII в. вошел как «бунташный век». Утверждение крепостничества, продолжительные войны, сопровож­давшиеся ростом налогового бремени, традиционное мздоимство правительственного аппарата вызвали всеобщее недовольство. При воцарении Алексея Михайловича ведущее положение в правитель­ственном аппарате заняли его воспитатель Б. И. Морозов и родственники жены Милославские. Помимо этого отдельные сословные группы требовали улучшения своего положения. Дворянство, заинтересованное в крепостничестве, настаивало на бессрочном сыске беглых. Население городов - посадские люди - несло значительное налоговое бремя, в период войн платило дополнительные налоги и,

Литература:

1. Буганов В.И. Крестьянские войны в России ХVII – ХVIII вв. - М., 1976.

2. Кобрин В.Б. Смутное время – утраченные возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IХ – начала ХХ вв. М., 1991.

3. Корецкий В.И. Формирование крепостного права и Первая крестьянская война в России. - М., 1975.

В историю России ХVII в. вошел как «бунташный век». Утверждение крепостничества, продолжительные войны, сопровож­давшиеся ростом налогового бремени, традиционное мздоимство правительственного аппарата вызвали всеобщее недовольство. При воцарении Алексея Михайловича ведущее положение в правитель­ственном аппарате заняли его воспитатель Б. И. Морозов и родственники жены Милославские. Помимо этого отдельные сословные группы требовали улучшения своего положения. Дворянство, заинтересованное в крепостничестве, настаивало на бессрочном сыске беглых. Население городов - посадские люди - несло значительное налоговое бремя, в период войн платило дополнительные налоги и, сверх того, несло дополнительно разные государевы службы (например, сторожами в тюрьмах). Испытывая недостаток денег, правительство крайне нерегулярно уплачивало жалованье стрельцам, ремесленникам из дворцового хозяйства, подьячим. Наконец, в 1646 г. был введен повышенный в 4 раза соляной налог. Последствия той меры были самыми плачевными: резко снизилось потребление соли, тысячи пудов волжской рыбы пропали из-за дороговизны соли, а казна по-прежнему оставалась пустой. В результате в конце 1647 г. налог был отменен, но он стал поводом для городского восстания в Москве, которое началось 1 июня 1648 г. и охватило широкие слои посадских и служилых людей.

-2

По требованию восставших были казнены ведавший Москвой начальник Земского приказа Л. С. Плещеев и еще несколько представителей приказного аппарата, близких к Б. И. Морозову. Дом Морозова был разграблен восставшими, а сам он только благодаря слезной просьбе царя избежал казни и был отправлен в ссылку. Царю была подана челобитная от имени посадского населения и дворян, где они высказались за реорганизацию суда и созыв Земского собора. Правительство пошло на некоторые уступки. Было отменено взыскание недоимок с населения, выдано жалованье стрельцам и дворянам. В 1648 г. был созван Земский собор, выработавший Уложение (свод законов) 1649 г.

25 июля 1662 г. в Москве произошло еще одно крупное восстание, известное как «медный бунт». Нуждаясь в деньгах для ведения войны с Польшей, правительство прибегло к выпуску медных денег вместо серебряных. Это привело к росту цен и расстройству кредитного обращения. Жалованье правительство платило медными деньгами, а налоги предпочитало собирать полноценным серебром. В отличие от событий 1648 г., к восставшим городским низам не примкнули ни дворяне, ни стрельцы, и оно было быстро подавлено. Тем не менее, правительство прекратило выпуск медных денег, обменяв их по курсу 1 медный рубль на 1 копейку серебром.

-3

Крупным явлением, сочетавшим социальные и религиозные моменты, стало старообрядчество (раскол). Смута выявила духовный кризис русского общества. Появление светских элементов в культуре, усилившиеся контакты с западом приводили к проникновению в Россию элементов религиозного индифферентизма. Государство пыталось мерами уголовно-административными поддержать авторитет церкви. Уложение 1649 г. предусматривало смертную казнь (сожжение) за богохульство. Не способствовали авторитету церкви и многочисленные «настроения» ее внутренней жизни. В их числе были многочисленные расхождения в порядке совершения богослужения, сохранившиеся еще от периода раздробленности, например, «многогласие», когда для сокращения длительной службы разные ее части совершались одновременно. В результате священник читал свое, дьячок - свое, а хор пел свое. Сельское духовенство в массе своей было безграмотно, зачастую не отличалось благонравием.

Обеспокоен был «нестроением» царь Алексей Михайлович. Вокруг него сложился кружок ревнителей благочестия, куда входили будущий патриарх Никон, духовник царя С. Вонифатьев, провинци­альные священники Аввакум Петров и др. По инициативе кружка стали практиковать единогласие, учительные проповеди. Однако вскоре между членами кружка возникли серьезные разногласия. Став патриархом, Никон желал утвердить первенст­вующую роль русской православной церкви в славянском мире и свою роль первенствующего патриарха в православной церкви. В 1653-1656 гг. патриарх Никон проводит церковную реформу по унификации (единообразию) службы. Москва, будучи центром православия, использовала русские обряды, которые не придерживались верующие других стран. Возникла необходимость пересмотреть церковные книги, иконопись, вернуть церковь к греческим канонам: обрядам, строительству крестово-купольных, а не шатровых храмов. Противники нововведений с протопопом Аввакумом выступили за старые обряды. Произошел раскол церкви, появились старообрядцы (раскольники). Они верили в «Святую Русь» и выступали против сторонников церковных реформ, обвиняя их в посягательстве на истинную веру. Народные массы использовали раскол как форму класс, уходили от феодалов. Царь не подчинился власти церкви, как этого требовал патриарх, и в 1666 г. Никон был лишен сана. Таким образом, утвердилось главенство светской власти над духовной, а Алексей Михайлович стал главным защитником церковной реформы.

-5

Вершиной «бунташного века» стало казацко-крестьянское восстание под руководством Степана Разина (1670-1671 гг.). На низовьях Дона бежавшие крестьяне создали казацкую вольницу – Великое Войско Донское с центром в Черкесске. В выступлении Разина четко прослеживаются два этапа. В 1667-1669 гг. казак Степан Тимофеевич Разин возглавил набег казацкой голытьбы («поход за зипунами») на берега Персии. Во время похода он проникся интересами народных масс, стал атаманом. В 1670 г. Разин встал во главе народного движения против «изменников бояр», выступая от имени царевича Алексея (сына Алексея Михайловича, который к этому времени умер). К нему примкнул Василий Ус.

-6

Движение 1670-1671 гг. охватывает Поволжье. Разинцы захватили Царицын, Астрахань, Саратов. Разин рассылает «прелестные письма», призывая к Борьбе с феодалами. Вспыхнуло народное многонациональное выступление. В захваченных городах убивали представителей царской администрации и вводили казачье устройство. Кульминацией восстания стала осада Симбирска. Город был взят, но кремлем овладеть не удалось. Подошедшие войска воеводы Барятинского нанесли разницам поражение. Весной 1671 г. Разин был пленен, а 4 июня 1671 г. его казнили в Москве. Движение жестоко подавлено.

Все народные выступления XVII в. заканчивались поражением, так как носили стихийный, царистский характер (вера в «доброго царя»), народ слабо знал военное дело, был плохо вооружен, действовал разобщено, не имел ясных целей. Но в борьбе у народа накапливался опыт, выдвигались народные представители, движение становилось многонациональным. Народные выступления держали феодалов в страхе, способствовали ослаблению гнета, а с другой стороны, вынуждали государство еще больше укреплять самодержавие в борьбе с выступлениями народа.