Найти тему

Ура, мама, я получила "2" или давайте поговорим про критериальное оценивание

Здравствуйте, уважаемые читатели моего канала!

Этой осенью на просторах Интернета распространилась новость о том, что в одной из московских школ (отличилась школа № 1514) родительская общественность была возмущена тем, что в начальной школе к их детям стала применяться не привычная пятибалльная система, а система от 0 до 2, где

  • 0 ставится, если ученик допустил 6 и более ошибок, выполнил не то задание или задание сделал не полностью;
  • 1 ставится, если ученик сделал от 1 до 5 ошибок включительно;
  • 2 ставится, если ученик справился с заданием без ошибок.

По сути данная школа перешла на систему критериального оценивания - модную инновацию в современном образовании! Однако понять негодование родителей можно. Ведь как известно, новое обычно всегда воспринимается в штыки!

Интересно, что СМИ, исказили информацию, чем, на мой взгляд, дополнительно способствовали негодованию сторонних наблюдателей. Вот, например, фрагмент новости в одном телеграмм-канале:

"Систему ввели в школе №1514. Пока что она действует только для начальных классов. В системе всего три оценки: 2, 1 и 0. Оценка 2 значит отлично выполненное задание, переводя на классическую систему — это 5+ или 5 (но не ниже). Под 1 подпадает «хорошо» и «удовлетворительно»: от 5 с минусом до 3. А вот 0 значит 0."
Ссылка: https://t.me/bazabazon/22264

Если Вы ещё не поняли, в чём тут искажение, предлагаю читать дальше. Чуть позже всё станет ясно. Пока только скажу, что если бы я сам лично не был знаком с данной системой оценивания, я, наверно, тоже подумал много чего дурного! Однако давайте попробуем разобраться без эмоций.

"Критериальное оценивание - это процесс сравнения образовательных достижений обучающихся с заранее определенными и известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, отражающими предметные и метапредметные умения обучающихся."

При этом под самим "критерием" понимается

"признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация исследуемого объекта; свойство изучаемого объекта, которое позволяет судить о его состоянии и уровне функционирования и развития."

Источник: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-13.01.2023-N-03-49/

Дело всё в том, что критериальное оценивание не отменяет пятибалльной системы оценивания. Хотя, заметьте, из новостей в СМИ как раз можно вычитать обратное. Просто, всё дело в том, что при критериальном оценивании привычная нам отметка формируется иначе, чем привыкли мы.

Как известно, обычно отметку ученики получают за каждую тему, за четверть (триместр) и за год. Однако вот как это выходит традиционно, например, после изучения темы. Ученик выполняет некую самостоятельную работу, а учитель её оценивает и выставляет ему отметку. Полученное значение и содержит закодированную информацию о том, на сколько в целом была освоена вся тема целиком (а в самой работе между тем обычно зашито много заданий, проверяющих разные образовательные результаты - разные умения, знания). В итоге деятельность ученика оценивается только на выходе из темы. В критериальном же оценивании, организованном в школе № 1514, этот процесс происходит несколько иначе.

По каждой теме учеником должны быть достигнуты определённые результаты, для их оценивания учитель выдаёт ученикам разные задания. Задание стоит от 0 до 2 баллов. Обратите внимание! Это просто некоторое количество баллов за какое-то задание, а не оценка за всю тему. Нюанс очень существенный!

Приведу пример. В Интернете мне удалось найти источник, где показан лист достижений по окружающему миру, который выдаётся детям из школы № 1514. В нём как раз были прописаны разные образовательные результаты по некоторой теме. Допустим, мы проходим тему по окружающему миру "Как устроен мир". Возьмём какое-нибудь умение, которое должен приобрести ученик в процессе её изучения - различать объекты живой и неживой природы. Ясно, что учитель может предложить ученику задание на самостоятельное разделение объектов на живые и неживые, а затем по количеству ошибок выставить нужный балл.

Примечательно, что такие баллы ученик получает за разные задания как в процессе изучения темы, так и за итоговую работу, которая, скорее всего, комплексная. А потом уже все набранные баллы просто суммируются. И вот эта общая сумма баллов за тему уже должна быть переведена в ту самую знакомую нам отметку! Кстати, как я понял, в школе № 1514 это происходит по процентам: например, если за тему всего можно было набрать 20 баллов, а ученик набирает 90-100% от всех баллов, то ему ставят "5" и т. д.

Выставление баллов за отдельные задания в процессе изучения темы помогает учащимся (да и родителям) понять, какие образовательные результаты у ребёнка уже достигнуты, где он делает ошибки и т. д. Потенциально все участники образовательного процесса (учитель, сам ученик, родители) видят слабые и сильные места у ученика. Кстати, это позволяет ученику дома ещё раз сесть и поработать над устранением проблемных мест до итоговой работы. Заметьте, при традиционном оценивании обычно все участники образовательного процесса видят проблемные места ученика уже только после изучения всей темы и написания общей проверочной работы.

И вроде бы это неплохо. Однако я всё-таки добавлю свою ложку дёгтя. Дело всё в том, что, на мой взгляд, родители возмутились такой системе оценивания не просто так. Не всё в действующей системе на самом деле сделано хорошо. Когда я искал материалы для данной статьи, наткнулся на мнение некоторых родителей по поводу проблем (обратите внимание) РЕАЛИЗАЦИИ критериального оценивания. Приведу одно из них мнений:

"Марина К., мама ученицы 4-го класса, рассказала, что из-за новой системы ее дочь, которая раньше училась на 5 и 4, сейчас приравняли к бывшим троечникам: она делает в работе одну ошибку, кто-то — 4, но оба ребенка получают за это единицу. Семья считает такой подход несправедливым."

Ссылка:
https://mel.fm/ucheba/shkola/3512486-tolko-0-1-i-2-balla-novaya-sistema-otsenivaniya-v-nachalnoy-shkole-gde-i-pochemu-eye-vvodyat-i-chto-

Лично мне не очень понятно, что имеется в виду под "работой": одно небольшое задание или целый набор? А от этого имеет смысл высказывать замечания или нет. Скорее всего, речь идёт про задание. Так же интересно, что мама этой ученицы воспринимает 1 балл как отметку, причём удовлетворительную, хотя я выше уже говорил, что это всего лишь балл, который содержит в себе закодированную информацию о том, на каком уровне достигнут конкретный образовательный результат. В данном случае, речь идёт о том, что девочка делает какое-то количество ошибок. Но как уже было отмечено выше: отметка в критериальной системе оценивания носит накопительный характер! Однако почему у мамы девочки возникает такая подмена? На мой взгляд, ответ очень простой: родителям не смогли в простой и понятной форме объяснить, что это за система и как по ней работать!

А ещё я бы сказал, что сама шкала оценивания заданий от 0 до 2 не является достаточной справедливой и более гибкой. Наверно, был бы смысл расширить данную шкалу от 0 до другого количества баллов. Согласитесь, понять Марину К. можно: действительно, звучит обидно, что один ученик, который сделал 5 ошибок в задании, получил 1 балл, а другой ученик, который совершил только 1 ошибку, тоже получит 1 балл.

Кстати, именно качественное написание критериев и системы шкалирования обычно и является сложнейшей задачей при реализации критериального оценивания. Чаще всего всё это выливается в имитацию такого оценивания. Приведу простой пример. Всем знакомый ОГЭ по математике. Именно в нём мы можем найти элементы критериального оценивания.

Перед Вами 24 задание экзамена, содержащее эталон ответа, а также элементы критериального оценивания.

Скриншот из демоверсии ОГЭ по математике 2024
Скриншот из демоверсии ОГЭ по математике 2024

Не буду долго ходить вокруг да около, скажу только, что сами эти критерии написаны не очень хорошо. Судите сами: 2 балла предлагается ставить за обоснованные шаги. А какую степень обоснованности эксперт должен считать эталонной? Приходится додумывать. А ведь по задумке авторов критериального оценивания считается, что такая система позволяет уйти от субъективности в оценивании. Оно, конечно, так. Правда, при условии, что эти критерии написаны вразумительно и не могут допускать вольностей в трактовках. Интересно также и то, что даже решение самих же разработчиков что-то не сильно удовлетворяет требованию обоснованности! Или же моё представление об обоснованности несколько отличается от авторского.

Но вернёмся к школе № 1514. Итак, что мы имеем в сухом остатке? Лично я считаю, что виновато не само критериальное оценивание, а то, как это нововведение было объяснено родителям и частично неудачно реализовано!

Знаете, если честно, я не удивляюсь ничему. Хорошим идеям в нашем образовании уже давно не достаёт грамотной реализации.

P. S. А на этом у меня на сегодня всё. Если Вам есть, что сказать по теме критериального оценивания, пишите свои комментарии. Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, если ещё не сделали этого. Спасибо за внимание. До новых встреч!