Найти в Дзене
Простые истории

Женщины рожали, привязывали детей к кровати и уходили на работу /из жизни моих бабушек/

Мои бабушка и дедушка с папиной стороны родились и жили в небольшой сибирской деревне. На их молодость выпало послевоенное время, работа в местном совхозе и становление своей семьи. Из разговоров со своими предками я знаю, как бытовали в те времена деревенские многодетные семьи. Первенца бабушка родила в 1953 году. Затем один за одним родились ещё два ребёнка. Все погодки. Три сына – три богатыря. Рождение детей не сопровождалось какими-либо послаблениями для женщин: они работали до родов, а после родов брали с собой в поле новорождённых детей, подходя к ним для грудного кормления, либо малышей оставляли дома одних. Моя бабушка, будучи молодой мамой, опускала двух маленьких деток на пол, одного ребёнка привязывала к одной железной ножке кровати, второго ребёнка к противоположной ножке. Привязывала так, чтобы дети были рядом, двигаться могли, но друг до друга не дотянулись, чтобы нечаянно не повредились. Старшего тоже привязывала, пока тот мал был, но как только ребёнок научился отвязыв
Полеводческая бригада.  С.Ямская Слобода, Орловщина, 1950-ые г.г. / фото из интернета
Полеводческая бригада. С.Ямская Слобода, Орловщина, 1950-ые г.г. / фото из интернета

Мои бабушка и дедушка с папиной стороны родились и жили в небольшой сибирской деревне. На их молодость выпало послевоенное время, работа в местном совхозе и становление своей семьи. Из разговоров со своими предками я знаю, как бытовали в те времена деревенские многодетные семьи. Первенца бабушка родила в 1953 году. Затем один за одним родились ещё два ребёнка. Все погодки. Три сына – три богатыря. Рождение детей не сопровождалось какими-либо послаблениями для женщин: они работали до родов, а после родов брали с собой в поле новорождённых детей, подходя к ним для грудного кормления, либо малышей оставляли дома одних. Моя бабушка, будучи молодой мамой, опускала двух маленьких деток на пол, одного ребёнка привязывала к одной железной ножке кровати, второго ребёнка к противоположной ножке. Привязывала так, чтобы дети были рядом, двигаться могли, но друг до друга не дотянулись, чтобы нечаянно не повредились. Старшего тоже привязывала, пока тот мал был, но как только ребёнок научился отвязываться, пришлось оставлять его дома вольным, либо брать с собой на работу (совхозные поля, покосы). Бабушки, дедушки, спросите вы? Так они тоже работали на благо коммунизма. Все жители деревни работали в совхозе, никто не имел права отлынивать. Что до вот такого обращения с детьми? Так все в деревне так жили, потому это было нормой. Ещё меня, как представителя другого поколения, удивило отношение матери к дитю. Когда у бабушки родился первенец, он орал просто круглосуточно, не давал отдыха ни себе, ни матери. Возможно, родовая травма мучала его, возможно колики, кто ж знает? До ближайшей больницы в райцентре несколько десятков километров. Машин в те годы в деревне не было, разве что совхозные кони и тракторы. Но по таким делам никто в больницу не ездил. От бессилия мать жалела своё дитя: «Хоть бы уж помер…» И ведь не со зла она так говорила, а из любви, чтоб не мучался. Но сыграл закон природы - «выживает сильнейший». Младенец выжил, и дядя мой вырос, своих детей нарожал и внуков, благополучно дожил до пенсии. У бабушки и деда было трое сыновей. Бабушка ещё могла детей родить, но при такой жизни не стала. Уже перед смертью, когда ей было 76 лет, её лежачую в баню мыться водила сноха. А дед, тоже уже лежачий, грозил вверх пальцем и укорял, что баба сама виновата, он говорил ей рожать, дочка бы была, было бы кому в баню мать водить. Но баба аборт сделала. А сколько уж она абортов сделала, да и каким образом, не знаю, не моё дело. Возможно, после того аборта больше и не было залётов. Жили мои бабушка и дедушка хорошо в сравнении со своими деревенскими. Дед был бригадиром, можно сказать, самым главным человеком в своей деревне. Все его уважали.

Муж забирает жену с ребёнком из роддома / фото взято из интернета
Муж забирает жену с ребёнком из роддома / фото взято из интернета

Родители со стороны моей мамы жили в этой же деревне. В их семье было пятеро детей. Разница между самым старшим и самым младшим составляла 15 лет. Им повезло больше, потому что бабушка не погодков рожала. Учитывая разницу в возрасте, старшие детки присматривали за младшими. Да ещё дедова мать Марфа (моя прабабушка) была старой и абсолютно глухой, и только поэтому могла не ходить на совхозные работы. Вот она в первую очередь и следила за детьми. В маминой семье детей не привязывали на полу к ножкам кровати или стола, им повезло, что в семье была более-менее дееспособная бабушка-инвалид.

Деревня. Наши дни / фото из интернета
Деревня. Наши дни / фото из интернета

В те времена так жили многие. В крестьянских семьях заниматься уходом за детьми было некому: взрослые были заняты работой, потому много детей не выживали. Женщинам жилось тяжело, смерть при родах была нередким явлением. Способы избавиться от беременности придумывали самые разные, нередко всё заканчивалось гибелью. Рождённых детей, которые находились под присмотром старших детей, тоже гибло много. Каких только историй не было. Трёх-пятилетняя нянька могла и зерном младенца накормить, чтоб тот не плакал, и водой чрезмерно напоить, да и просто уронить. На всё была воля случая, но плохое забывается быстро, и в памяти остаются только те, кто дожил до старости.

Женщины рожали и были вынуждены работать, оставляя своих детей одних без присмотра. Потребовались десятилетия, чтобы изменить эту ситуацию. Теперь, семьи могут рожать столько детей, сколько потянут, а не сколько Бог даст. Надолго ли?