Также 9 ноября Международный день против фашизма и антисемитизма, Всемирный день усыновления, День специального отряда быстрого реагирования МВД РФ, Всемирный день качества, День рождения неоновой рекламы, Международная неделя науки и мира, День хранительницы домашнего очага и День памяти преподобного Нестора Летописца, а также в этот день в 1906 году был дан старт аграрной реформе П. А. Столыпина, а в 1989 году открывается свободный проход граждан из Восточной в Западную часть Берлина.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день известном русском писателе Иване Тургеневе. Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, прозаик и переводчик. Тургенев - один из классиков русской литературы, внесших наиболее значительный вклад в ее развитие во второй половине XIX века.
Высокую оценку творчество Тургенева получило как в России, так и на Западе: его литературное влияние ощутимо как в русской, так и в зарубежной литературе. Созданная писателем художественная система оказала влияние на поэтику не только русского, но и западноевропейского романа второй половины XIX века.
Иван Тургенев первым в русской литературе начал изучать личность «нового человека» — шестидесятника, его нравственные качества и психологические особенности, благодаря которым в русском языке стал широко использоваться термин «нигилист».
Изучение произведений Тургенева — обязательная часть общеобразовательных школьных программ России. Наиболее известные произведения: цикл рассказов «Записки охотника», рассказ «Муму», повести «Первая любовь», «Ася», романы «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».
Особенности характера и писательский быт
Биографы Тургенева отмечали неповторимые особенности его писательского быта. С молодости он сочетал в себе ум, образованность, художественное дарование с пассивностью, склонностью к самоанализу, нерешительностью.
Все вместе причудливым образом сочеталось с привычками барчонка, бывшего долгое время в зависимости от властной, деспотичной матери. Тургенев вспоминал, что в берлинском университете во время изучения Гегеля он мог бросить учебу, когда нужно было дрессировать свою собаку или натравливать ее на крыс.
Ребячливость с годами сгладилась, но внутренняя раздвоенность и незрелость взглядов еще долгое время давали о себе знать: юный Иван хотел быть принятым и в литературном обществе, и в светских гостиных, при этом в светском обществе Тургенев стыдился признаться о своих литературных заработках, что говорило о его ложном и легкомысленном отношении к литературе и к званию писателя в то время.
О малодушии писателя в юности свидетельствует эпизод 1838 года в Германии, когда во время путешествия на корабле случился пожар, и пассажирам чудом удалось спастись. Опасавшийся за свою жизнь Тургенев попросил одного из матросов спасти его и пообещал ему вознаграждение от своей богатой матери, если тому удастся выполнить его просьбу.
Другие пассажиры свидетельствовали, что молодой человек жалобно восклицал: «Умереть таким молодым!», расталкивая при этом женщин и детей у спасательных лодок. К счастью, берег был недалеко. Оказавшись на берегу, молодой человек устыдился своего малодушия. Слухи о его трусости проникли в общество и стали предметом насмешек. Событие сыграло определенную негативную роль в последующей жизни автора и было описано самим Тургеневым в новелле «Пожар на море».
Исследователи отмечают еще одну черту характера Тургенева, приносившую ему и окружающим немало хлопот — его необязательность, «всероссийская халатность» или «обломовщина», как пишет Е. А. Соловьев. Иван Сергеевич мог пригласить к себе гостей и вскоре забыть об этом, отправившись куда-либо по своим делам.
Он мог пообещать рассказ Н. А. Некрасову для очередного номера «Современника» или даже взять аванс у А. А. Краевского и не отдать своевременно обещанной рукописи. От таких досадных мелочей Иван Сергеевич впоследствии сам предостерегал молодое поколение.
Обратной стороной этих изъянов была душевная мягкость, широта натуры, известная щедрость, незлобивость, но его мягкосердечие имело свои пределы. Когда во время последнего приезда в Спасское он увидел, что мать, не знавшая, чем угодить любимому сыну, выстроила строем всех крепостных вдоль аллеи, чтобы приветствовать барчука «громко и радостно», Иван разгневался на мать, тут же развернулся и уехал обратно в Петербург. Больше они не виделись до самой ее смерти, и его решения не могло поколебать даже безденежье.
За границей, где еще плохо знали его творчество, Тургенев никогда не кичился перед окружающими тем, что в России он уже считался известным писателем. Став самостоятельным хозяином материнского наследства, Тургенев не проявлял никакой заботливости о своих хлебах и урожаях. В отличие от Льва Толстого, он не имел в себе никакой хозяйской жилки.
Сам себя Тургенев именовал «безалабернейшим из русских помещиков». В управление своим имением писатель не вникал, поручая его или своему дяде, или поэту Н. С. Тютчеву, а то и вовсе случайным людям. Тургенев был весьма состоятельным, он имел не меньше 20 тысяч рублей дохода в год с земли, но при этом всегда нуждался в деньгах, расходуя их весьма нерасчетливо. Давали о себе знать привычки широкого русского барина.
Литературные гонорары Тургенева были также весьма значительны. Он был одним из самых высокооплачиваемых писателей России. Каждое издание «Записок охотника» доставляло ему 2 500 рублей чистого дохода. Право издания его сочинений стоило 20—25 тысяч рублей.
Значение и оценка творчества
Несмотря на то, что традиция изображения «лишних людей» возникла до Тургенева (Евгений Онегин А. С. Пушкина, Печорин М. Ю. Лермонтова, Бельтов А. И. Герцена, Адуев-младший в «Обыкновенной истории» И. А. Гончарова), Тургеневу принадлежит приоритет в определении данного типа литературных персонажей.
Название «Лишний человек» закрепилось после выхода в 1850 году тургеневской повести «Дневник лишнего человека». «Лишние люди» отличались, как правило, общими чертами интеллектуального превосходства над окружающими и одновременно пассивностью, душевным разладом, скептицизмом по отношению к реалиям внешнего мира, расхождением между словом и делом, неспособностью к самореализации, неумением и нежеланием посвятить себя какой-либо высокой цели.
Тургенев создал целую галерею подобных образов: Чулкатурин («Дневник лишнего человека», 1850), Рудин («Рудин», 1856), Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859), Павел Петрович Кирсанов («Отцы и дети», 1862), Нежданов («Новь», 1877). Проблеме «лишнего человека» посвящены также повести и рассказы Тургенева «Ася», «Яков Пасынков», «Переписка» и другие.
К середине 1850-х годов Тургенев разочаровался в своем призвании драматурга. Критика объявила его пьесы несценичными. Автор как будто согласился с мнением критики и прекратил писать для русской сцены, но в 1868—1869 годах он написал для Полины Виардо четыре французские опереточные либретто, предназначенные для постановки в баден-баденском театре. Тургенев-драматург был широко признан в Европе. Его пьесы имели успех на сценах парижского Театра Антуана, венского Бургтеатра, мюнхенского Камерного театра, берлинского, кенигсбергского и других немецких театров.
Художественная чистота Тургенева сделала его фаворитом западных писателей-единомышленников следующего поколения, таких как Генри Джеймс и Джозеф Конрад, оба из которых предпочитали Тургенева Толстому и Достоевскому. Джеймс, написавший не менее пяти критических эссе о творчестве Тургенева, утверждал, что «его достоинство формы имеет первостепенное значение», и хвалил его «изысканную деликатность».
Владимир Набоков, известный своим небрежным игнорированием многих великих писателей, хвалил тургеневскую «пластическую музыкальную плавную прозу».
В России и в наше время много внимания уделяется изучению и памяти творчества Ивана Тургенева. Каждые пять лет Гослитмузей И. С. Тургенева в г. Орле совместно с Орловским государственным университетом и Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) РАН проводят крупные научные конференции, которые имеют статус международных. В рамках проекта «Тургеневская осень» в музее ежегодно проходят тургеневские чтения, в которых принимают участие исследователи творчества писателя из России и из-за рубежа. Отмечаются тургеневские юбилеи и в других городах России.
К 200-летию со дня рождения писателя в Москве на Остоженке около Дома-музея писателя был открыт монумент (скульптор Сергей Казанцев), который изображает тридцатилетнего Ивана Тургенева в конце 1840-х, когда он посещал этот дом своей матери на Остоженке.