Найти тему

ТОП-20 главных авторов бразильской теледраматургии. От худших к лучшим. Часть 1. Лузеры

Внимание! Данный топ составлен исключительно исходя из личных предпочтений и вкусов автора. Все оскорбившиеся, обездоленные и слабоумные могут спокойно идти в темный лес и оскорбляться там. В топ включены авторы теленовелл, которые я либо начинал смотреть, либо пытался смотреть, либо в ознакомительном режиме проматывал. Но минимум 3-5 серий от каждого видел точно. Поэтому, много чего из классики упоминать не буду. Ну и я понимаю, что некоторых может порвать на британский флаг из-за моего мнения, но я на него имею право. Ну и зрительские рейтинги в самой Бразилии как бы показывают тоже.

1. ЛУЗЕРЫ

Я могу и готов честно признаться, что из этой пятерки целиком не осилил практически ничего. Разве что у лидеров этого антитопа я справился с одной-двумя теленовеллами, и то, в режиме перемотки. Некоторые из этих авторов пользуются истерическим успехом у… истеричек, которые будут сильно оскорбляться.

20. ГЛОРИЯ ПЕРЕЗ

Источник - x.com
Источник - x.com

Итак. И ровно сразу же на очереди у нас повесточка. Перес очень любопытно вошла в Теледраматургию Бразилии. Формально – через утку Жанет Клэр, которая уже умирала и ей было тяжело печатать. Первую сценарную заявку Перез завалили, но она пробивалась как могла и уже после «Обещания», в котором она формально была просто на побегушках у лежачей Клэр получила новеллу в соавторстве с Агиналду Силвой и прокляла все на свете. Сотрудничество оказалось настолько успешным, что тетеньку выгнали с «Глобу» писать для «Реде Маншете» сценарий экранизации теленовеллы по роману Проспера Мериме. Позже произошло триумфальное возвращение с новеллой «Суррогатная мать», за которой последовала весьма успешная «Телом и душой». В двух первых сольных новеллах Перез постоянно искала актуалочку, но старалась не заигрываться… Но вскоре происходит страшное – прямо во время съемок «Телом и душой» происходит убийство дочери Глории – Даниэлы. После этого события можно было забыть про адекватное построение двух первых новелл. На «Глобу» это понимали, особенно после того, как во «Взорвись сердце», Перез соединила интернет-флирт и уклад жизни в цыганском таборе (я не шучу), приправив это еще и проблемами трансвестизма в цыганском обществе (догадываетесь, в какой космос отлетела кукуха авторки в плане переполнения повесточкой). Номер не прокатил – «Новая жертва», шедшая перед цыганским адом показала средний рейтинг в 51 пункт, а шедшее позже «Роковое наследство» и вовсе – 55. На этом фоне результат в 47 выглядел весьма слабо, особенно в 90-е, когда почти все восьмичасовые теленовеллы стабильно показывали рейтинг в районе 51-55 пунктов. После этого авторку сослали писать ремейк «Шальных денег» в дань памяти Жанет Клэр, которая привела ее в Теледраматургию через утку. Но она вынашивала главный проект всей жизни, по которому многие, к сожалению, оценивают бразильскую теленовеллу.

Во многих источниках очень любят спекулировать тем, что из-за терактов 11.09.2001 многие боялись арабской темы в теленовелле «Клон». Однако, они не обращают внимания на тот факт, что первая серия оного вышла в начале октября 2001, а значит снимать ее начали примерно за полгода до премьеры и за 5 месяцев до сноса башен ВТЦ посредством двух пассажирских самолетов. В «Клоне» мы получили смесь из арабской культуры, клонирования и наркотиков. Он не был особо успешен в Бразилии, но на фоне той же "Надежды" прошел уверенно. Всю кассу сделали международные продажи. Позже последовали «Америка» и «Дороги Индии», тоже весьма неплохо проданные. Последний уже представлял собой полноценный идеал формата «Манека на стероидах из кислоты». Только если Манека просто выволакивает кучу всяких актуальных социальных проблем в своих сюжетах, то Перез регулярно впихивала в это этнический компонент. Порой в карикатурном виде – так как воспринимать бесконечные дансиньи из «Дорог Индии» как нечто серьезное уже само по себе странно (по слухам Перез дико обижалась на пародии на "Дороги Индии" в программе Casseta&Planeta, но там не шутили над мертвой дочкой, а это было у тетеньки что-то вроде триггера). При обнаружении сюжетных дыр некоторым свойственно прояснять их тем, что де у авторки много всякой борцуновской активности по самым разным темам (и мертвая дочка, которой прикрывается не столько она сама, сколько многочисленные поклонники таланта). Так что не всегда есть время на доработку, проработку и т.д. К великому сожалению, я ставлю Перез на последнее место, так как она совмещает в своих творениях все худшее в бразильской драматургии преправляя это регулярным этническим компонентом (до сих пор не могу поверить, что «Сирот земли» накатала не она). И, к слову, самой успешной ее работой стала не получившая «Эмми» индийская чушь, а более-менее традиционная «Америка». Все остальное – мимо кассы. А последние работы оказывались под шквалом критики – типичный пример – «Пересечение».

19. БЕНЕДИТУ РУЙ БАРБОЗА

Источник - https://kogut.oglobo.globo.com/
Источник - https://kogut.oglobo.globo.com/

Главный рецепт барбозятины – это сельский колорит, обязательные итальянские эмигранты, грязные, немытые девушки на кофейных плантациях, мотыгоманы, ода труду и ужасно медленный темп повествования. Где-нибудь в середине типичной барбозятины может неделю не происходить ничего, а за две недели случиться столько, сколько у Перез с ее сюжетами на кислоте, происходит за серию. Доходит, порой, до абсурда – когда новеллу «Возрождение» пустили в эфир в повторе на канале Vivaнекоторые блогеры ужаснулись – не понимая, как ЭТО могло иметь настолько сумасшедшие рейтинги в первой половине 90-х? Когда у новеллы первые пять серий норм. И пять последних. При этом у Барбозы весьма приличный набор успешных работ – это, помимо «Возрождения» и «Пантанал», и «Роковое наследство», и «Земля любви». Выход в 2000-е «Надежды» казался лебединой песней автора, который даже не дописал ее до конца. Закрывать гештальт вызвали Валсира Карраску, которому я до сих пор не могу простить умерщвления Габриэлы Дуарти. Но нет – во второй половине 85-летний Барбоза вернулся в девятичасовой слот, до этого десять лет маринуясь в шестичасовом, и преподал урок молодым – «Старика Шику» кто только не ругал. Кроме рейтингов. Позади остались и «Вавилон», и «Правила игры», и «Империя». Тут вопрос в загадочности барбозятины как явления – видимо, ее надо вкушать как романы Мураками – неважно о чем это, важно как написано. Но это не отменяет того, что я лично не выдержал целиком ни одной его теленовеллы, а лучшей считаю «Сеньориту», которая и вовсе – экранизация. Но проматывать пришлось очень и очень много…

18. МАНУЭЛ КАРЛУС

Источник - Virgula
Источник - Virgula

О, Элена, мадонна мия. Никто так не обрушил карьеру Режины Дуарти, как Манека (у нее, правда, до Элены были достойнешие работы, просто про них никто не знает). И ведь он тоже неплохо начинал. Первые Элены были вполне в жанре, как, например, в «Танцуй со мной»(Лилиан Леммертц - Элена) или «Счастье»(Майте Проенса). Но дальше нас унесло в пучину доктора Сезара с лицом Жозе Майера (у которого тоже есть приличные роли), вечной Элены, ее детей, бывшего мужа и обязательной антагонистки в лице Сюзаны Виеры (или Мариэты Северу) А также - много музыки Жобиней, среднего класса, пляжей Рио (другой локации автор не знает) и мягкого гламура. Неважно кто будет изображать Элену в следующий раз - Кристиан Торлони или Вера Фишер. Важно, что это будет абсолютно тот же образ, возвышающийся над остальными представителями низших царств, восхваляемая хором подруг, наперсниц и соседей. Весьма неплохо в свое время ощипали Элен Манеки на сайте «Бразилиада» и потому не хочу копировать их текст. Пусть он и потонул с просторов интернета. Зато, когда писался тот текст, никто не подозревал что появится третья Элена Режины Дуарти в «Страницах жизни» и темнокожая в «Прожить жизнь». Добьет все это Жулия Леммертц «В семье» и на этом дед остановится. В отличие от Барбозы Манека никогда не бил рекорды в 90-е и нулевые и его топом остались 47 пунктов «Во имя любви» и «Семейных уз», а «Женщины в любви» ценятся просто потому, что шли после тотально провалившейся «Надежды». В остальном Манека это бесконечная социалка, сопли, подмена детей и куча нравственного выбора. Это не так занудно, как Барбоза, но и не так кринжово, как Перез. Это просто Элена. Смиритесь. Кстати, как и Барбоза, дед еще жив. Долгих лет ему.

17. ВАЛТЕР НЕГРАУ

Источник - QUEM
Источник - QUEM

Много ли хорошего, можно сказать про классика, который всего на десять лет младше Барбозы и при этом за всю карьеру выбрался за пределы шести-семичасового слота лишь один раз – с черно-белой новеллой «Железный конь» начала семидесятых. Сложно сказать – почему так сложилось. Хотя, если посмотреть на его труды, которые были доступны к просмотру – становится ясно, что ритм и актуальность восьми/девятичасового слота был для Неграу недостижим. Нам успели показать современный «Цветок карибов» и две новеллы 90-х «Вила Мадалена» (простите, но твц-шный перевод названия убожество) и «Тропиканка», с которой началось шествие бразилятины по Первому каналу российского ТВ в 1994-м. При этом как раз «Тропиканка» взяла в первую очередь яркой картинкой, а никак не избитым сюжетом. Это была классическая тропическая сказка с рыбаками в песочнице. Последовавшие следом новеллы были объективно сильнее на порядок, но именно «Тропиканка» задала тон. Нам уже тут дали понять, что центральная пара не факт, что сохраняется до конца – принцип семейственности здесь взял верх над авантюризмом. И это при том, что главный авантюрист истории (очевидно передранный с другого персонажа того же актера Кассиу Габуса Мендеса из более успешной теленовеллы) получил главный приз в лице Каролины Дикманн. «Вила Мадалена» начиналась любопытно, ярко, но на большее её не хватило. Очень быстро повествование увязло в социальном аспекте, герои бегали по парам, покидали тюрьму, решали психические проблемы, всех терроризировал один единственный злодей и в конце стартовые пары окончательно перепутались и автор оставил героиню Майте Проенсы на бобах, как и Маркуса Винтера там же. Мол, не положено. Главная проблема новелл Неграу в том, что они типично никакие. «Цветок карибов» я даже не пытался смотреть. Так как хватило и запеканки с Магдаленой. Ну и называть хорошей экранизацию "Улыбки ящерицы"... разве что от безысходности и того, что литературный первоисточник сверхудачный.

16. АНТОНИУ КАЛМОН

Источник - RD1
Источник - RD1

Калмона можно было бы отнести в группу к «невезучим», о которых речь пойдет позже, но уж слишком много мы получили впечатления от его неудачных работ. При этом удачные – а именно «Вамп», «Глаза в глаза», «Лицо и отражение» и «Поцелуй вампира» мы не видели. И не увидим, так как их на Глобоплей не вываливали. Калмон, в отличие от Неграу (с которым в сотрудничестве он начинал как главный автор в начале 90-х) никогда не покидал семичасового слота и специализировался на приключенческих и комедийных новеллах, а точнее на их успешном соединении. Причем считалось, что его работы, особенно первые две – были весьма хорошо приняты публикой. А вот «Лето нашей тайны» и «Начать сначала» не относились к удачным. Проблема первой в том, что автор, развив весьма крутой гангстерский сюжет с перестрелками и погонями очень скоро перестал понимать, что со всем этим делать и на выходе получились две совершенно неравномерные по саспенсу и сюжету половины. Если в первой поражала динамика, неожиданные смерти персонажей и быстрое течение сюжета, то после амнезии главной героини начался такой лютый и скучный ад, что даже не было понятно – а та же самая ли это новелла? Просто после круто сваренного сюжета первой половины казалось, что свалился во вселенную Валтера Неграу и финал был очевиден для всех. Ничего непредсказуемого в конце не произошло. Ровно совсем. Но лично я до сих пор с радостью помню яркую первую половину, а из второй надо было склеить 3-4 серии и на этом закончить. При этом, рейтинги новеллы были крайне неравномерными, но при этом, лучшие во временном слоте за 3 года. Потому нам это и купили. Но вот логику в покупке «Начать сначала» которая просто с лязгом провалилась, показав предпоследнее место по рейтингам за пять лет, иначе как желанием в принципе прекратить экспансию бразильских теленовелл на российском ТВ. Так и произошло. Сложно сказать, какой из гвоздей в гроб был наиболее мощным – изобилие хиппи, средний сценарий или нехаризматичная злодейка (кто вообще придумал из Эвы Вилмы делать злодейку) и довольно пресные злодеи (кто сказал, что Вернер Шунеманн тянет на антагониста и зачем из Каллони сделали комедийного придурка?). В новелле было плохо абсолютно всё начиная с корявого русского актеров. В тех же «Дорогах Индии» не заморачивались тем, что герои постоянно балякали на португальском в индийских интерьерах. В общем и целом – Калмон тут настолько ниже так как мы многого не видели и вечные хиппи, серфингисты и аквалангисты несколько утомляют.