Несомненно, Кавказ — это Лермонтов. Михаил Юрьевич неоднократно бывал здесь: ребёнком с бабушкой приезжал на воды поправлять здоровье, затем по службе, дважды — в ссылку. Он отлично знал его, рисовал, чувствовал, писал о нём, мечтал — любил.
И в судьбе Лермонтова Кавказ сыграл роковую роль. Об этом написано много, не будем повторять, а приглашаем прогуляться по лермонтовскому Пятигорску. Ведь именно пятигорские наблюдения писателя нашли отражение в романе «Герой нашего времени», главные персонажи которого, как считается, были списаны с реально существовавших людей.
Музей Лермонтова
Музей Лермонтова можно смело назвать одной из главных достопримечательностей города, сюда устремляется каждый любознательный турист.
Вы входите в калитку и оказываетесь в уютном дворике, полном цветов. Здесь несколько зданий. В доме генерала Верзилина — литературный отдел музея.
В прохладных залах в витринах документы, рисунки и рукописи Лермонтова, портреты Михаила Юрьевича и его окружения, мебель, предметы интерьера... Вы проходите сквозь анфиладу комнат и оказываетесь в той самой гостиной.
Сотрудники музея постарались восстановить обстановку, которая могла бы быть в 1841 году, когда Михаил Юрьевич любил бывать в гостях у Верзилина. Именно в этой комнате произошло недоразумение между Лермонтовым и Мартыновым, вылившееся в конфликт и закончившееся вызовом на дуэль.
А вот и та самая ступенька, где был вызов принят. Истёршаяся, белёсая…
Через двор — маленький уютный домик с камышовой крышей, который снимал Михаил Лермонтов.
Четыре комнатки: мебель и предметы — только те, что принадлежали Лермонтову.
В комплекс строений музея входит ещё одно здание — бывший дом И. В. Уманова, на втором этаже которого в момент нашего приезда была размещена экспозиция, посвящённая образу Лермонтова в искусстве.
И смотрели на нас грустными большими глазами разные Михаилы Юрьевичи, созданные именитыми скульпторами, художниками, иллюстраторами.
Место дуэли и смерти
Кроме музея, каждый уважающий себя турист обязательно посетит место дуэли поэта на склоне горы Машук. Сразу уточним: место определено не точно.
Начало подъёма к памятному месту обозначено двумя пилонами, так называемыми Лермонтовскими воротами, созданными по проекту архитектора Б. П. Светлицкого и поставленными в 1951 году.
От ворот вверх по хорошей дороге до обелиска. Памятник возведён из доломита по проекту скульптора Б. М. Микешина. Ограду спроектировали скульпторы Л. А. Дитрих и В. В. Козлов.
Михаил Лермонтов умер на месте дуэли. Так как поединки были запрещены и рассматривались как уголовное преступление, официально причиной смерти поэта была объявлена буря с громом и молнией.
Лермонтов был похоронен без особых почестей, на городском кладбище Пятигорска. Почти год спустя его прах перевезли в Тарханы. Сейчас предполагаемое место первого захоронения Лермонтова на городском кладбище обозначено надгробным обелиском.
Лермонтовский сквер
Не всякий турист доберётся до Лермонтовского сквера (пересечение улиц Соборная и Анисимова), а напрасно. Ведь именно здесь установлен первый в России памятник М. Ю. Лермонтову, который открыли 16 августа 1889 года (М. Ю. Лермонтов погиб 15 (27) июля 1841 г.), а в Спасском соборе провели панихиду по поэту, и на весь город звучал колокольный звон. Раньше на месте сквера находилась военная гауптвахта, куда и был посажен после дуэли, в наказание, Мартынов.
Но Кавказ Лермонтова — это не столько о смерти, сколько о его жизни.
Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе.
И мы предлагаем от музея Лермонтова направиться к Провалу.
Провал
В давние времена местные жители называли его «адской бездной» и считали, что в нём живёт огнедышащий дракон, вылетающий ночью за одинокими путниками; в XIX веке танцевали над ним кадриль; Ильф и Петров «заклеймили» его «малахитовой лужей».
Провал — так незатейливо назвали карстовый колодец, образовавшийся в результате обрушения породы, и подземное озеро на его дне. Глубина колодца — 41 метр. Если смотреть сверху, отверстие всего 15 метров: «круглая провалина, имеющая в диаметре 6 сажень, а в глубину до воды 12 сажень».
Книзу воронка расширяется, превращается в своды пещеры, пол которой — чаша небольшого озера, наполненная тёплой ярко-бирюзовой минеральной водой. К поверхности воды поднимаются пузырьки, пахнет сероводородом, воркуют голуби, поселившиеся здесь в большом количестве. На стене напротив входа раньше висела икона Пантелеймона. Сейчас она находится на реставрации, а её место заняла мозаичная икона Всех скорбящих радость, выполненная московскими мастерами по заказу Пятигорской и Черкесской епархии.
Во времена Лермонтова Провал считали кратером потухшего вулкана. Любопытствующие отдыхающие спускались туда в специальной корзине. По задумке князя В. С. Голицына над Провалом был устроен помост, и «водяное общество» щекотало себе нервы танцами над пропастью.
Сейчас посмотреть на Провал сверху не получится — во избежание несчастных случаев и хулиганства его огородили. Любопытные упрямцы (и мы среди них) всё же поднимаются по тропинкам наверх и оказываются перед забором-сеткой. Слышатся голоса голубей и серный запах, но отверстие сквозь кусты не разглядеть.
Все желающие идут к Провалу по тоннелю, который прорубили в 1858 году. Он хорошо освещён, под сводами звучит музыка или голос диктора. Перед входом стоит бронзовая фигура Остапа Бендера с билетами в руках. Туристы исправно натирают билеты до блеска — на удачу. Вход, вопреки предприимчивости Остапа-Сулеймана-Берты-Марии-Бендер-бея, всё ещё бесплатный.
Далее путь лежит в парки Эммануэлевский (Еммануэлевский) и Цветник.
Эммануэлевский парк
Эммануэлевский — один из красивейших и старейших парков в Пятигорске, названный по фамилии человека, отдавшего приказ о его строительстве — в честь генерал-лейтенанта Георгия Арсеньевича Эммануэля.
Над созданием парка работали архитекторы братья Джузеппе Марко и Джованни Батиста Бернадацци. Проект парка создал старший из них, Джузеппе Бернадацци, в английском стиле. Беседки, тенистые дорожки, цветники... Минеральные источники, обнаруженные при благоустройстве территории, сделали это место ещё более популярным. Здесь любил прогуливаться Пушкин, а Лермонтов в «Герое нашего времени» упоминает многие достопримечательности и памятники этого парка.
В 2020 году в аллеях Эммануэлевского парка установили скульптуры Печорина, княжны Мери, Беллы и Максим Максимыча.
На вершине Михайловской горы стоит ротонда, названная в честь древнегреческого повелителя ветров Эола. Говорят, когда-то здесь стояли две арфы, и ветер играл на их струнах свою волшебную музыку. В настоящее время музыку исполняет современная акустическая система.
В XIX веке смотровая площадка и ротонда были излюбленным местом отдыхающих. Здесь даже телескоп установили. Чтобы любоваться прекрасной панорамой гор. У «Эоловой арфы» любил гулять и Лермонтов, о ней он пишет в повести «Княжна Мери».
Если от «Эоловой арфы» по ступенькам спуститься чуть ниже, вы окажетесь у грота. С XVIII века гроты стали очень модными парковыми сооружениями. Братья Бернадацци, обнаружив при устройстве парка два естественных грота, большой и малый, превращают их в настоящее украшение парка. Большой грот немного углубили и назвали в честь Калипсо.
Гротом Лермонтова он стал в 1860-е годы: считается, что Михаил Юрьевич любил приходить сюда наблюдать за «водяным обществом», прогуливающимся по Елизаветинской галерее. Именно грот Лермонтова «сыграл роль» Провала в фильме «12 стульев» Леонида Гайдая.
Недалеко от грота Лермонтова — Академическая галерея.
Академическая галерея до 1925 года называлась Елизаветинской. Несмотря на запустение в последние годы, галерея — «каменная корона» Пятигорска, и она поистине «звёздная»: построена по инициативе князя М. С. Воронцова, по проекту модного тогда архитектора С. И. Уптона, для минерального источника, открытого известным исследователем минеральных вод доктором Ф. П. Гаазом.
Источник назвали Елизаветинским в честь Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Существует и романтическая легенда: в 1846 году сюда приезжает прекрасная Елизавета Воронцова... Пушкин посвящает ей стихи, а Уптон — галерею. Проект получился воздушным, романтичным, немного итальянским...
Галерея моментально становится одним из самых популярных мест курорта. Здесь же происходят и значимые события «Героя нашего времени»: знакомство Печорина и Грушницкого, встреча Грушницкого и Мери.
Позади Академической галереи внимательный турист может заметить обрушенную нишу с каменной скамьёй. Это всё, что осталось от Малого грота — места тайных встреч «Героя нашего времени» Печорина и Веры.
Пройдя через Академическую галерею, можно оказаться в парке «Цветник», отсюда вниз ведёт лестница.
Парк «Цветник»
В южной части «Цветника», на склоне горы Горячей, находится ещё один известный грот — грот Дианы, построенный в честь первого восхождения на Эльбрус, совершённого кабардинцем Киляром (Хиларом) Кашировым во время экспедиции генерала Г. А. Эммануэля. В память об этом генерал заказал изготовить две огромные чугунные плиты с текстом на русском и арабском языках, которые установили в гроте. Позднее доски отправились в военно-исторический Кавказский музей в Тбилиси, а копии хранятся в краеведческом музее Пятигорска.
Грот в форме горы создан по проекту Джузеппе Бернадацци из пепельного туфа, главный вход в него украшают две дорические колонны. Два боковых входа должны были символизировать двуглавый Эльбрус. Собирались ещё и над гротом из белого камня сложить «снежную» вершину, и высечь в камне имена участников экспедиции, но генерал передумал. И назвал грот в честь римской богини Дианы. Вокруг посадили розы и акации, наверх проложили дорожку. В гроте устраивали праздники, балы и романтические встречи.
Михаил Лермонтов тоже часто бывает здесь, а 8 июля 1841 года с друзьями устраивают у грота «сельский бал». Н. И. Лорер так пишет об этом:
... Составилась подписка, и затея приняла громадные размеры. Вся молодёжь дружно помогала в устройстве праздника, который 8 июля и был дан на одной из площадок аллеи у огромного грота, великолепно украшенного природой и искусством <...> Лермонтов необыкновенно много танцевал, да и всё общество было как-то особенно настроено к веселью.
«...Я теперь на водах, пью и принимаю ванны, в общем, живу совсем как утка...», пишет Лермонтов Марии Лопухиной в 1837 году. Ванны, в которых он лечился, тогда назывались Николаевскими. Построенные, как и многое в Пятигорске, по проекту братьев Бернадацци в 1826–1831 годах из местного, машукского, камня. Галереи расположились у подножия горы Горячей и стали одним из первых казённых сооружений для водолечения. «Главный доктор» Кавминвод Ф. П. Конради так описывает их:
Должно упомянуть о саде или рощице и цветнике близь Николаевской купальни... Низкие и неровные места, находившиеся перед купальнею в 1828 г... были подняты насыпною землею наравне с дорогою и обсажены цветами и деревьями... во многих местах расставлены скамейки для отдохновения... Летом около бассейна обыкновенно играет музыка, и сад служит не только украшением, но и приятным местом для прогулки.
Сейчас ванны называются Лермонтовскими, расположены позади Лермонтовской галереи. Кабинета № 4, где изволил принимать лечебные ванны Михаил Лермонтов, не сохранилось.
Лермонтовская галерея имеет отношение к Лермонтову только своим названием, которое она получила в 1901 году, к 60-летию гибели поэта. Сегодня Лермонтовская галерея — это центр культурной жизни курорта. Удивительное нарядное здание, похожее на Хрустальный дворец, было приобретено на художественно-промышленной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде, в 1896 году.
Сразу за Лермонтовской галереей находится Курортная поликлиника им. Н. И. Пирогова. В первой половине XIX века здесь находился Офицерский дом и военная комендатура, которую посещал Лермонтов. На месте питьевой галерее, что расположилась напротив поликлиники, когда-то стояла церковь Скорбящей Божьей Матери, в книге которой была сделана запись о смерти М. Ю. Лермонтова.
Проспект Кирова (Пятигорский/Курортный бульвар)
От парка по лестницам можно спуститься к зданию Пушкинских ванн, расположенному в самом начале проспекта Кирова, которые до 1924 года назывались Сабанеевскими, в честь генерала И. В. Сабанеева. Иван Васильевич Сабанеев, герой Отечественной войны 1812 года и участник суворовских походов, по совету доктора Гааза, отправился в Пятигорск на воды, поправить здоровье.
Тем более, как раз в 1824 году открыли новый мощный ключ горячей воды на склоне горы Горячей. Для пользования источником была сооружена каменная ванна и бассейн, чтобы вода охлаждалась.
Итак, И. В. Сабанеев приехал в Пятигорск в 1825 году. Сам он и его семейство общественными ваннами не пользовались, но лечился водой того же источника, что питали ванну. Рядом с источником по его распоряжению поставили калмыцкую кибитку и отдельную ванну, в котором по утрам принимала водные лечебные процедуры семья генерала и он сам, а после обеда — все желающие. Как и многие, личную ванну Иван Васильевич оставил в дар курорту. Спустя некоторое время для лечебных процедур построили здание. Ванны с целебной водой, поступавшей из минеральных источников, пользовались большой популярностью.
И. В. Сабанеев и А. С. Пушкин были знакомы лично и довольно близко. Может быть, именно поэтому Сабанеевские ванны стали в определённый момент истории Пушкинскими.
Когда-то неподалёку от этого места находилось имение Хастатовых, к которым в 1825 году приехала Елизавета Арсеньева с внуком Мишенькой. Может быть, именно тогда в сердце Лермонтова родилась его любовь к Кавказу.
Во времена Лермонтова проспект Кирова был Пятигорским бульваром — центральной улицей, здесь кипела курортная жизнь, находились, пожалуй, самые популярные заведения. На Бульваре Лермонтов снимает себе жильё, в 1837 и 1841 годах останавливается в Ресторации. Здание сохранилось, сейчас это НИИ курортологии.
В «Герое нашего времени» Бульвар звучит: бал, описываемый в повести «Княжна Мери», проходит в Ресторации, в магазине Челахова Печорин покупает ковёр... И дом княжны Мери находится тоже на Пятигорском/Курортном бульваре.
В Пятигорске действительно есть особняк, который называют Домом княжны Мери. Дом получил имя и славу благодаря художнику, графику и иллюстратору Михаилу Зичи. В 1881 году художник специально едет на Кавказ, чтобы увидеть Пятигорск и «подробно срисовать с натуры то, что великий поэт описал». Так появились великолепные иллюстрации к «Герою нашего времени». Михаил Зичи, основываясь на тексте Лермонтова, выбирает деревянный дом в 5 окон, один из старейших, «один из лучших» в Пятигорске.
На кавказские минеральные воды надо ехать обязательно. Гулять по тенистым курортным паркам, пить целебные нарзаны из специальных кружечек, купленных здесь же, набирать в маленькие бутылочки с собой, а может быть, даже принимать лечебные ванны. Посмеяться над собой, почувствовав себя членом «водяного общества». Читать наизусть стихи Пушкина и Лермонтова.
Оригинал статьи размещен на сайте «Отдых в России».