Турецкая живопись начала XX века это не только нежные пейзажи, юные взгляды, изящные натурщицы и идеальное сочетание красок, это ещё возможность познакомиться с историей Турции, в основном, конечно, с историей Стамбула.
Недавно я попала на выставку турецкого художника Шевкета Дага. Известен он в первую очередь своей любовью к интерьерам.
Основное творчество художника приходится на начало XX века, всё свою жизнь он посвятил живописи, часто принимал участие в художественных выставках, в том числе в Европе, а кроме того преподавал живопись в различных школах, среди которых лицей Галатасарай. В конце жизни он успел окунуться в политику, так как был ярым сторонником республики, но потомки знают его в первую очередь как художника. Живописью была наполнена вся его жизнь, он даже умер по дороге с собственной выставки.
Одни из самых известных его работ это интерьеры Айя Софии. Художник с поразительной точностью передал все детали, можно увидеть даже узоры ковров. Очевидно, что в этом месте он провел немало часов.
Религиозная тема занимает значительную часть наследия художника. Но моё внимание больше привлекла картина, на которой был изображён пожар.
В подписи говорилось "Пожар в Хаскёй , в час ночи 11 сентября 1326 года ( 24 сентября 1910 год). Во-первых, конечно, сразу подумалось, вот сейчас часто критикуют тех, кто снимает на телефон происшествия, мол, лучше бы не с телефоном стояли, а помогли. Но вот художник тоже не кинулся с ведром воды на помощь, а вообще достал кисти и краски. Стремление запечатлеть события - свойство человека любой эпохи.
Во-вторых, на этой картине сразу разворачивается история, хочется узнать, что же случилось, почему произошёл пожар и сразу же начинаешь искать информацию о районе Хаскёй.
Хаскёй это часть района Бейоглу, расположенный вдоль залива Золотой рог. Когда-то здесь разбил палатку султан Мехмет II, отсюда он смотрел на Константинополь и думал, как же заполучить этот неприступный город. В итоге Мехмет получил второе имя Фатих , что означает завоеватель, а район, откуда он взирал на Константинополь, получил название Хаскёй - "деревня, предназначенная для падишаха".
Сначала здесь были сады, где выращивали апельсины, лимоны, гранаты. Затем появились различные мастерские по обработке металла. И вот, возможно, в одной из таких мастерских и произошел ночью пожар.
Шевкет Даг родился и жил в районе Фатих. И вот однажды ночью он проснулся от зарева, увидел что на другом берегу полыхает огонь, тут же схватил краски, возможно, даже халат не успел натянуть, так как работать надо было быстро, и так он оставил на холсте для кого-то очень печальную ночь в Хаскёй.
Несмотря на то, что художник славится мастерством изображения интерьеров, мне больше понравились его городские пейзажи. Где сейчас эти тихие уголки? Возможно, утонули среди новой застройки.
Или вот всё те же стены Румели Хисары, но вид- то уже совсем не тот. И после этой картины сразу хочется туда отправиться и всё перепроверить : похоже или уже это другой Стамбул, из прошлого.
Очень уютные у Шевкета Дага натюрморты, с таким деревенским флёром. Живописный инжир очень сочно смотрится на холсте. Удивительно, что через сто лет это самый популярный предмет на фото у модных блогеров. Вот что остаётся вне времени: изящные интерьеры, потрясающие пейзажи и вкусная еда:)
Ну и оставлю на память себя и закат от Шевкета Дага , уж очень хорошо мы друг другу подошли.
Выставка проходит в галерее Bozlu Art Project до 25 ноября. Все картины из частных коллекций.