Найти тему

Обзор маньхуа «Становление богом» 百炼成神

Оглавление
Иллюстрация одной из обложек
Иллюстрация одной из обложек

Наверное, большинство из тех, кто интересуется аниме и мангой знают такой подвид комикса как «культиваторы». Кому то они нравятся, кому-то они представляются унылым однообразием с непрекращающимся сюжетом. Скорее всего, обе группы читателей правы, ведь у каждого вида литературы есть свои плюсы и минусы, а расплатой за сотни глав, конечно, является меньшая продуманность сюжета.

Темой для данной статьи я выбрал одно из лучших произведений «культиваторов», на мой взгляд, — маньхуа «Становление богом» (百炼成神, Сто лянь становления богом, Бай лянь Чень-Шэн) молодого китайского интернет-романиста Энцы Цзето (恩赐解脱).

В отличии от России, в Китае поисковики развиты не так сильно, частично этому мешает цензура, частично очень большая разность запросов, ведь Поднебесная очень контрастна по социально-экономическому положению людей. Поэтому значительная часть контента уже сгруппирована по крупным порталам и ридерам. Если говорить о сяошу, — китайском лёгком романе, то значительную часть публикаций в сети составляют Android Reading (安卓读书, Анжуо Душу) и Changshu Bookstore (IOS), — приложения и крупные порталы, где авторы могут печатать свои произведения. Именно туда начал публиковать в 2014 году главы своего романа специалист по ценным бумагам, Донь Сяо-Тай, взяв псевдоним Энцы Цзето, который он использовал в игре Dota2.

Энцы Цзето (справа) и роман с аудио озвучкой (слева) на айфоне. Коллаж сделан из фото на baidu.com
Энцы Цзето (справа) и роман с аудио озвучкой (слева) на айфоне. Коллаж сделан из фото на baidu.com

Несмотря на большую конкуренцию, его выходящий роман привлёк множество читателей, постепенно продвигаясь в топ самых читаемых выходящих глав. 25 сентября 2015 года начала выходить маньхуа по роману (производства студии Ранзай, 燃哉工作室), с 2020 года исключительно на платформе BiliBili Comics в Китае. На английском комикс вышел под названием «Apotheosis: Ascension to godhood».

Впоследствии, компания Youku запустила анимационный сериал по роману, который впервые вышел 18 ноября 2022 года, в том числе и на BiliBili.

Всего роман содержит 3913 глав, право в сяошу они небольшие.

Сюжет представляется незамысловатым с первых глав — очередные мучения героя, которые если чем и оправданы, то врождённой ненавистью у окружающих персонажей к нему. Тут сразу видно отличие китайской массовой культуры от элитарной, несравним зачин «Становления богом» и, например, «Мести Машенга». В первом произведении он донельзя «попкорновый», во-втором, интригует мистической подоплекой, «кто такой Машенг?».

Отрывок из маньхуа, где герой сжигает книгу, из пепла которой появляются золотые страницы. Иллюстрация из произведения для ознакомления
Отрывок из маньхуа, где герой сжигает книгу, из пепла которой появляются золотые страницы. Иллюстрация из произведения для ознакомления

Не вижу смысла особо останавливаться на зачине, кратко поясню, что главного героя зовут Ло Чжен (罗征), он является молодым господином семьи Ло, но поскольку его отец, Ло Сяо, был убит во время очередного заговора в клане, то он был превращён в раба (слугу клана/дома), хотя в романе подчёркивается, что Ло Чжэн не был преступником, а следовательно, по китайским традициям мог не относится к «неприкасаемым», иначе он так бы и не смог поступить никуда. Помимо этого, Ло Чжэн не является этническим ханьцем, а происходит из народа ли. Естественно, боевым искусствам его практически не учат, он, как и другие рабы, лишь «мясной» манекен. Главный антагонист первых глав — Ло Пэйрань, который мало того, что занял место главного героя в клановой иерархии, ещё и незаконно культивировал одну из двух сокровищ — пилюль, которые помогали в алхимии бессмертия. В целом, думаю, канва читателю понятна — страдания героя в эпоху семейной раздробленности Китая. На ней всё же остановимся, чтобы дальше был понятен сюжет.

Китайское образование было рейтинговым, лучшие из сдавших императорский экзамен, назывались «Золотым списком».
Китайское образование было рейтинговым, лучшие из сдавших императорский экзамен, назывались «Золотым списком».

Типичным примером-фоном таких историй и романов, является один из классических периодов, здесь не важно какой, главное до эпохи централизации Империи Тан, а следовательно, примата девятиранговой системы Чжунь-Чжень (九品中正制), характеризующейся предельной коррупцией, кумовством, и невозможностью подняться выше без помощи «из вне», то есть семьи или клана. Поэтому и главный герой сяошу обречён — во-первых, он почти в самом низу общества, клановый раб, во-вторых, даже то, что ему положено отбирается надсмотрщиком. Отчаявшись, Ло Чжэн сжёг лежавшую на столе книгу культивации «Небесных принципов», сильно сомневаюсь, что под ней подразумевался сборник «Дао Дэ Цзин», для ханьца это слишком кощунственно, но тем не менее, после того, как герой сжёг книгу принципов, среди её пепла вылетают золотые листы, прикоснувшись к которым, Ло Чжэн проходит закалку тела и внутренней ци в даосском котле (вспомним образ этого котла в «Мести Машенга», в котором лавочник со своей семьёй купается в вине). С ним происходит немедленное формирование основы, а именно Верхнего Дантяня (上丹田).

Здесь очень важно отметить, прежде всего, переводчикам многих китайских произведений, что под душой (灵魂, линхен), подразумевается никак не христианское понятие, а часть такого же материального бытия, как и тело, только формирующееся внутри человека (Нэй-Дань Шу, внутренняя алхимия, 内丹术). Как бы это пояснить. Представьте себе стакан с молоком, где оба предмета, безусловно, материальны. И тот и другой понимаются Дэ, содержа разную количественно ци (от маленького «эфирного» до большого «вещественного»). Как «стакан с молоком» возможен лишь при наличии как стакана, так и молока, то и человек возможен лишь при наличии тела и линхена. Отсюда линхен [«душа»] Ло Чжэна может в прямом смысле рассыпаться при проникновении энергии золотого листа: «Каждый раз, когда его линхен не выдерживала этого и оказывалась на грани разрушения, котел сиял семицветным восходящим солнцем, который немедленно соединял линхен Ло Чжэна».

Это сильное отличие от многих буддийских практик, которые начинают свои дыхательные упражнения с низу тела. В даосизме наоборот, культивация начинается в Верхнем Дань-тяне (голове, разуме, мозге), заканчиваясь в Нижнем (в области ниже пупка), где, собственно, и начинается формирование пути бессмертия.

Не хочется расстраивать любителей романтики, но такая гаремность культиваторов связана с необходимостью баланса Инь и Янь. Нижний Дань-тянь не случайно ниже пупка находился. Дракон (Янь) и Тигр (Инь). Иллюстрация для ознакомления.
Не хочется расстраивать любителей романтики, но такая гаремность культиваторов связана с необходимостью баланса Инь и Янь. Нижний Дань-тянь не случайно ниже пупка находился. Дракон (Янь) и Тигр (Инь). Иллюстрация для ознакомления.

Оговорив это, вернёмся к герою. Пройдя формирование основы тела и линханя, теперь он может приступить к культивации следующего уровня — Культивации очищения Костей. Он же, как видно по названию, первый «учёный» уровень после прохождения экзамена. Поскольку речь идёт о девятиранговой Чжунь-Чжень, централизованных экзаменов ещё нет, поэтому Ло Чжэн сдаёт его на соревновании клана, где присутствуют как члены семьи, так и рабы. Думаю, кто выиграл пояснять не стоит. Теперь, победив на уровне Ло, герой может поступить в школу. Он идёт не куда-нибудь, а в столицу, где пытается поступить в Секту Цинь-Юнь. Конечно, прослеживается очередная «ванильность» которая кому-то понравится, а кому-то нет. Цинь-Юнь — 青云, лазурное облако (по крайней мере, «цинь», так всё больше принято переводить, но в целом, это спектр цветов от светло-зелёного до голубого). Уже само это словосочетание говорит, что секта не простая, а к благородным относима, так как сами «лазурные облака [боги] одеты в белые одежды». Более чем престижная школа. Не сложно догадаться, что в лёгком романе главный герой после мытарств, поступил в неё.

Здесь видна загвоздка, с которой столкнулись переводчики. Дело в том, что непосредственно культиваторы, это смесь двух систем — даосской алхимии и девятираногового обучения. Поэтому культивация тела и духа выглядит так.

Алхимия маньхуа

Система уровня в маньхуа. Пояснения: лянь — способ, упражнение. Лянь очистки до сути костей — дословно, до уровня очистки костного жира. Царство — территории души-призрака, вне человека бытие. Выражения автора, мною были частично изменены, так я использовал внешнюю и внутреннюю алхимию, иероглифами там везде указано именование автора. Собственная работа.
Система уровня в маньхуа. Пояснения: лянь — способ, упражнение. Лянь очистки до сути костей — дословно, до уровня очистки костного жира. Царство — территории души-призрака, вне человека бытие. Выражения автора, мною были частично изменены, так я использовал внешнюю и внутреннюю алхимию, иероглифами там везде указано именование автора. Собственная работа.

Рассмотрим подробнее, чтобы при прочтении произведения меньше путались и больше понималось.

Изначально иероглиф «炼» (лянь, лиань) можно перевести как «упражнение, очистка». Для обретения бессмертия нужно работать как над «телом», так и линшенем (вспомним мой пример со стаканом молока). Поэтому нужно очищать как тело («стакан»), так и линьшень («молоко»). Как видно из таблицы, начальный этап «тела» начинается с очистки кожи, затем плоти, костей, внутренних органов, и костного жира. Паралельно с этим очищается внутренняя суть линьшеня. Остановлюсь на этом подробнее, это плохо понимаемо читателями (дошло до того, что уже энциклопедии baidu нужны специалисты по даосизму).

Стадия закалки тела Божества. Коллаж из иллюстраций
Стадия закалки тела Божества. Коллаж из иллюстраций

Суть алхимии даосизма тут в том, что к моменту рождения человека, вся его мыслительная энергия Шень которая неверно продолжает переводиться всегда как «бог, боги», концентрируется между бровей, так и происходит формирование Верхнего Дантяня. Изначально это происходило на 9 месяце беременности, понятно почему, надеюсь. Потом уже стали присутствовать литературные обработки (9, 99, 999, округляясь [на какой год? 10й, 100й, и т.д.]. Генезис мне, как этнографу, очевиден. Конечно, это нарушает баланс Дао, поэтому если следовать упражнениям лянь, то можно сформировать Срединный и Нижний Дяньтяни. Маньхуа начинается с того, что Ло Чжэн находится на стадии плоти, то есть он уже начал очищение.

В дальнейшем эти системы развиваются, например, Ло Чжэн сумел очистить тело, начав его закалку, достигнув к 387 главе уровня тела Святого, но по уровню души ещё не дойдя до Нефритового царства.

Система познания (практики) истины

Иллюстрация собственная работа
Иллюстрация собственная работа

Как и девятираноговая система образования Чжунь-Чжень она очень запутана в маньхуа. Как было указано выше, рождается человек лишь с ци сосредоточенном в Верхнем Даньтяне. Первой ступенью постижения это само по себе не является, поэтому и в переводах ошибка. Нет стадии «преднебесной сферы», начало обучения начинается со Ступени открытия тайны (дословно «сокровища»), но Ло Чэнь уже по приходу в Секту Цинь-Юнь изучает Ступень просвещенных, первую уже он прошел, сдав экзамен при поступлении. Собственно, школа ему нужна для изучения техник. Фактически, каждое соревнование это дальнейшее продвижение по рангу или путь к нему. Так, на момент попадания в Башню Греха он ещё не до конца одолел ступень просвещенных 7 ранга, но получив возможность попасть туда в качестве приза, переступает [безранговый неофит] на Ступень Пустоты, изучив 2 закона этого уровня, фактически минуя Ступень Божественного элексира. И, не закончив ещё Пустоту, в 345-346 главах вступает на путь Ступени Жизней и Смертей (в русском переводе «Сфера Чистилища»). Непосредственно на первый ранг Пустоты он переходит лишь в битве с Лунь Тао в 379 главе осознав третий закон пространства.

Ло Чэнь проходит вступление в Ступень Жизней и Смертей
Ло Чэнь проходит вступление в Ступень Жизней и Смертей

Важной была для Ло Чжэна Ступень Божественного Моря, не зная которую, он не мог развивать свой Нижний Дантянь (опять же, у Энцо Цзето свои наименования). Несмотря на то, что Ло Чжэн попал в Божественные царства раньше, формирование Нижнего Даньтаня началось лишь в Тяньгуне (Небесном, Тайном дворце), когда он обнаружил книгу, не упавшую в шкафу, которую там специально оставил Бог Хаоса (483 глава). После того, как его энергия сменилась на энергию первородного хаоса, он был отторгнут своим миром, попав в мир Божественного Моря (здесь очередная ошибка русского перевода, в оригинале все удивляются, как он туда попал, не сформировав Море, оставаясь на Ступени Жизней и Смертей, 490 глава). Тем не менее, особого прогресса в культивации не было, пока Ло Чжэн не посадил внутри Семечко Мирового Древа, которое и заложило будущую жизнь.

Я не ставлю задачу пересказать всё развитие, но из выше написанного, надеюсь, понятно, что это лишь пути развития, которые при должных успехах в алхимии можно перескочить.

У анимационного сериала мало общего с маньхуа, по сути это обычная сянься.
У анимационного сериала мало общего с маньхуа, по сути это обычная сянься.

В послесловие

В этой обзорной статье следует ещё упомянуть то, что роман очень обширен. Помимо даосизма и девятиранговой системы, присутствуют буддийские, кочевые, а также взятые из массовых онлайн игр элементы. Они достаточно органично интегрированы в сюжет, но, зачастую, забывается цепочка прокачки, например, оружия или техник. В целом, «Становление богом» очень сильно напоминает «Башню Бога» S.I.U. Но, что точно, данный роман/манхуа выделяется из всех культиваторов своей оригинальностью, продуманностью сюжета, а также весьма сбалансированного, для сына Святого, главного героя. Более того, достаточно хорошо прописаны персонажи второго плана.