Нобелевская премия по литературе ежегодно присуждается тому, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления. По физике, химии, биологии, медицине и экономике тоже присуждаются, но неспециалисту трудно разобраться, насколько один физик лучше другого химика. С литературой должно быть проще, особенно человеку читающему. Только ведь какая беда: последние премии ухватили писатели, которые в России практически неизвестны. И это не веяние нашего времени. Премия присуждается с 1901 года с небольшими перерывами. Среди лауреатов за век с небольшим накопилось множество имен, которые с трудом вспоминаются литературными историками.
Возможно, они и достойны столь высоких наград, кто бы спорил, я не буду. Для того, чтобы растолковать книжной общественности, за что присуждена премия именно этому писателю, награждение обосновывается. Обоснования бывают таковы, что и читать автора не надо, достаточно формулировок.
Была мысль устроить книжную угадайку по принципу «узнай нобелианта», но при здравом размышлении отказалась от нее как от несостоятельной.
Сама смогла бы ответить только на вопрос про Шолохова, премия 1965 года.
За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время.
Все просто, ясно и понятно.
Может, догадалась бы еще про Сигрет Унсет, 1928 год.
За запоминающееся описание скандинавского средневековья.
Кроме нее про скандинавское средневековье никто не писал.
Есть и понятные обоснования, основанные на действительно выдающемся вкладе в литературу.
Редьярд Киплинг, 1907 год - За наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя.
Ромен Роллан, 1915 год - За высокий идеализм художественных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи.
Кнут Гамсун, 1920 год - За монументальное произведение «Соки земли» о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям
Анатоль Франс, 1921 год - За блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом
А вот формулировки ближе к нашему времени. Выбрала писателей, которые на слуху.
1998 год, Жозе Саромаго - За работы, которые, используя притчи, подкреплённые воображением, состраданием и иронией, дают возможность понять иллюзорную реальность.
Как понять иллюзорную реальность? И надо ли? Тут и реальная не всегда понятна.
2017 год, Кадзуо Исигоро, который в романах великой эмоциональной силы открыл пропасть под нашим иллюзорным чувством связи с миром.
Как-то неуютно стало жить. И зачем он открыл эту пропасть? И опять про иллюзорность.
2018 год, Ольга Токарчук - За повествовательное воображение, которое с энциклопедической страстью представляет пересечение границ как форму жизни.
Представляется некий мятущийся субъект, страстно выходящий за все рамки, пределы, рубежи, берега. Такая непростая у него форма жизни.
Интересно, что бы сгенерила нейросеть по этим обоснованиям?