Уже с момента возникновения политэкономии многими авторами, например, В. Зомбартом в работе «Современный капитализм» отмечалось, что «Желания отдельного человека не подвергаются критике, их происхождение глубоко не изучается». [Зомбарт В. Современный капитализм. М-Л, 1931. с.37].
А высказывание классика экономической науки А. Маршалла и сейчас звучит достаточно актуально: «Не проще ли изучать просто потребность, которая может не только возрастать, но и уменьшаться». [Маршалл А. Принципы политической экономии. т.1.с.156.]. Нетрудно заметить, что А. Маршалл обращает внимание на простоту изучения потребности, а не экономики, которая непонятна и сложна. Во второй части фразы фиксируется один из главных моментов при рассмотрении категории «потребность» - ее изменчивость во времени.
Как отмечалось Н. Х. Бунге (1823—1895), «потребности представляют исходный пункт политэкономических исследований».
Мотивы и цели людей как безусловная реальность и как реализация потребностей должны быть включены в экономическую науку. С другой стороны, мотивы и цели человека не являются экономическими величинами, но влияют на экономическое поведение (расходование денег) и независимы от факторов, которые учитываются в экономике. Соответственно потребности в экономическую науку должны быт включены лишь для объяснения экономических процессов.
Как указывал Гегель: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль». [Гегель Соч. Т. 8. М.-Л. 1935, с. 20.]
Принципиально важно, что осознанно или неосознанно признается, что потребности — это святое, на что нельзя покушаться.
Понятно, что потребности - сегмент (компонент) внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности и как таковые существует до деятельности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она лишь относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности. Когда нет потребностей, индивид пребывает в бездеятельном состоянии. Каков период существования человека, таков период существования его потребностей.
При этом необходимо сделать следующее замечание. Независимо от того, что признается первичным индивидуальные, групповые или общественные потребности исходное положение состоит в заданности этих потребностей.
В структуре потребностей конкретного человека существенную роль играют сформированные в нем с годами со дня рождения институты. Для нашего анализа безразлично навязаны человеку институты извне или сформированы в результате самостоятельного анализа реальности. В действительности все прекрасно знают, что потребности меняются, формируются и воспитываются.
Чтобы цивилизовать дикаря, ему необходимо привить новые потребности, так как дикарь совершенно не способен желать того, что ему неизвестно.
Потребности формируются духом и трансформируются подсознанием к виду, соответствующему уровню развития человека. Потребности человека условны, подвижны, они носят виртуальный характер. Частично они осознаются и затем формируются в качестве цели.
Правильная рационализация осознанных желаний и потребностей уже находится в сфере его осознания жизненной ситуации, и он несёт за неё полную ответственность и расплачивается за ошибки при достижении цели.
На вопрос: Какое животное наиболее жестокое? – студенты дружно отвечают – человек.
Как указывается в работе «Философская антропология» Григорьяня Б. Т.: «Человек есть животное homo naturalis. Он, таким образом, не выделился из животного мира, а был животным, есть животное, и вечно будет животным». [Цит. по: Григорьян Б. Т. Философская антропология. М. 1982. С. 30.] Соответственно человек никак не звучит, ни гордо, ни скромно, просто никак. Точно так же, как звучит слово «обезьяна».
Подчиняясь зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение физиологических, биологических потребностей, которые являются естественными и которые свойственны человеку так же, как и всему роду животных.
Человек относится к своим потребностям через отношение к другим людям и только тогда выступает как человек, когда он выходит за пределы присущих ему природных потребностей. Между естественной, физиологической потребностью и потребностью, обусловленной обществом, в котором живет человек, имеется существенное различие.
Если естественная, физиологическая потребность является внутренней и понуждающей человека к деятельности для ее немедленного удовлетворения, то потребность обусловленной обществом, становится идентификатором его со всеобщей общественной сущностью человека.
Ни одна человеческая потребность не существует в чистом виде, все они взаимосвязаны и переплетены таким образом, что представляют собой сложную структуру, связанную с реализацией в текущей жизни.
В современных условиях для успешного овладения научной терминологией требуется хорошее определение для категории «потребности». Как и любое другое слово, категория «потребность» достаточно сложна для определения, хотя легко и свободно, интуитивно воспринимается каждым.
Здесь вновь, как и при определении цели, приходится сталкиваться с одной из главный трудностей экономической науки – сложностью составления и понимания определений.
Очевидно, из-за сложности восприятия категории «потребность», так много внимания ей уделяли ранние экономисты. Даже если им не до конца удалось ответить на вопрос: «что такое потребность?», представляет интерес высказывание одного из первых меркантилистов - Барбона: потребность - «Это аппетит души, он является столь же естественным для души, как голод для тела». [см. Барбон Н. С.275-282 в сб.: «Меркантилизм» - Л.: Соцэкгиз, 1935. - 339 с. с.275-282] Здесь необходимо подчеркнуть различие потребностей двух видов: как голода для души и голода для тела.
Основная сложность в формулировании определения заключается в том, что в нем используются синонимы, которые не уточняют понятия, обладают с ними одинаковым смыслом и делают его более расплывчатым.
На наш взгляд, так как в русском языке существует много синонимов, выражающих один и тот же смысл разными словами, то все многообразие характеристик, придаваемых потребностям, можно свести к некоторому ограниченному набору подобных характеристик, то есть установить соответствие некоторых определений друг другу
Давно существующие понятия «достижение удовольствий» и «избежание огорчений» можно заменить более общим - удовлетворение потребностей, так как ни у одного человека не может существовать естественная потребность в огорчениях. А уж индивидуальная способность человека избегать огорчений зависит от его способностей к определенному типу поведения в обществе.
Для разграничения или отделения категории «потребность» от категории «желание», которые являются равноправными понятиями, но не тождественными, необходимо отметить следующее: желательность позволяет мечтать или строить фантазии, потребность - заставляет действовать, выступает определенным стимулом. Желания отличаются от потребности легковесностью своего статуса.
Под понятие потребности недопустимо подводить фантазии, возникающие у человека как искусственным, так и естественным путем. Конечно, у человека существует потребность в фантазии, мечтании, без нее невозможно развитие творческой личности. Прежде всего, различие между фантазиями и потребностями заключаются в том, что желательность позволяет мечтать или строить мечты и фантазии, и позволяет лежать на боку, и вновь повторюсь, потребность - заставляет действовать, выступает определенным стимулом.
Потребность, сформированная мечтой или внутренним желанием, становиться целью, которая требует деятельности по ее достижению.
Если полистать словари, то лишь в некоторых из современных словарей можно встретить, либо слово «потребность», либо слово «потребление».
Очень краткое определение категории «потребность» можно найти в «Словаре русского языка» Ожегова С. И.: «Потребность - надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения». [Ожегова С. И. Словарь русского языка. С.525.]
В результате невозможно найти определение понятия «потребности», которая не только бы удовлетворяла всех авторов, но и сделало однозначным само понятие.
В определенной степени развернутое определение потребности дано в. «Философском энциклопедическом словаре» (М. 1983). «Потребности - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности» (стр.518).
Для иллюстрации сложности восприятия категории «потребность» небольшой пример. Иногда спрашиваешь студентов: «Часто ходите в магазин? По нужде? По большой или по маленькой?» чаще всего отвечают: «И по большой, и по маленькой».
Соответственно под потребностью следует понимать внутренне состояние человека, направленное как на себя, так и во внешний мир, на свое положение во внешнем мире. Именно подобное внутренне состояние человека заставляет его действовать и совершать определенные поступки.
Наши потребности обусловлены нашей биологией, и существованием в обществе. Мы все время чего-то хот им. Нам нужны материальные блага, жилищные удобства, общественное признание, любовь. Потребности человека характеризуют его индивидуальное бытие, его жизненное существование.
Огромное число существующих потребностей определяется многогранностью человеческой природы и многообразием природных и общественных условий, в которых они проявляются, и каждый человек выступает носителем целого комплекса потребностей.
Но так как чувство голода (аппетит души) возможно удовлетворять по-разному, в зависимости от конкретного человека, так и потребности могут быть подавлены, ограничены или скрыты. Как поется в одной популярной песенке: «знаю, знаю, хочешь, хочешь, но молчишь».
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
После достаточно подробного изложения сложности восприятия категории «потребность» можно переходить к классификации потребностей.
«Способности и потребности бывают индивидуальные не только в количественном, но и в качественном отношении бесконечно разнообразны и следовательно не могут быть вычислены» указывалось еще Гильдебрантом. Они могут лишь классифицироваться по тем или иным предлагаемым характеристикам
Уже Гегелем выделяется 4 группы потребностей: 1. Физические потребности. 2. Потребности права, законов. 3. Религиозные потребности. 4. Потребности познания. На главную потребность человека - ассоциация с себе подобными указывалось еще Кэри.
Здесь имеется в виду, что маленький человек, оказавшись вне общества, уже не способен стать «нормальным» человеком. Конечно, давно существует проблема определения нормального человека, но она уже выходит за рамки экономической науки.
Известный экономист Л. Брентано выделяет следующие виды потребностей: главные и второстепенные; необходимые, неотложные (или абсолютные) и избыточные (относительные). [Брентано Л. Опыт теории потребностей. Казань, Гос. изд-во.1921. С12]
У не менее известного К. Менгера можно встретить характеристики потребностей как примитивные (потребности) удовольствия, а З. Фрейдом предложено разделять потребности на осознанные и неосознанные.
Но классификация потребностей отличается большим разнообразием. Сколько авторов, столько и классификаций. Некоторые специалисты насчитывают более 100 классификаций. Поэтому очень важно выяснить, что положено в основу классификации.
Каждый автор стремится положить в основу определений свое понимание потребности и поэтому достаточно сложно воспринимать то, что каждым излагается по-своему. Поэтому в приводимых классификациях, как и всегда в науке получает закрепление лишь то, что становится признанным большинством.
Наиболее известной, распространенной и популярной является классификация потребностей, предложенная Абрахамом Маслоу
Теория иерархии потребностей возникла в середине ХХ века (в 1954г.) в трудах американского психолога Абрахама Маслоу (1908–70). в работе «Мотивация и личность», [Maslow A.H. Motivation and Personality, N. Y., Harper & br., 1954, 411p.] разделившая множество различных потребностей на пять основных категорий (уровней):
- физиологические – «Я хочу выжить»
- в безопасности - «Я хочу жить и дальше»
- социальные - «Я хочу быть своим среди людей»
- в оценке и признании - «Я хочу, чтобы меня ценили»
- в самоактуализации - «Я хочу достичь чего-то важного».
Более детальная классификация, детализация потребностей каждой категории привели к определенному наполнению пяти основных категорий различными видами потребностей. В результате пирамида Маслоу превращалась в пирамиды с более подробно структурированными потребностями.
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой «пирамидой» или «лестницей» Маслоу, является фундаментальной теорией, признанной специалистами по менеджменту во всем мире, и принималась длительное время как аксиома. Но пирамида А. Маслоу, очень стройная и наглядная, устарела гораздо раньше, чем дошла до России.
Несмотря на определенную логичность теории иерархии потребностей, сам А. Маслоу в своих письмах отмечал, что его теория применима к пониманию потребностей человечества как философское обобщение, но никоим образом не может использоваться в отношении конкретного индивидуума.
В соответствии с теорией Маслоу потребности среднего индивида возникают иерархически, последовательно, по мере удовлетворения потребностей более важных (первичных, более низкого уровня).
Согласно теории А. Маслоу, удовлетворение высших запросов не позволит достичь поставленной цели до тех пор, пока не будут удовлетворены потребности низших уровней. Только в том случае, когда потребности самого низкого порядка удовлетворены хотя бы частично, человек начинает стремиться к удовлетворению потребностей следующего этажа пирамиды предпочтений. Как может показаться, что иерархия пяти групп потребностей обозначает конкретную зависимость — стоит лишь удовлетворить одну потребность, как тут же ее место занимает другая.
Но в действительности иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд. Базовые потребности большинства людей, в общем виде, подчиняются описанному порядку, но существуют и многочисленные исключения из этого правила Всем известную пирамиду «Маслоу» вообще несправедливо называть пирамидой. Если «высших» потребностей по количеству окажется больше, то перед нами уже перевернутая пирамида.
Со всей очевидностью представляется, что не существует никаких оснований утверждать, что между данными классами потребностей существуют строгие иерархические взаимоотношения, невозможно изъять из человеческой личности одну из ее составляющих частей без резкого изменения личности в целом.
Попытки определить все духовные потребности были предприняты в разное время, как последователями, так и противниками предложенной теории. Но детализация не может охватить всех возможных форм потребностей, что мгновенно вызывает дискуссии.
Значительно сказывается на потребностях человека сложившиеся в обществе обычаи и нормы. Специфические виды одежды, пищи, жилья, которые мы стремимся приобрести, часто предопределяются сложившейся средой нашего обитания.
Объем и структура материальных потребностей конкретного человека определяется существующим уровнем развития материального производства, которое, в свою очередь, определяется наличием природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности.
В реальности удовлетворение потребностей происходит избирательным способом, отличным от декларированного Маслоу последовательного способа удовлетворения очередных потребностей. Возникновение новой потребности возможно без обязательного полного, стопроцентного удовлетворения нижележащей потребности.
О базовых потребностях нельзя однозначно сказать, что они бессознательные или, наоборот, сознательные, хотя, как правило, у среднестатистического человека потребности все же имеют бессознательную природу. Потребности, которые мы называем базовыми, большинством людей либо совсем не осознаются, либо осознаются отчасти, хотя, разумеется, особо утонченные, особо чувствительные люди способны и к полному осознанию. Ни одна из базовых потребностей почти никогда не становится единственным, всепоглощающим мотивом поведения человека.
В отечественной и зарубежной литературе, посвященной проблеме исследования природы и классификации потребностей, авторы, как правило, ограничиваются механическим перечислением большего или меньшего их количества.
Глубина различия между возвышенными и извращенными потребностями выражена в притче о Сократе. Известно, что Сократ проводил свои философские беседы на полянах, его слушателями были мужчины. Однажды к нему подошла женщина легкого поведения и сказала: Вы им рассказываете о высоких материях, а стоит мне поманить пальчиком, и каждый из ваших слушателей побежит за мной. Сократ ей сказал: Вы правы, побежит за вами, потому что вы ведете вниз, а я веду вверх, а вниз идти легче, чем вверх. Не мной отчеканено: добродетель требует себе награды, порок же приятен сам по себе.
Все потребности постоянно меняются, в том числе и с возрастом. «И вот тогда людям преклонного возраста приходится еще раз столкнуться с «иерархией потребностей» Маслоу, основными ступенями которой являются телесные потребности, безопасность и надежность. Однако эти ступени более хрупкие, более крутые и менее устойчивые, чем в юности и в среднем возрасте». [Лабиринты одиночества: Пер. с англ./Сост. общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989.- 624с. с.435.]
В качестве итога можно отметить следующее: пирамида потребностей человека по А. Маслоу не отражает весь спектр подходов классификаций потребностей и соотнесения уровней и неоднородность выделяемых слоев потребностей. Концепцию А. Маслоу можно определить как недостаточную для отображения всех существующих потребностей.
Для каждого человека в течение определенного периода времени (года, месяца, века и т. д.) требуется определенная масса материальных предметов, служащих для удовлетворения его нужд. Эта масса является величиной довольно устойчивой и изменяется постепенно. На этой устойчивости основаны все расчеты в хозяйстве.
Экономисты в отличие от психологов, которые также используют схему Маслоу, предполагают, что удовлетворение одной потребности может в значительной мере заменить удовлетворение другой.
Крайне оригинальная мысль замены (подмены) потребностей позволяет создать в экономической теории теорию поведения потребителя, которую можно использовать как тренировку для математиков. Причина создания теории поведения потребителей вызвана английским понимаем экономики, отличающегося от понимания экономики в русском языке. Подробности в перспективе, в следующих роликах.
Главный вывод из всего вышесказанного. Если категория «потребность» является внутренним состоянием человека, то она не является экономическим понятием.
Потребность — это неосознанный побудитель активности и любая потребность побуждает человека на действия по ее реализации. Практически любой поведенческий акт детерминирован множеством мотивов, т. е. поведение, как правило, детерминировано не одной отдельно взятой потребностью, а совокупностью нескольких базовых потребностей. В этом смысле деятельность есть способ достижения намеченных целей человека.
Известно, что совокупность сформировавшихся потребностей оказывает весьма существенное влияние на поведение человека, на выбор смысла жизни и путь индивидуального развития.
РАЗВИТИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Очень интересный вопрос о развитии потребностей вызывает к обсуждению вопросы моды, вкусов, развития техники и технологии множество других факторов, которые экономическими не являются.
Когда развитие потребностей вызывает к жизни новые виды человеческой деятельности, а последние, в свою очередь, обуславливают появление новых потребностей и т. д. до бесконечности.
Хорошо писал об этом С. Булгаков. «Если поставить знак равенства между добром и удовольствием, то нет того падения и чудовищного порока, которое бы не освящалось этим принципом. Идеал в этом смысле - превращение человека в животное». [Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М. 1990. С. 282.]
Когда потребности рассматриваются в качестве основной причины деятельности без учета посредствующих факторов, находящихся между потребностью и результатом деятельности в виде потребления без учета уровня развития общества и конкретного индивида, формируется теоретическая модель человека-потребителя.
Как принадлежность природы человека, как условие ее развития, потребности возникают из свойств нашего физического организма и присущих последнему духовных основ. По мере удовлетворения повседневных потребностей просыпаются в человеке потребности умственные, моральные и эстетические, которые в свою очередь становятся такими же насущными, как и потребности физической природы... Таким образом, появляется могущественный хозяйственный двигатель, но двигатель далеко не единственный, поскольку человек предназначен для того, чтобы жить в обществе, а в обществе не только потребности людей являются более или менее однородными, но и удовлетворение многих из них становится возможным лишь при условиях общей, совместной деятельности. Другими словами, наряду с потребностями частными появляются общественные, рядом с личными целями — цели общественные: забота как о материальном и духовном существовании, так и о развитии всего союза».
Для любого, для кого выделяемые проблемы интересны, а решения, принимаемые на их основе, смогут принести пользу, призыв: подписывайтесь на мой канал, оставляйте комментарии, ставьте лайки и поддержите мой канал!