ЮАНЬ ЗАВОЕВАЛ СВОЮ ДОЛЮ РЫНКА И ДОБИЛСЯ ПРОГРЕССА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ОБМЕНА НА МИРОВЫХ РЫНКАХ
Автор: Индраджит Басу
Амбиции Китая сделать юань грозным конкурентом доллара и проникнуть в платёжные сети США представляют собой серьёзную угрозу американской экономике и безопасности, предупредили сенатор Тим Скотт (республиканец от штата Южная Каролина) и его коллеги-республиканцы из банковского комитета Сената.
По словам сенаторов, быстрое развитие платёжных сетей Китая может «подорвать внешнюю политику США, поставить под угрозу конфиденциальность финансовых и потребительских данных американцев, а также нарушить практику международной торговли».
Сенаторы Майк Крэйпо (республиканец от штата Айдахо), Майк Раундс (республиканец от штата Южная Дакота), Том Тиллис (республиканец от штата Северная Каролина), Джон Кеннеди (республиканец от штата Теннесси), Билл Хагерти (республиканец от штата Теннесси), Синтия Ламмис (республиканец от штата Вайоминг), Джей Ди Вэнс (республиканец от штата Огайо), Кэти Бритт (республиканец от штата Алабама), Кевин Крамер (республиканец от штата Северная Дакота) и Стив Дейнс (республиканец от штата Монтана) совместно с высокопоставленным членом комитета по безопасности Скоттом направили письмо от 25 октября министру финансов Джанет Йеллен и торговому представителю США послу Кэтрин Тай.
Помимо просьбы к администрации Байдена провести расследование проникновения китайских платёжных сетей в США, сенаторы также попросили администрацию «оценить недобросовестную коммерческую практику Коммунистической партии Китая (КПК) https://www.epochtimes.ru/redaktsiya-knigi-devyat-kommentariev-konechnaya-tsel-kommunizma-predislovie-99047590/ в отношении американских компаний и рассмотреть потенциальные пробелы в американских санкциях, связанных с китайской системой трансграничных межбанковских платежей».
«Мы обеспокоены расширением присутствия китайской компартии в финансовой системе США и на мировом рынке платежей, — пишут сенаторы. — Меры, принимаемые партией, подрывают внешнюю политику США, ставят под угрозу конфиденциальность финансовых и потребительских данных американцев и нарушают международную торговую практику».
Ссылаясь на широкое использование UnionPay в США, сенаторы заявили, что её повсеместное признание уже успешно способствует достижению стратегических целей компартии.
По данным сайта UnionPay, в 2022 году China UnionPay стала крупнейшей мировой платёжной сетью по общему объёму платежей, при этом более 80% американских торговых предприятий и 90% банкоматов в США принимают карты UnionPay.
«Такое широкое и повсеместное распространение UnionPay в США — ещё один признак того, что Пекин использует финансовую систему для достижения своих стратегических целей», — пишут сенаторы.
QR-коды заменяют кружки для подаяния
Действительно, Китай стремительно продвигается в глобальном секторе платежей, его цифровые платёжные системы заменяют карты и наличные деньги в кассах, в том числе, согласно исследованию Brooking’s, попрошайки просят деньги, используя QR-коды вместо кружек для подаяния.
Однако эти действия предпринимаются не так давно.
После мирового финансового кризиса 2008–2009 гг. Китай пытался интернационализировать свою валюту различными способами. Однако в 2015 г. Китай отказался от этой инициативы, чтобы обеспечить внутреннюю финансовую стабильность после обвала фондового рынка и значительного обесценивания юаня в том же году.
За последующие несколько лет Пекин продолжал пробовать различные варианты, такие как создание небольшого оффшорного рынка юаней, платёжной системы на основе юаня, ограниченная либерализация счёта движения капитала, а в последнее время — введение цифровой валюты центрального банка или цифровой валюты Народного банка Китая для замены доллара в международных расчётах.
В ответ на санкции Запада, введённые из-за СВО России в Украине, Пекин начал активно продвигать интернационализацию юаня.
В этой связи показательным примером является масштабный проект развития инфраструктуры «Один пояс и один путь», запущенный Китаем в 2013 году. Инициатива направлена на укрепление связей Китая с миром путём создания новых и модернизации существующих объектов инфраструктуры, охватывает обширную географию и включает в себя усилия по укреплению жёсткой инфраструктуры, мягкой инфраструктуры и культурных связей.
На Форуме BRI, завершившемся 18 октября в Пекине, китайские банки подписали ряд кредитных договоров с иностранными кредиторами, деноминированных в юанях, с целью продвижения юаня на международном рынке.
Среди них — кредитные соглашения в юанях между Банком развития Китая и малайзийским Maybank, центральным банком Египта и банком BBVA Peru для финансирования проектов BRI. Экспортно-импортный банк Китая заключил соглашение о кредитовании в юанях с Национальным банком Саудовской Аравии, а Банк Китая помог Египту выпустить первые в Африке облигации «Панда», деноминированные в юанях. Кроме того, Пекин выделил 80 млрд юаней Фонду Шёлкового пути на реализацию проектов BRI.
Резкое повышение процентных ставок в США стало основной движущей силой роста финансирования в юанях, говорится в сообщении.
Именно поэтому BRI стала предметом дискуссий среди многих экспертов и политиков, которые считают, что, хотя Пекин представляет эту инициативу как благотворный проект инвестирования и развития, экономически выгодный для всех, существуют стратегические цели, которые противоречат этому аргументу.
«Китайские политики активизировали свои усилия по продвижению юаня в качестве альтернативной валюты для международных платежей, особенно торговых, что особенно привлекательно для любой страны, которая стремится обойти санкции, связанные с Россией и привязанные к американской или другим валютам G7», — говорится в клиентской записке Natixis, опубликованной 18 октября и попавшей в редакцию The Epoch Times.
С 2021 года и до июня текущего года доля юаня в трансграничных расчётах Китая выросла с 15% до 23% в торговле и с 21% до 29% в сфере услуг, говорится в документе.
Интернационализация юаня также принесла Китаю пользу в плане снижения стоимости заимствований, поскольку многие страны, включая Россию, Иран, Бразилию, Аргентину, Бангладеш и Индию, начали использовать эту валюту для расчётов по международным торговым обязательствам, так как санкции против России за СВО в Украине истощили их долларовые валютные резервы.
«В целом, похоже, что интернационализация юаня продвигается в тех областях, где альтернативная доллару США валюта нужна больше всего», — добавляется в документе Natixis.
Письмо сенаторов разделяет аналогичную точку зрения. Китай бросает вызов системе обмена сообщениями между банками Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications (или SWIFT) с помощью своей системы трансграничных межбанковских платежей Cross-Border Interbank Payment System (или CIPS).
В письме подчёркивается, что «на Инновационном саммите Банка международных расчётов (BIS) в марте 2021 года директор Института исследований цифровых валют Народного банка Китая Му Чанчунь признал, что Пекин хочет „сохранить свой денежный суверенитет… чтобы избежать долларизации“».
Причины для беспокойства
По мере того как Пекин добивается более широкого распространения юаня, китайская валюта начинает завоёвывать рынок международных платежей, особенно в трансграничных операциях.
Государственная администрация Китая по валютным операциям (SAFE) сообщила, что в марте юань впервые обогнал доллар США и стал основной валютой в трансграничных переводах страны.
Согласно данным SWIFT, опубликованным 18 октября, в сентябре на долю юаня пришлось 3,71% мировых платежей по стоимости, что является рекордно высоким показателем и почти вдвое больше чем 1,91% в январе. Тем не менее доля юаня ничтожно мала по сравнению с 46,6% доллара.
«Юань завоевал свою долю рынка и, следовательно, добился прогресса в функционировании в качестве средства обмена на мировых рынках», — говорится в июльском отчёте Goldman Sachs Intelligence.
Более широкое использование юаня в трансграничных платежах Китая для торговли представляется относительно широким.
В дальнейшем, как говорится в записке Natixis:
«Несмотря на неблагоприятные факторы, связанные с инвестициями из-за снижения курса юаня, его международное использование может продолжать подпитываться растущими потребностями в валюте стран, не входящих в G7, для торговых расчётов, частного и официального финансирования».
В то же время Пекин всё чаще требует от компаний делиться с партийными чиновниками конфиденциальными финансовыми данными и информацией, позволяющей идентифицировать личность, отмечают сенаторы.
Кроме того, хотя компартия исторически использовала банковскую систему Китая для достижения своих геополитических целей, её платёжные сети не регулируются подобно американским, которые обеспечивают конфиденциальность данных, кибербезопасность и защиту от угроз финансовой стабильности.
Китайские власти также не «обеспечивает взаимный доступ на рынок для прав, закреплённых в других странах». Согласно письму, Пекин на протяжении почти двух десятилетий блокировала заключение соглашения со Всемирной торговой организацией, которое позволило бы американским платёжным компаниям конкурировать с UnionPay на равных.
«Поэтому усилия Китая по проникновению в финансовую систему США должны быть встречены с особой тщательностью», — говорится в письме.
Источник: The Epoch Times