Михаил Чемоданов. Открытка. 1905—1907
7 ноября (26 октября) — день рождения полузабытого ныне русского художника, по первоначальной профессии врача — Михаила Михайловича Чемоданова (1856—1908). В годы первой русской революции 1905—1907 годов большую популярность завоевали его рисунки, которые распространялись в виде нелегальных открыток, поскольку задевали священную особу самого государя императора. Про него говорили: «Чемоданов, чтобы рисовать, вырывает перо из живого гуся. Чинит его отравленным кинжалом и макает этому же гусю в желчь». А сам художник признавался: «Я мечтал быть Щедриным в своей карикатурной деятельности». Вот ещё один из его рисунков:
А вот другой:
Как видим, оба рисунка содержат прямое предсказание, которое и сбылось в этот день, вернее, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Смелость пера не сошла художнику с рук: за крамольные картинки он был арестован, в нетопленой тюремной камере простудился, заболел воспалением лёгких. Незадолго до смерти был по хлопотам родных отпущен по болезни «на поруки», но до суда не дожил...
Михаил Чемоданов
Михаил Чемоданов после освобождения из заключения
Кстати, при слове «допляшется» на картинке художника мне сразу вспомнился отрывок из мемуаров бывшего премьер-министра графа Владимира Коковцова о том, как народ в 1918 году встретил казнь обожаемого монарха.
«На всех, кого мне приходилось видеть в Петрограде, — писал он, — это известие произвело ошеломляющее впечатление: одни просто не поверили, другие молча плакали, большинство просто тупо молчало. Но на толпу, на то, что принято называть «народом» — эта весть произвела впечатление, которого я не ожидал. В день напечатания известия я был два раза на улице, ездил в трамвае и нигде не видел ни малейшего проблеска жалости или сострадания. Известие читалось громко, с усмешками, издевательствами и самыми безжалостными комментариями... Самые отвратительные выражения: «давно бы так», «ну-ка — поцарствуй ещё», «крышка Николашке», «эх, брат Романов, доплясался», — слышались кругом...»
«Допляшется», — пророчески написал художник на картинке в 1906 году.
«Доплясался», — сказал народ в 1918 году...
Граф В.Н. Коковцов (1853—1943)
Конечно, не все пророчества Михаила Чемоданова сбывались. Вот это, например, не сбылось...
Открытка. «Близкое будущее. Последний Романов покидает свою страну»
Не покинул...
А на этой открытке 1905 года художник изобразил битву царя-самодержца со «всенародным восстанием». Восстание изображено в виде многоглавого зубастого дракона или гидры, не особенно дружелюбной на вид, но все симпатии автора — определённо на стороне этой самой многоглавой миляги. Обычно всё изображали ровно наоборот — светлый воин и злое чудовище, но тут автор решил, видно, отступить от надоевшего канона, освежить его новой трактовкой.
И ведь впрямь, не прошло и 12 лет — художник до этого не дожил, но его предсказание сбылось, и гидронька наша взяла! :) А ещё при разглядывании старой открытки вспомнился известный прогноз Льва Троцкого о том, что ожидает бывший Советский Союз в случае реставрации капитализма. Он писал в 1933 году: «Даже в случае победы контрреволюции у советской гидры, вместо каждой отрубленной головы, будет вырастать новая. [...] Исторический счёт есть, в данном случае, счёт десятилетий. Падение советской власти, в конце концов, оказалось бы только историческим эпизодом. Но это был бы один из самых страшных эпизодов мировой истории. Вся задача в том, чтоб предотвратить его. Между тем опасность надвигается всё ближе».
Даже интересно: когда Лев Давидыч писал эти строки, не стояла ли у него перед глазами популярная открытка Чемоданова, которую он наверняка видел в годы первой русской революции? Иначе как бы ему пришло в голову назвать революцию таким не очень хорошим словом, как «гидра»? И получается, что открытка эта говорит сразу про два времени — про 1905 год и... про современность. Только на драконе следовало бы для нашего времени написать «советская гидра».
Как там было сказано у другого классика?
«Он, голубчик, победит! Он победит, чудушко-юдушко! Душечка-цыпочка! Летун-хлопотун!» (с) :)
Ещё открытки Чемоданова:
Открытка с карикатурой на известного монархиста-черносотенца журналиста Владимира Грингмута (1851—1907).
Открытка к разгону Первой Государственной Думы, изображает воссевшего на Таврический дворец (место заседаний Думы) обер-прокурора Синода Константина Победоносцева
Открытка. «К вопросу о народном представительстве в России без различия пола. «Если женщина достойна взойти на эшафот, она достойна войти и в парламент». Изображённая на открытке женщина указывает на «Политический процесс 81 г. Казнь Софьи Перовской». На эшафоте написано «За политические убеждения».
«Старая басня на новый лад. (После грандиозной, беспримерной в истории мира, Всероссийской 1-й Всеобщей политической забастовки в октябре). Заяц на ловле».
«Пролетариат» (Лев), одолевший «Власть» (Медведя) говорит «Либеральной Буржуазии» (Зайцу): «— Ба! Ты, косой, пожаловал отколе? Тебя никто на ловле не видал!»
Последний рисунок по мотивам басни Ивана Крылова ясно показывает, что симпатии художника были отнюдь не на стороне либеральной оппозиции, а на стороне бастовавшего в октябре 1905-го пролетариата...