Опять я вляпалась!
В августе этого года я прочитала отзыв Галины (Библио Графия) о книге "Дети Полуночи" Салмана Рушди. Роман сразу сильно привлек меня, он, как и сам автор, не обделен вниманием:
- книга "Дети полуночи" - трижды Букер! 😲😱
- 12 августа 2022 года на 75-летнего автора было совершено покушение прямо на лекции в Нью-Йорке. Автор получил ножевые ранения в шею и живот, но, слава богу, выжил.
- роман толстенький, как я люблю, 800 страничек
А в конце того же августа-месяца в группе ТГ Анастасии (Ариаднина нить) начались совместные чтения этой книги.
В общем, устоять я просто не смогла! Таким образом, "Дети полуночи" совершенно для меня неожиданно, гордо и "по блату" прошли мимо всех книг, уже уснувших в бесконечной очереди на моё внимание, и я начала их читать (точнее слушать, я купила аудиоверсию).
И вот, хотите - верьте, хотите - нет, а я только закончила это чтение... Мучил меня Рушди долго и с особым изощренным усердием все эти три месяца! 🤯
Кажется, я давно уже усвоила урок, что жизни не хватит прочитать все книги, которые запланированы к прочтению, из чего следует, что не нужно останавливаться на том, что "Не твое". Но с этой книгой это правило не сработало. Слишком премированная книга, я никак не хотела верить, что она мне так и не приглянется.
И... нет, чуда не произошло. Я мучилась до конца, но насильно мил не будешь. Когда она закончилась, я испытала настоящее счастье.
О сюжете
Описывая сюжет, мне кажется, он многих заинтересует, а вот манера повествования подойдет далеко не всем
Итак, что же мне так не понравилось? Пройдемся по пунктам!
- Обманутые ожидания. Я в принципе ожидала немного другого. Я надеялась, что будет подробно рассказано о судьбе этих магических детей полуночи, причем о разной судьбе. Куда их всех занесет, и как они будут этими способностями пользоваться, и что из этого выйдет. Но автор вывел на обозрение только двоих детей, включая себя-любимого; потом третья появилась хоть с какой-то историей и то - под конец третьей заключительной книги романа...
- Это какой-то не такой магический реализм! Вот тут я не справлюсь с объяснением. Да и вообще этот пункт можно оставить вместе с пунктом первым. Магический реализм заявлен в жанре книги, но для меня тема совершенно не раскрыта. Простор для творчества автор выбрал огромный, мне кажется, сделать можно было бы в разы интересней, но автор ограничился несколькими строчками о том, какие способности были у детей. О пользовании ими было крайне мало рассказано. Зато, мы знали всё о строении огромного носа главного героя и обо всем том, что содержит в себе постоянно заложенный нос, знаем о том ... в общем, обо всех физиологических особенностях, а также болезнях героев - этого всего будет много. Обсудить процесс дефекации или то, как отец стал импотентом и алкоголиком, этого - пожалуйста, на много страниц распишем.
- Тяжеловесный вычурный текст. Скорее всего именно слог автора так меня отпугивал. Что бы он не описывал всё было крайне сложным. Приведу в статье несколько цитат, чтобы Вы могли примерно понять то, что я называю тяжеловесным:
За двадцать два года до передачи власти мой дед стукнулся носом о кашмирскую землю. Проступили рубины и бриллианты. Под кожей воды лед дожидался своего часа. Был принесен обет: не кланяться ни Богу, ни человеку. Обет создал пустоту, которую на какое‐то время заполнила женщина, скрытая за продырявленной простыней. Лодочник, однажды предрекший, что династии таятся в носу у моего деда, перевез его через озеро, кипя от возмущения. Там встретили его слепые помещики и мускулистые тетки. Простыня была натянута в полутемной комнате. В тот день и стало складываться мое наследство: голубое кашмирское небо, пролившееся в дедовы глаза; бесконечные страдания моей прабабки, определившие долготерпение моей матери и стальную хватку Назим Азиз; дар моего прадеда беседовать с птицами, который вольется прихотливым ритмом в вены моей сестры Медной Мартышки; разлад между дедовым скептицизмом и бабкиными суевериями, а в основе всего призрачная сущность продырявленной простыни, из-за которой моя мать вынуждена была прилежно трудиться, чтобы полюбить наконец мужчину всего, хотя бы и по кусочкам; ею же я был приговорен наблюдать собственную жизнь - её смысл, её строение тоже по клочкам и по фрагментам, а когда я это понял, было уже поздно.
4. Нехватка интереса к описанным историческим событиям. Я испытываю жуткий интерес к историческим романам, и, казалось бы, если уж не захватила основная тема с магическими способностями, то может захватит исторический аспект?! Снова мимо. Обычно, если я натыкаюсь на что-то новое (а я мало знаю об истории получения Индией независимости), то я лезу в дополнительные источники, чтобы почерпнуть недостающие знания (так было с Умберто Эко, например, так как Эко пишет так, что ты мчишься скорее поглощать информацию, интерес доведен до максимума.) А тут обратная история, я даже и не стала читать ничего "вспомогательного", настолько не увлек меня автор. И мне безумно стыдно... но не перед автором, а скорей перед Индией. Скорее всего из-за акцентов самого автора. Он освещает не столько произошедшие события, сколько ощущения этого странного главного героя - Салема Синая.
Страшные моменты Рушди описывает либо очень скупым, либо каким-то крайне странным способом:
Пример описания реального исторического события (Амритсарская бойня) в книге:
Когда бригадир Дайер произносит команду, на деда нападает неудержимый чих. «А-апчхи!» - бухает он, как из пушки, и валится вперед, теряя равновесие, увлекаемый вниз собственным носом, и тем самым спасает себе жизнь (...) Раздается сухая дробь (...) Они выпустили в общей сложности тысячу шестьсот пятьдесят патронов в безоружную толпу. Из них тысяча шестьсот шестнадцать попали в цель, кого-то убив или ранив. «Хорошая стрельба, - похвалил Дайер своих людей. - Славно поработали»
Для контраста ниже приведено как это же событие описано в Вики:
Эта бойня носит действительно важное значение в национально-освободительном движении против английских колонизаторов. Из книги автора этого так просто и не понять, это в любом случае ты должен был либо знать заранее, либо пойти и вдумчиво об этом где-то прочитать.
Но странно автор пишет не только о реальных исторических событиях. Вот как он описывает смерть матери Салема:
Крыша рухнула и превратила мою мать в плоский рисовый блин
Видимо, это сатира. Наверное... Не знаю, в общем, я не прониклась такими странностями...
Ну и в этом пункте не могу пройти мимо главного отрицательного персонажа книги - Индиры Ганди. Ага, вот так...
Кстати она успела подать на Рушди в суд после выхода этого романа.
Что тут можно сказать, выросшие в Союзе помнят, что Индира была "нашим другом", а вот в книге она представлена просто кошмаром, летящим на крыльях ночи. Тут я не могу дать свою оценку, в политику предпочитаю не соваться. Ясно, что нам говорили не всегда ВСЮ правду, или скажем так:
если в советские газеты нам говорили только "белое" о Ганди, то Рушди преподнес в романе только "черное". Истина, я уверена, где-то посередине...
Но Рука Вдовы поведала мне, что тот, кто претендует на роль высшего существа, более всего боится других потенциальных божеств, поэтому, поэтому и только поэтому нас, волшебных детей полуночи, ненавидела, боялась, погубила Вдова, которая не довольствовалась ролью премьер-министра Индии, которая стремилась также стать Деви, Богиней-Матерью в самом грозном ее обличье, обладательницей божественной шакти, многоруким, многоногим божеством, причесанным на прямой пробор, с шизофренически окрашенными волосами… Так я узнал наконец смысл всего происходящего в этом рассыпающемся приюте вдов, чьи груди избиты до синяков.
Для обоснования своей позиции Рушди приводит действительно страшный исторический факт - решение Индиры о стерилизации. Звучит, конечно, сурово. Вот, что я нашла в сети по этому вопросу:
Это я к чему? Решение-то ужасное, но всё равно на всё есть свои причины.
Но и это еще не все.
5. Равнодушие к главному герою
К главному герою я не испытывала никаких чувств, может разве что немного презрения, причем я уверена, что автор ждал другой реакции, скорее жалости и любви. Но нет... вот отрывок, немного характеризующий главного героя - Салема Синая. Это период, когда он вернулся с войны в дом дяди Мустафы в Дели, который его принял несмотря на то, что Салем считался беглым изменником, он воевал на стороне "врага" (числился в армии Пакистана).
Теперь он (дядя) стал главою семьи; он единственный из своего поколения пережил бойню 1965 года; но он ни в чем мне не помог… одним злополучным вечером я подловил его в кабинете, полном генеалогий, и изложил – с подобающей торжественностью, с жестами, скромными, но полными решимости, – свою историческую миссию по спасению нации от ее судьбы; но он лишь сказал с глубоким вздохом: «Послушай, Салем, чего еще ты от меня хочешь? Ты живешь в моем доме, ешь мой хлеб и ничего не делаешь, но это в порядке вещей, ты из дома моей покойной сестры, и я обязан о тебе позаботиться, так что оставайся, отдыхай, приходи в себя, а там поглядим.
Тебе подошла бы какая-нибудь секретарская должность; может быть, я мог бы это устроить; только брось ты эти мечты Бог-знает-о-чем. Наша страна в надежных руках. Индира-джи уже начала радикальные преобразования – земельная реформа, налогообложение, образование, контроль за рождаемостью – можешь в этом положиться на нее и на ее саркар». Он покровительствовал мне, Падма! Будто я был глупым несмышленышем! Какой стыд, какой унизительный стыд, когда болван снисходит к тебе!
На каждом шагу мне препятствуют, преграждают путь; я – пророк, вопиющий в пустыне, как Маслама, как Ибн Синан! Как бы я ни старался, пустыня – мой удел. О дядюшки-лизоблюды и их подлое нежелание помочь! О честолюбие, спутанное пресмыкающимися, вечно-вторыми родичами! То, что дядюшка отклонил мою просьбу, отказался способствовать моей карьере, имело одно серьезное последствие: чем больше расхваливал он свою Индиру, тем сильней я ненавидел ее. На самом деле он готовил меня к возвращению в квартал чародеев, и к другому тоже… к ней… к Вдове.
Зависть: вот в чем было дело. Огромная зависть сумасшедшей тетки Сони, сочившаяся, будто яд, капля за каплей в дядюшкины уши, не позволила ему и пальцем пошевелить ради избранной мною карьеры. Великие личности вечно зависят от милостей ничтожных людишек. Точнее: ничтожных сумасшедших баб.
Ну вот. Благодарный милый человек, что называется. В общем, пока я топала на работу и с работы, проходящие мимо меня люди могли лицезреть недовольное лицо женщины в наушниках, периодически шипящую сквозь зубы: "Пффффффф!!"
Из 800 страниц книги я прочитала две тысячи. Как так вышло? А потому что пока я читала, мои мысли уносились куда-то далеко от книги, а воспроизведение шло и шло. Когда я "очухивалась" приходилось постоянно перематывать и перематывать, а учитывая сложный слог и странное недоразвитие сюжета, я даже толком не могла вспомнить, где я вообще отключила внимание? Вот такие дела. Хорошо, что параллельно я прочитала много "моих" книг, которые дарили мне то, что я жду от литературы - поглощения внимания, перемещения в другие миры, размышления над жизненными проблемами героев.
Ладно, скажу, что не прямо всё плохо-плохо. Мне понравилось начало романа - точнее история сватовства дедушки Салема. Там и забавно, и душевно, и даже действительно чуть-чуть напомнило Маркеса. И всё, дальше, как мне кажется, книга стала "только для избранных".
Я - слишком маленький блогеренок, и моё мнение вряд ли многих заинтересует, поэтому не вижу ничего страшного быть полностью честной.
Не то, чтобы я жду негативных комментариев, но мне было бы обидно на месте тех, кому книга очень понравилась читать такой отзыв. Только не ругайтесь пожалуйста, просто расскажите как Вам удалось проникнуть в этот текст и получить удовольствие...
Я на всякий случай Вам рекомендую: перед тем как покупать эту книгу - прочитайте бесплатный отрывок на сайте Литрес:
- не зайдет - сэкономите деньги;
- зайдет - Вы НЕ существуете! 😎
Извините, грубо получилось. Это шутка, конечно, я понимаю, что вкусы у всех разные. 😆 И всё-таки лучше прочитать бесплатный ознакомительный фрагмент )
Я - сумма, итог всего того, что прошло передо мной; всего, чем я был, что я видел и делал; всего того, что делали со мной. Я - любой человек, любая вещь, чьё присутствие в мире как-то затронуто моим существованием; чьё бытие затрагивало меня. Я - всё то, что произойдёт, когда меня не будет, и что не произошло бы меня не было вообще. И я в этом смысле не представляю собой какой-то особый феномен: любое "я", любой из нас - уже более шестисот миллионов - заключает в себе подобное множество. Последний раз повторяю: чтобы понять меня, вы должны поглотить весь мир.
Пожалуй, на этой пафосной цитате Рушди я закончу свой отзыв. Теперь, чтобы прочитать еще что-либо у автора.... хотя кого я обманываю. Просто НЕТ, нет и нееееет! ) Пока Рушди )
Признавайтесь, если Вы еще не читали эту книгу, насколько мой отзыв повлиял на Ваше желание или нежелание познакомиться с "трижды букером"? 😂
Ах да! Самое важное! Пока я читала это творение, наши любимые Большие книжные блогеры: Библио Графия , БиблиоЮлия, Longfello, чопочитать и Ариаднина нить, организовали марафон по чтению премиальной литературы! "Дети полуночи" подошли идеально! Более того, очень много участников выбрали именно это книгу...
Сегодня я буду отмечать великое событие - то, что книга прочитана, отзыв написан, и я больше ничем не связана с этой книгой 😂 А завтра уже с удовольствием начну читать то, что пишут о книге другие участники марафона. Скорее всего мне станет неловко, но что делать. В общем, ушла праздновать! 😂 😝