Так называется французский фильм 2010 года. Никакого ожидаемого "анжелизма", никакой красивости ради услады глаз и амуров ради эротики. Фильм получился ... умным. Настолько, что иные зрители заподозрили авторов в "феминизме". А между тем...
Кто же не знает этой истории о том, как придворный капельмейстер, замечательный музыкальный педагог Леопольд Моцарт создал уникальный бизнес-проект из собственных детей? Трёхлетнее турне по Европе с концертами! При этом дети вовсе не выглядели несчастными - другой жизни они и не представляли. Потому что жили и дышали музыкой. Оба.
Но отец очень скоро увидел разницу между талантом дочери - и абсолютной гениальностью сына. И во всех фильмах, в книгах про Моцарта его сестра, Мари Анна Вальбурга Игнатия, кратко - Нанерль, проходит какой-то бледной тенью брата. Хотя известно, что музыку она писала и сама. Снять фильм именно об этой "тени" - известный риск.
А может ли быть, что девочку воспринимали как занятную музыкальную игрушку только пока она была ребёнком? Чуть подросла - общество сочло, что пора в рамки? Без вариантов - кухня, дети, церковь. В самом крайнем случае - неприличный вариант судьбы: училка! Почему неприличный? А разве уважающая себя женщина будет работать за деньги?
Хочет писать музыку сама? Да что она... мужчина, что ли?
И когда Нанерль переодевается в мужской костюм - эти сцены фильма не выглядят озорством травести. Потому что никого не удивляет исполнение "мальчиком" ведущей партии в оркестре. И когда объявляют, что исполнялось произведение этого вот "мальчика" - музыканты и публика восхищаются совершенно искренне!
А что семья? Ими любуешься: красивые родители, интеллигентные, уважающие друг друга и своих детей. И всё же - люди своего времени. Они в тревоге: нельзя девушке даже помышлять о "мужской" судьбе! Хотя, с другой стороны, если ею заинтересовался дофин, наследник французского престола...
Странный он, этот принц. Образованный и утончённый, он больше всего на свете боится стать похожим на своего отца, Людовика Пятнадцатого. Погрязшего в разврате. А поскольку развратники вокруг него в основном мужчины (женщины от них зависимы - и приспосабливаются), принц отдаёт себе отчёт в собственной "неправильности" - он боится мужчин. Эти существа носят благопристойные маски, исполняя роли при дворе, но стоит им только позволить делать, что хотят - лучше и не знать, чего именно они все хотят! Жениться принц всё же вынужден. И если ничего не чувствует к жене - может, поцелуй переодетой Нанерль что-то в нём пробудит?
Нет, всё же решит, что от людей лучше держаться подальше. От всех. И если ему самому судьба не предоставляет выбора - хоть свою сестру спасёт от гнусного мира. Сгноит в монастыре.
И вот тогда Нанерль взбунтовалась. Довольно ей оттенять брата. Она вполне достаточно знает и умеет, чтобы зарабатывать самой. Отец вот уже убавляет детям годы, чтобы подольше выглядели детьми! И если одиннадцатилетнего Амадеуса ещё можно выдавать за восьмилетнего (миниатюрное создание), то Нанерль уже пятнадцать. Многовато для салонной игрушки.
Можно ли было ожидать, что работать самой - это трудно и не слишком доходно? Через несколько лет пришлось согласиться на замужество, какое получилось - с пятидесятилетним вдовцом. Правда, вдовец - барон, так что, не худший вариант судьбы, но отец запретил ей заниматься музыкой. Вообще. Навсегда.
Отцу Нанерль привыкла верить. Поверила в свою беспомощность, как композитора, и свои сочинения больше не публиковала. Писала? Известно, что да, но попробуй отыщи их теперь среди множества безымянных сочинений музыкального века!
Проект "Нанерль" был закрыт.