“Жизнь – это кабаре, дружок.
Играй, сияй и не забывай:
рано или поздно занавес все равно упадет”.
"Кабаре" Боба Фосса был одним из любимых фильмов еще в моей поза-поза прошлой жизни. Смотрела много раз.
В чем сила киноленты “Кабаре” Фосса?
Попробую сказать своими словами.
Режиссер очень точно передал душную атмосферу начала 30-х прошлого века - пред-фашистской Германии.
Смещались ценности, извращалась нравственность, на первый план выходили жесткость и грубая сила, философия опустилась до рассуждений примитивной кухарки.
И вот все эти изменения Боб Фосс сумел показать средствами музыкального фильма.
Фосс использовал параллельное воздействие на зрителя красивой картинки (девы-бурлеск, забавный конферансье, романтичный писатель и все такое), не сложного для восприятия сюжета, понятных героев, танцев и, конечно, музыки.
Вот это вот потрясающее проникновение жанров друг в друга дало сумасшедший эффект от просмотра.
По сути Боб Фосс создал новое направление в киноиндустрии - кино-мюзикл. Через развлекательный жанр кабаре режиссер передал фрагмент исторического прошлого страны.
Зрители увидели жизнь Берлина начала 30-х XX века глазами артистов ночного клуба “Кит Кэт”.
Некоторые факты о фильме “Кабаре” Фосса
Центральные сцены шедеврального фильма - это музыкально-пластические номера, типичные для кабаре.
Пересказывать содержание смысла не вижу, но пару фактов о фильме приведу:
- главная героиня - некая певичка Салли Боулз (грандиозная Лайза Минелли);
- крайне важный персонаж - церемониймейстер ЭмСи (трагикомичный Джоэл Грэй);
- два бойфренда Салли - американский писатель Брайан Робертс (симпатяга Майкл Йорк) и барон Макс (хитрюга-ариец Хельмут Грим);
- за основу сюжета взяты почти автобиографические истории Кристофера Ишервуда “Прощание с Берлином”;
- время действия - стык исторических периодов в жизни Германии (да и мира в целом) - конец Веймарской республики и начало нацизма;
- Фосс спровоцировал американцев, привыкших к чистеньким “Мэри Поппинс”, “Стране Оз”, “Поющим под дождем” и прочей “диснеевщине” и “голливудщине”, слив в одну картину и прокуренную-пропитую “неумытую” публику, и гомосексуальность, и свободные отношения, и аборт, и много чего еще;
- в России фильм в прокат для всех вышел в сентябре 1988 года.
Кратко о музыке
Помимо главных лейтмотивов, которые на слуху у многих, в картине присутствует тема “Завтра принадлежит мне” (другое название “Солнце встает”).
Мелодически песня звучит одинаково, что в начале фильма, что в завершении. Однако если первый раз мы слышим почти духовную, молитвенную музыку, наполненную светом и чистотой, то в конце это уже хор исступленной, накаченной тоталитарными идеями молодежи.
Впечатление поистине жуткое, по коже топают мурашки, да…
Между прочим, впоследствии “Завтра принадлежит мне” некоторые ультраправые группы взяли себе за гимн.
“Что наша жизнь? Игра!”. “Весь мир - театр”. “Жизнь - это кабаре”. Чуть философии
Боб Фосс посредством несерьезного жанра гениально показал, как падала нравственность народа, попавшего под фашистскую идеологию.
Фильм для большинства зрителей стал настоящим откровением, и для меня, конечно, тоже, иначе зачем я тут вам все это рассказываю?
Картина по праву получила целых 8 “Оскаров”. Киношедевр Фосса можно считать культовым произведением.
В разные времена герои разных произведений произносили фразы, созвучные по смыслу:
- “Что наша жизнь? Игра!” (либретто оперы “Пиковая дама”);
- “Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры” (Уильям Шекспир, комедия “Как вам это понравится”);
- “Жизнь - это кабаре” (главная тема мюзикла 1966 года, музыка - Джон Кандер, текст - Фред Эбб).
Любопытно, как с течением лет и веков перетекает и восприятие нашей жизни как наблюдения со стороны.
Действительно, всегда получается, что кто-то “на сцене”, а другие - “в зале”.
Метафора, что “Все это - театр/сцена/джаз/рок-н-ролл - не суть, что именно - это всегда некое кривое зеркало, отражающее кривые мысли, кривые поступки, искривившуюся нравственность в целом.
Жить в подобном мире, в общем-то, можно. А куда деваться? А вот остаться с не раненой душой не получится, если ты, конечно, живой, думающий, не равнодушный человек.
Почему я решила сегодня вспомнить именно этот жанр, это старое кино?
Виною - выскочивший на экране компьютера баннер с фото Анастасии Стоцкой в роли Салли Боулз и приглашение на российскую версию мюзикла.
Были куплены билеты и нанесен визит в “Конгресс-Холл” на Вернадского.
Сам спектакль, оказывается, режиссировала Наталья Громушкина, что для нас стало приятной неожиданностью. Она же совершенно изумительно исполняет роль “девушки с социально низкой ответственностью” Фрелайн Кост.
Декорации простые, понятные, абсолютно достаточные, чтобы разыграть все сцены, что предусмотрены в пьесе.
А вот почему стоит 12+, - непонятно.
Мы бы оба поставили как минимум 16+, хоть ни разу не ханжи.
Нет смысла сравнивать Лайзу Минелли и Настю Стоцкую. Стоцкая не пыталась делать кальку и как-то подражать. Она сыграла Салли Боулз по-своему, но весьма точно. Ну Анастасия, как говорится, создана для мюзиклов.
Спектакль вслед за нами посмотрела наша подруга. Интересно, что фильм Фосса как-то прошел мимо нее, что сказалось на впечатлении от спектакля. А вот по приходу домой человек нашел кино “Кабаре”, посмотрел и как резюме прислал мне смс:
“Гениален. Я поняла, что мне не хватило в мюзикле фильма в голове”.
Так что, видимо, придется дать совет, хоть я этого по жизни стараюсь не делать:
“Посмотрите фильм Боба Фосса “Кабаре”, а уже потом идите лицезреть российскую версию мюзикла”.
Дополню личным
- Музыку из фильма я впервые услышала на виниле Апрелевского завода Грампластинок (1973 год выпуск), но было это, думаю, в 1976 году.
- Когда в ночной передаче “Мелодии и ритмы зарубежной эстрады я увидела впервые Лайзу Миннелли с ее длиннющими ногами, безумными глазищами, потрясающе нескладную и потрясающе потрясающую (да-да, пусть так), я влюбилась в эту актрису, в образ.
Позже - и вообще в моду их “Великой депрессии”, нашего НЭПа и всяких перышек и боа.
- Когда в Москве в 1989 году на Поварской появился театр-кабаре Гурвича “Летучая мышь” (а идею создания театра драматургу подсказали, между прочим, Марк Захаров и Григорий Горин), мы с воодушевлением посмотрели несколько замечательных постановок как раз в жанре “кабаре”. Жаль, что все трое мэтров уже давно на Небесах.
- Несмотря на то, что в широкий прокат фильм “Кабаре” вышел в 1988 году, в семье, дома мы смотрели (и не раз) кино на видеокассете раньше, в 1985 г.
На сегодня все. Занавес.