Найти тему

Несерьезный жанр о серьезном. Частные истории и летопись мира через призму кабаре...

Оглавление
“Жизнь – это кабаре, дружок.
Играй, сияй и не забывай:
рано или поздно занавес все равно упадет”.

"Кабаре" Боба Фосса был одним из любимых фильмов еще в моей поза-поза прошлой жизни. Смотрела много раз.

В чем сила киноленты “Кабаре” Фосса?

Попробую сказать своими словами.

Режиссер очень точно передал душную атмосферу начала 30-х прошлого века - пред-фашистской Германии.

Смещались ценности, извращалась нравственность, на первый план выходили жесткость и грубая сила, философия опустилась до рассуждений примитивной кухарки.

И вот все эти изменения Боб Фосс сумел показать средствами музыкального фильма.

-2

Фосс использовал параллельное воздействие на зрителя красивой картинки (девы-бурлеск, забавный конферансье, романтичный писатель и все такое), не сложного для восприятия сюжета, понятных героев, танцев и, конечно, музыки.

-3

Вот это вот потрясающее проникновение жанров друг в друга дало сумасшедший эффект от просмотра.

По сути Боб Фосс создал новое направление в киноиндустрии - кино-мюзикл. Через развлекательный жанр кабаре режиссер передал фрагмент исторического прошлого страны.

Зрители увидели жизнь Берлина начала 30-х XX века глазами артистов ночного клуба “Кит Кэт”.

-4

Некоторые факты о фильме “Кабаре” Фосса

Центральные сцены шедеврального фильма - это музыкально-пластические номера, типичные для кабаре.

-5

Пересказывать содержание смысла не вижу, но пару фактов о фильме приведу:

  • главная героиня - некая певичка Салли Боулз (грандиозная Лайза Минелли);
  • крайне важный персонаж - церемониймейстер ЭмСи (трагикомичный Джоэл Грэй);
  • два бойфренда Салли - американский писатель Брайан Робертс (симпатяга Майкл Йорк) и барон Макс (хитрюга-ариец Хельмут Грим);
  • за основу сюжета взяты почти автобиографические истории Кристофера Ишервуда “Прощание с Берлином”;
  • время действия - стык исторических периодов в жизни Германии (да и мира в целом) - конец Веймарской республики и начало нацизма;
-6
  • Фосс спровоцировал американцев, привыкших к чистеньким “Мэри Поппинс”, “Стране Оз”, “Поющим под дождем” и прочей “диснеевщине” и “голливудщине”, слив в одну картину и прокуренную-пропитую “неумытую” публику, и гомосексуальность, и свободные отношения, и аборт, и много чего еще;
  • в России фильм в прокат для всех вышел в сентябре 1988 года.
-7

Кратко о музыке

Помимо главных лейтмотивов, которые на слуху у многих, в картине присутствует тема “Завтра принадлежит мне” (другое название “Солнце встает”).

Мелодически песня звучит одинаково, что в начале фильма, что в завершении. Однако если первый раз мы слышим почти духовную, молитвенную музыку, наполненную светом и чистотой, то в конце это уже хор исступленной, накаченной тоталитарными идеями молодежи.

Впечатление поистине жуткое, по коже топают мурашки, да…

Между прочим, впоследствии “Завтра принадлежит мне” некоторые ультраправые группы взяли себе за гимн.

-8

“Что наша жизнь? Игра!”. “Весь мир - театр”. “Жизнь - это кабаре”. Чуть философии

Боб Фосс посредством несерьезного жанра гениально показал, как падала нравственность народа, попавшего под фашистскую идеологию.

Фильм для большинства зрителей стал настоящим откровением, и для меня, конечно, тоже, иначе зачем я тут вам все это рассказываю?

Картина по праву получила целых 8 “Оскаров”. Киношедевр Фосса можно считать культовым произведением.

-9

В разные времена герои разных произведений произносили фразы, созвучные по смыслу:

  • “Что наша жизнь? Игра!” (либретто оперы “Пиковая дама”);
  • “Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры” (Уильям Шекспир, комедия “Как вам это понравится”);
  • “Жизнь - это кабаре” (главная тема мюзикла 1966 года, музыка - Джон Кандер, текст - Фред Эбб).
-10

Любопытно, как с течением лет и веков перетекает и восприятие нашей жизни как наблюдения со стороны.

Действительно, всегда получается, что кто-то “на сцене”, а другие - “в зале”.

Метафора, что “Все это - театр/сцена/джаз/рок-н-ролл - не суть, что именно - это всегда некое кривое зеркало, отражающее кривые мысли, кривые поступки, искривившуюся нравственность в целом.

Жить в подобном мире, в общем-то, можно. А куда деваться? А вот остаться с не раненой душой не получится, если ты, конечно, живой, думающий, не равнодушный человек.

-11

Почему я решила сегодня вспомнить именно этот жанр, это старое кино?

Виною - выскочивший на экране компьютера баннер с фото Анастасии Стоцкой в роли Салли Боулз и приглашение на российскую версию мюзикла.

-12

Были куплены билеты и нанесен визит в “Конгресс-Холл” на Вернадского.

Сам спектакль, оказывается, режиссировала Наталья Громушкина, что для нас стало приятной неожиданностью. Она же совершенно изумительно исполняет роль “девушки с социально низкой ответственностью” Фрелайн Кост.

Декорации простые, понятные, абсолютно достаточные, чтобы разыграть все сцены, что предусмотрены в пьесе.

А вот почему стоит 12+, - непонятно.

Мы бы оба поставили как минимум 16+, хоть ни разу не ханжи.

-13

Нет смысла сравнивать Лайзу Минелли и Настю Стоцкую. Стоцкая не пыталась делать кальку и как-то подражать. Она сыграла Салли Боулз по-своему, но весьма точно. Ну Анастасия, как говорится, создана для мюзиклов.

Спектакль вслед за нами посмотрела наша подруга. Интересно, что фильм Фосса как-то прошел мимо нее, что сказалось на впечатлении от спектакля. А вот по приходу домой человек нашел кино “Кабаре”, посмотрел и как резюме прислал мне смс:

“Гениален. Я поняла, что мне не хватило в мюзикле фильма в голове”.

Так что, видимо, придется дать совет, хоть я этого по жизни стараюсь не делать:

“Посмотрите фильм Боба Фосса “Кабаре”, а уже потом идите лицезреть российскую версию мюзикла”.

-14

Дополню личным

  1. Музыку из фильма я впервые услышала на виниле Апрелевского завода Грампластинок (1973 год выпуск), но было это, думаю, в 1976 году.
-15
  • Когда в ночной передаче “Мелодии и ритмы зарубежной эстрады я увидела впервые Лайзу Миннелли с ее длиннющими ногами, безумными глазищами, потрясающе нескладную и потрясающе потрясающую (да-да, пусть так), я влюбилась в эту актрису, в образ.

Позже - и вообще в моду их “Великой депрессии”, нашего НЭПа и всяких перышек и боа.

-16
  • Когда в Москве в 1989 году на Поварской появился театр-кабаре Гурвича “Летучая мышь” (а идею создания театра драматургу подсказали, между прочим, Марк Захаров и Григорий Горин), мы с воодушевлением посмотрели несколько замечательных постановок как раз в жанре “кабаре”. Жаль, что все трое мэтров уже давно на Небесах.
  • Несмотря на то, что в широкий прокат фильм “Кабаре” вышел в 1988 году, в семье, дома мы смотрели (и не раз) кино на видеокассете раньше, в 1985 г.

На сегодня все. Занавес.

-17