Как зажечь в ребенке искру, чтобы он в себя поверил и научился играть на музыкальном инструменте? Рассказывает Юлия Минакова, участник Всероссийского сообщества наставников-просветителей, преподаватель музыки, художественный руководитель Ансамбля скрипачей учащихся младших классов в Царскосельской гимназии искусств имени А.А.Ахматовой.
Начнем с ответа на вопрос: «А что такое альт?» Альт – это струнно-смычковый музыкальный инструмент, старший брат скрипки. Если про скрипку слышали все, то про существование альта, совсем немногие. Сегодня речь пойдет об обучении на инструменте в стенах детской музыкальной школы.
В большинстве случаев играть на альте начинают учиться студенты среднеспециальных или высших образовательных учреждений. Часто ученики переходят на альт после скрипки в 5-м или 6-м классе, по возрасту это примерно 10–12 лет.
За годы работы у меня образовалось немало интересных педагогических историй, я их называю интересными случаями, которые все начинались с одной фразы: «А не хотели бы вы перейти на альт?»
Первая реакция у всех примерно одинаковая: удивленный взгляд, повисшая пауза и неосознанное отрицание. Целый портрет эмоций! Потом начинаются поиски в интернете: что такое альт и как на нем играть? Но самое немотивирующее в интернете – это большое количество анекдотов и шуток про альтистов. Не верите – посмотрите, и посмеемся вместе.
Для меня альт – это волшебный ключик, который детям открывает в самих себя новые перспективы и возможности, помогает поверить в свои силы, что все невозможное возможно!
История из жизни автора:
«1996 год… Полная надежд студентка 2-го курса музыкального училища: лечу на урок по специальности с гриппом и температурой, ведь на носу экзамен. Какое недомогание, главное – сдать экзамен, а здоровье никуда не денется… Глупенькая, нет бы рассказать об этом педагогу и родителям, но в этом возрасте максимализм и ответственность зашкаливают!
Помню звук падающего смычка… Это не просто звук, это разбившиеся надежды, мечты и стремления… Правая рука повисла: ни писать, ни есть, тем более играть я с той секунды больше не могла!
Год поисков… Диагнозы, лечения, в голове вопросы: почему и за что?
Но судьба готовила мне свои испытания и сюрпризы, за что я говорю спасибо!»
Но главное спасибо я говорю за то, что в моей жизни появился истинный педагог-наставник, волшебник, который открыл во мне новую меня!
«Ты только поверь, и у тебя вырастут крылья!»
Эта фраза лейтмотивом идет со мной сквозь десятилетия! Я поверила, и с той самой поры собираю ребят, у которых тоже не сразу появилась уверенность в себе и вера в свои силы.
Валерия Николаевича нет с нами уже более 20 лет, в память и благодарность о своем профессоре я выбрала профессиональный путь, путь преподавателя. В моем сердце и мыслях я каждый день советуюсь с ним и обращаюсь к нему за помощью.
У него была уникальная методика, а сейчас я уже понимаю, магическая сила и вера в ученика! Он мог замотивировать, дать такой эмоциональный толчок, силу знаний и профессиональных навыков, что каждый ученик его класса верил, что он может все! С той самой встречи я так и иду по жизни с мотивацией, что все смогу!
Роль наставника
Будучи ученицей Валерия Николаевича, я окончила с красным дипломом музыкальное училище, успешно поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова, стала лауреатом международных конкурсов, ездила на гастроли в составе ведущих оркестров Санкт-Петербурга, выступала на самых известных сценах мира. Также окончила Институт внешнеэкономических связей экономики и права – это сопровождалось главной мотивацией, которую дал мне мой наставник, что все получится!
Я в педагогике уже более 13 лет, являюсь художественным руководителем Ансамбля скрипачей учащихся младших классов в Царскосельской гимназии искусств имени А.А. Ахматовой, преподаватель скрипки и альта.
Мною воспитано свыше 500 лауреатов международных, всероссийских, региональных конкурсов и конкурсов-фестивалей.
Выступаю в качестве докладчика, автор публикаций и статей. Мною написаны программы в области искусств по учебному предмету «Альт», разработчиком которых и являюсь в детских школах искусств города Пушкина и Гатчины.
Преподаю в память о своем великом профессоре, чтобы разгадать секретный код магической силы и веры в каждого!
Ведь у волшебников есть сила и вера, и не важно, какой инструмент в руках. Главное – поверить в то, что он тебе поможет, что все получится и судьба подарит новую жизнь, наполненную яркими возможностями и перспективами!