Бывают разговоры, от которых ничего не ждешь, а они меняют твою жизнь. Так однажды произошло и у меня с Захавой. Это был вечер в ее лондонской квартире – целый этаж в особняке недалеко от Букингемского дворца. Вечер, надо сказать, голодный, поскольку весь наш ужин состоял из двух йогуртов (в духе хозяйки, которая легко сочетала роскошь с аскетичностью). После ужина мы разговорились, и Захава попросила меня рассказать о себе, внимательно выслушав, вдруг сказала: «Я просила тебя рассказать о себе, а ты все время говоришь «мы»».
Я возразила: нас ведь так учили: «я – последняя буква в алфавите», да просто у нас не принято говорить «я». «Понимаешь, до тех пор, пока ты не скажешь «я» – ты никогда не возьмешь на себя ответственность. Когда мы говорим «мы», то ответственность не берем. Как только ты скажешь «я», ты берешь на себя ответственность», ответила она. И в Лондоне, и вернувшись в Москву я еще долго прокручивала в голове истории собственные, родителей, друзей. Оказалось, что такая простая замена «мы» на «я» заставила пересмотреть жизнь – она могла бы сложиться совсем иначе, если бы мы думали в концепции «я». Потом эта смена парадигмы помогла мне выиграть в конкурсе на должность исполнительного директора представительства международной организации IUSN в Москве.
Стоит сказать, что и вся поездка в Лондон была похожа на кино. Я долго не откликалась на приглашение Захавы – начало 90-х годов, не было ни денег, ни возможностей поехать в Лондон. Но Захава настояла и купила мне билет на самолет. Встречали меня винтажный Rolls-Royce и такой же винтажный капитан в военной форме. Дом тоже был не совсем обычный – Захава гордилась, что у нее нет никакой техники, все исключительно натуральное и даже гусиные перья заменяли ей ручки.
Мне плохо стало, когда в цветочной лавке за наш обычный иван-чай Захава отдала больше 300 фунтов. Были в этой поездке и закрытый лондонский клуб с гигантской библиотекой и кабинетами, и шок от первого похода в огромный супермаркет. Но лондонская роскошь не шла в сравнение с удивительным канадским ранчо Захавы. О нем расскажу в следующей истории.