Начало нового летоисчисления - это время становления мировых религий - христианства и мусульманства. Общественно-экономические идеи Аристотеля утверждали ценности традиционного общества. Неудивительно, что они нашли живой отклик у идеологов этих обществ, какими были христианские и мусульманские религиозные мыслители средневековья. Главные Книги верующих не содержали специальных теорий, объясняющих экономические отношения, но все они осуждали неправедное богатство, обман, ростовщичество.
Экономические воззрения средневековья носят ярко выраженный богословский характер. Главные работы философов той эпохи, в том числе в области хозяйственной политики, наполнены схоластикой, софистическими рассуждениями, религиозно-этическими нормами, посредством которых оправдывается сословный характер и иерархическая структура общества, рост концентрации политической власти и экономического могущества феодалов, как светских, так и церковных.
Основным доктринам того времени присуще двусмысленное толкование необходимости, как расширения масштабов товарного производства, так и осуждение или неактивное одобрение ростовщичества и других основополагающих принципов рыночных отношений. Деньги, имущество - не самоцель, а возможность для благотворительности, лучшему служению Всевышнему, совершение больших пожертвований.
Исторические условия. Хозяйственная жизнь в эту эпоху заметно отличалась от античной. Натуральные крестьянские хозяйства были еще доминирующим укладом, но денежное обращение и коммерческая торговля уже прочно вошли в жизнь, особенно в городах. Доля продукции, поступавшей в рыночный оборот, медленно, но неуклонно росла. Конечно, рыночные отношения, включая ценообразование, не были конкурентными — они регламентировались отчасти государством, но главным образом корпоративными объединениями: ремесленными цехами и купеческими гильдиями.
В средние века все виды деятельности, и в их числе научные разработки, носили прикладной характер. Часто в них включались бездоказательные утверждения, которые просились для принятия решений власти, т. е. обосновывались идеологией
Один из роликов, посвященных идеологии «Слухи о смерти идеологии чрезмерно преувеличены» уже на канале.
Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах.
Католическая школа канонистов
Экономические идеи древних греков получили дальнейшее развитие в произведениях средневековых каноников (схоластов) (авторов церковных законов), которые выступали также против свойственного философам античного мира презрительного отношения к физическому труду, исключительного права на богатство отдельных лиц в ущерб большинству населения. Экономические интересы, как вытекает из идеологии христианства, должны быть подчинены основному делу жизни - спасению души. Во взглядах средневековых философов нет места такой экономической деятельности, которая не связана с моральной целью христианства. В результате на каждом шагу хозяйственной (экономической) деятельности ограничения, запреты, предупреждения, которые не позволять экономическим интересам вмешиваться в серьезные дела.
Методологической базой ранних канонистов являлась авторитарность доказательств, т.е. ссылки на тексты священного писания и груды церковных теоретиков и морально-этическая характеристика экономических категорий. Дискуссии в схоластической литературе опирались не только на Аристотеля. Другим важнейшим источником было римское право, которое привнесло идею свободы договора между участниками обмена.
Блаженный Августин (Святой Августин) (353-430)
Главные труды Блаженного Августина который в конце IV — начале V вв., будучи епископом во владениях Римской империи в Северной Африке, заложил догматические безальтернативные принципы религиозно-этического подхода к экономическим проблемам. И эти принципы в течение V—XI вв. оставались почти незыблемыми.– «О граде Божием» и «Исповедь». Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град Земной», то есть государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «град Божий» - духовная общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».
Экономические воззрения Августина:
а) Существующее разделение труда на умственный и физический, определяется божественным (естественным) предназначением. Вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны. Любой вид трудовой деятельности обеспечивает человеку равное достоинство с другими, независимо от занимаемого положения в обществе.
б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;
в) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.
Личное богатство со времен Августина рассматривалось канонистами как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемый для этого труд.
Иоанн Златоуст
Знаменитый Иоанн Златоуст, виднейший представитель восточного христианства конца IV — начала V в., в своей полемике против накопительства подчеркивал: «Источник всего зла — это избыток и желание иметь больше, чем мы нуждаемся». В другом месте он пояснял: «Не тот богат, кто окружен всяческими владениями, но тот, кто не нуждается во многом; не тот беден, у кого нет ничего, но тот, кому много требуется».
Кое-что по выделяемой проблеме в ролике «Успех – удовлетворение потребностей» на канале
Тот же Иоанн Златоуст писал: «Меня часто упрекают, что я постоянно нападаю на богатых. Это, конечно, так, но лишь постольку, поскольку они постоянно нападают на бедных. Я никогда не нападаю на богатых как таковых — только на тех, кто злоупотребляет своим богатством. Я не устаю подчеркивать, что я осуждаю не богатых, но жадных: богатство — это одно, алчность — совсем другое
Отношение к ростовщичеству
Пересмотр отношения к ростовщичеству начался в Европе только в XVI в., в эпоху Реформации. Против запрета на взимание процентов выступили известный реформатор церкви Ж. Кальвин, авторитетный французский юрист Ш. Дюмулен и др. Новые идеи воспринимались с трудом. Даже Мартин Лютер, еще один лидер Реформации, был — в отличие от Кальвина — ярым противником ростовщичества. Дюмулен был объявлен в католической Франции еретиком и скрывался от преследований в Германий. Законодательная отмена запрета на взимание процентов в Англии произошла в том же XVI в., а во Франции — только в конце XVIII в., в период французской революции. Так что можно считать, что признание процента ростовщи
Среди схоластов было много выдающихся умов: Абеляр, Бонавентура, Дунс Скотт, Альберт Великий. На экономическую тематику наиболее разработанный подход к проблемам хозяйства мы можем найти у Фомы Аквинского (1225-1274).
Фома Аквинский (1225-1274)
Наиболее значимым автором западноевропейской экономической мысли средневековья называют, как правило, доминиканского итальянца монаха Фому Аквинского (Фому Аквината), отнесенного в 1879 г. католической церковью к лику святых. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе, стал достойным продолжателем и оппонентом одного из основателей школы раннего канонизма Августина Блаженного. Именно он в средние века в странах Западной Европы высказал наиболее актуальные экономические проблемы современности в трактате «Сумма теологии» [«Summa Theologiae»], которую иногда переводят как «Сумму богословия».
Как и Аристотель, Фома Аквинский осуществляет анализ различных аспектов экономической жизни в полном соответствии с моральной философией католицизма, а воззрения Фомы Аквинского представляют собой синтез идей Аристотеля с католической христианской этикой.
Ключевые догмы Фомы Аквинского:
· деньги не могут порождать деньги;
· необходимо сословное деление общества;
· богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);
· признание необходимости частной собственности.
Коммерческая (торговая) деятельность допускается, если обусловлена
а) необходимостью обеспечить себе средства к существованию;
b) желанием добыть средства для благотворительных целей;
с) желанием служить publicam utilitatem (общественной пользе) при условии, что барыш будет умеренным и может рассматриваться как вознаграждение за труд (stipendium laboris);
d) улучшением вещи, которой торгуют;
е) межвременными или межтерриториальными различиями в ее стоимости;
f) риском (propter periculum).
Нетрудно заметить, что проблема рисков для ведения предпринимательской деятельности предлагается к обсуждению практически с древности.
Вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский отвергает идею о равнозначности всех видов труда, рассматривая физический труд как рабское занятие. При этом он пишет: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... (по происхождению) Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям...».
Нетрудно догадаться, что проблема общественного разделения труда в средние века рассматривалась через призму наследования профессий, т.е. по происхождению.
Средневековых схоластов, как и первых исследователей экономики (хозяйственной жизни) в первую очередь интересует, какая форма собственности дает обществу наилучших граждан, а не о том какая форма собственности наиболее эффективна, т.е. вопросы этики, а не экономической эффективности.
Обмен в древнем мире и в средние века воспринимался исследователями как акт волеизъявления людей, результат которого пропорционален и эквивалентен. Не отвергая данный принцип, Ф.Аквинский обращает внимание на многочисленные примеры, превращающие обмен в субъективный процесс, обеспечивающий равенство извлекаемой пользы при неэквивалентном, казалось бы, обмене вещей. Иными словами, условия обмена лишь тогда нарушаются, когда вещь «поступает на пользу одному и в ущерб другому».
«Справедливая цена» — это категория, которая в экономическом учении канонистов соответствовала нескольким категориям: «стоимость» «ценность», «рыночная цена». Но следует учитывать, что рыночная цена в те годы устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью.
«Справедливой ценой» Фома Аквинский считал:
· цену, которая сообразна издержкам, т.е. гарантирует цену «сообразно вещи», сообразно затрат труда и расходов. Здесь речь идет о том, что цена товара должна покрывать средние издержки его производства. Здесь эквивалентность трактуется в терминах издержек.
· цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию, т.е. обеспечивает больше благ тому, кто «больше значит для общественной жизни». Здесь процесс ценообразования ставился в зависимость от социального статуса участников обмена. В результате, продавец может «по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе», и при этом она «не будет продана дороже, чем стоит владельцу». В противном случае ущерб будет нанесен и продавцу, который недополучит соответствующее его положению в обществе количество денег, и всей «общественной жизни».
Перед нами оправдание повышения цена для «престижных товаров».
Защита привилегий правящих классов обнаруживается в трудах Ф. Аквинского в оправдании правомерности получения земельной ренты, которую он рассматривает как продукт, созданный силами природы и потому присваемого земельным собственником. Именно получение ренты, по мнению Ф.Аквинского, дает возможность избранным заниматься духовным трудом «во имя спасения остальных».
Торговая прибыль и ростовщический процент осуждались канонистами как не богоугодные, т.е. грешные, явления. Как и Аристотель, Фома Аквинский отрицательно относится к взиманию ссудного процента, но с определенными оговорками и уточнениями, называя ростовщичество «постыдным ремеслом».
Но с течением времени отношение каноников к взиманию ссудного процента постепенно стало сходить на нет, и к началу Нового времени этот экономический феномен был почти полностью легализован.
При трактовке религиозных текстов, а через них в проповеди и сознание людей входило неприязненное отношение к богатству и обогащению. В результате обретает авторитет и образность евангельская притча, согласно которой «удобнее верблюду пройти сквозь угольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие», а образ Иисуса Христа, изгоняющего менял и торговцев из храма, стал назидательным примером отношения к этим профессиям.
В энциклике «Аетерни патрис» (1879 г.) Папа Лев XIII объявил Фому Аквинского вечным и непререкаемым авторитетом в области богословия, философии, социологии, политики, морали и экономии.
Характерной чертой учения Фомы Аквинского явился синтез двух элементов, искони присущих христианству: религии любви и милосердия апостола Павла и св. Августина и религии Закона. Фома Аквинский сумел “примирить” богословие с быстро развивающейся наукой, найти рациональное доказательство истинности христианства. В его философии берут свое начало традиции т.н. “теологического рационализма”, столь популярного и в наши дни.
Фома Аквинский больше всего акцентирует умеренность в величине вознаграждения, его сопоставимость с затратами торговца, его трудом, а также направления использования этого вознаграждения. Особенно следует отметить то, что вознаграждение должно воспоследовать от удовлетворения общественных нужд (общественная польза).
На современный взгляд такие рассуждения кажутся казуистикой. С одной стороны, автор понимает, что торговая прибыль - не совсем законна, близка к мошенничеству, спекуляции. Для средневекового мыслителя только такой уровень рациональности мог быть допустимым, поскольку ограниченный опыт рыночных отношений здесь проходит через особенности мировоззрения и этических установок Средневековья.
Выводы: Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма. Средневековые дискуссии о «справедливой цене» заложили основу теоретических дебатов о взаимоотношениях между ценой и стоимостью в XVIII и XIX веках.
Уильям Оккам (1285 - 1349)
Сторонник крайнего номинализма, считал, что существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью.
Ролик о познании сущности «Первый шаг к методологии» на канале
Автор известной «бритва Оккама», идея которой формулируется следующим образом: «не надо умножать сущности без нужды». Иными словами, в рамках научного анализа следует стремиться к наиболее экономному использованию научных терминов и применению наиболее простых теорий. Ненужные теоретические и семантические сложности надо «сбривать». В переводе на современный язык – не придумывать сущности, т.е. обозначение каким-либо терминов того, чего в природе не существует, что на бытовом языке называется схоластикой.
Идея «бритвы Оккама» является одним из центральных элементов методологии современной экономической науки
Здесь следует заметить, что англосаксонская экономическая наука практически полностью отрицает сущности и их поиск. В результате все развитие науки осуществляется в создании новых слов (терминов), т.е. для одной сущности придумается несколько терминов и развитие науки рассматривается как существование бурных дебатов вокруг новых словообразований.
Средневековая экономическая мысль в восточных странах.
Исламский арабский Восток
Коран как собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине — положило начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Коран быстро сделал складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности освященными. В соответствии с Кораном в «правильном» поведении правоверного обязательно присутствует благотворительность (налог закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака).
Но примечательно, что «услышал», а затем распространял в своих проповедях «откровения бога», став тем самым основателем ислама пророк Мухаммед — несомненно, искушенный в экономических проблемах купец из Мекки.
Как известно, в подростковом возрасте Мухаммед сопровождал своего дядю в торговых поездках в Сирию, чтобы получить опыт в торговле, а в зрелом возрасте он стал торговцем.
Абу Али Ибн Сина (980 - 1037) - величайший ученый-энциклопедист, философ, медик, известный всему миру как Авиценна, свои социально-экономические взгляды выразил в работах: «Книга справедливости», «Трактат о домоводстве», «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», «Книга знаний».
В своих трудах защищает принципы свободомыслия, рационального поведения и познания, ставит проблему выработки научной терминологии. Ибн Сина одним из первых в Центральной Азии поставил проблему баланса доходов и расходов на уровне семьи, города и государства.
Размышляя о роли государства, ученый приходит к выводу, что оно должно осуществлять «движение с целью совершения полезного для низших сущих» и создавать резервы для предотвращения стихийных бедствий. Центральное место в учении мыслителя-натуралиста занимает проблема человеческих потребностей, которые он связывает с желаниями и страстью. Ибн Сина критикует средневековую астрологию, занимавшуюся предсказанием будущего, он считал, что прогноз может осуществляться только процессом познания, анализом реальности, постижением сущности явлений. В работах ученого обосновываются идеи важности и значимости окружающей среды для сохранения здоровья человека.
Вероятно, можно сказать, что перед нами первый эколог.
Ибн - Халдун (Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332 - 1406) - арабский историк и философ, который жил и творил в североафриканских странах Магриба. (См.: Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М.: Мысль, 1980.) Его основной труд носит название «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». Выдвинул концепцию «социальной физики», которая призывала к:
а) осознанному отношению к труду;
б) борьбе с расточительством и жадностью;
в) пониманию несбыточности имущественного и социального равенства.
Переведенный трактат как социальная физика в современной трактовке может звучать как физика общества, т.е. понимаемая им как точное понимание структуры общества.
В концепции Ибн-Хальдуна («социальная физика») не отвергаются богоугодность торговли и провозглашаемое исламом в Коране возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, а также то, что «Аллах дал преимущество одних людей перед другими».
ВЫВОДЫ
Средневековая наука не выделила экономические взгляды в самостоятельную научную систему. Идеи, относящиеся к экономической теории, включались чаще всего в систему моральной теологии.
В раннем Средневековье трудно различить какие-либо последовательные экономические воззрения. Для средневекового исследователя любые положения моральной теологии значили много больше, чем любая экономическая проблема. Средневековый человек всецело подчинялся обычаю, не разделяя духовные и материальные процессы
Экономические проблемы находят выражение в основном в различных правовых документах, которые трактуют проблемы в области практики, а не теории.
Для любого, для кого выделяемые проблемы интересны, а решения, принимаемые на их основе, смогут принести пользу, призыв: подписывайтесь на мой канал, оставляйте комментарии, ставьте лайки и поддержите мой канал!