Кому из нас не надоел вечно меняющийся вес упаковки привычных продуктов?
И вот новость – Генпрокуратура обязала производителей фасовать некоторые продукты не произвольно, а в «привычные для покупателей объемы».
Многие покупатели вздохнули с облегчением – теперь не придется ходить в магазин с лупой и калькулятором – искать вес, делить его на количество граммов и высчитывать выгоду.
Так ли это? Разберемся.
Фасовка каких продуктов попала во внимание Генпрокуратуры?
В список вошли продукты первой необходимости, а также некоторые винно-водочные изделия.
По продуктам:
- Масло сливочное,
- Масло подсолнечное,
- Молоко питьевое,
- Сахар-песок,
- Соль поваренная пищевая,
- Чай черный байховый,
- Мука пшеничная,
- Рис шлифованный,
- Пшено,
- Крупа гречневая - ядрица,
- Вермишель.
Что же произошло?
А произошло следующее.
Требования к количеству фасованных товаров при их производстве, фасовании, продаже и импорте закреплены в ГОСТ 8.579–2019[1].
Прокуратура обязала внести в этот ГОСТ корректировки, которые регламентируют вес определенных упаковок товара.
Так, например:
масло сливочное по ГОСТУ должно фасоваться в пачки по 100 гр., 200 гр., 250 гр. и 500 гр.; \
молоко – в тару по 200 мл., 250 мл., 500 мл., 1000 мл., 2000 мл..
И так далее.
Никаких 180 гр. или 930 мл.!
Вот как представители прокуратуры объяснили изменения ГОСТа: «Практика прокурорского надзора свидетельствует, что нередко производители сокращают объем, количество и вес продуктов, не снижая, а в ряде случаев и увеличивая их отпускную стоимость. Подобные манипуляции вводят в заблуждение потребителей относительно соответствия объема и веса товаров их стоимости».
Стоит ли нам расслабиться и ждать единства стандартов упаковки?
Не стоит.
Хотя в прессе мелькают оптимистичные заявления, оставлять дома увеличительное стекло и калькулятор при походе в супермаркет не советую. И вот почему.
ГОСТ носит рекомендательный характер.
То есть соблюдать его требования должны не все производители, а только те, кто добровольно решил придерживаться установленных стандартов.
Возникает вопрос: неужели еще сохранились такие правильные организации, которые выпускают свою продукцию, придерживаясь строгих правил? Да, сохранились. Если на упаковке указано, что продукт произведен по ГОСТу, то доверие к этому продукту у людей гораздо выше. Значит, можно дополнительную наценку поставить. Или увеличить спрос, выделившись среди конкурентов.
Например, ГОСТ 31450-2013 указан на многих упаковках молока.
Если производитель хочет играть по своим правилам, он может упаковывать продукцию по ТУ – то есть, техническим условиям. Он не получит права обозначать на упаковке, что продукция упакована по ГОСТу.
Но вот вы, если честно – обращали ли на эту информацию внимание хоть когда-нибудь? Не на то, что ПРОИЗВЕДЕНА по ГОСТу, а именно УПАКОВАНА?
Возможно, найдутся такие производители, которые будут использовать данный стандарт, опять же, в коммерческих целях. Напишут на упаковке номер «упаковочного» ГОСТа - ГОСТ 8.579–2019. Крупно напишут. Выделят. Покупатель увидит заветное сочетание и поведется. Купит. Не важно, что к качество самого продукта этот ГОСТ отношения не имеет. Только к упаковке. Он сработает на привлечение внимания. В торговле все возможно.
Что такое даунсайзинг, или зачем производители уменьшают вес упаковки?
Даунсайзинг (уменьшение размера) – так называются манипуляции с уменьшением размера упаковки – как маркетинговый инструмент, будет продолжать активно применяться. Поскольку жесткую борьбу за кошелек покупателя, включающую элементы манипуляций, никто не отменял.
Производители и продавцы объясняют это заботой о покупателе, мол, чем меньше упаковка, тем доступнее она по стоимость. Определенный процент лукавства тут есть. Поскольку в стоимости любого товара заложена стоимость его упаковки. То есть, две пачки творога по 100 гр. априори стоят дороже, чем пачка творога в 200 гр.
А вот на выбор покупателя уменьшение упаковки влияет. Не все ведь смотрят на вес. У человека есть задача – купить, скажем, пакет муки. И вот стоят два таких пакета на полке. Один – на 20 рублей дороже другого. Визуально они почти похожи. Но тот, что дешевле - легче на 50 гр. Единицы в этом случае обратят внимание на вес, достанут калькулятор высчитают цену за килограмм, сравнят и выберут. Большинство не станет заморачиваться – просто возьмет то, что дешевле.
Если товар вы покупаете часто – молоко, масло, кефир – то трюк с уменьшением объема раскроете быстрее. Но все равно за этот период производитель сумеет получить прибыль за счет невнимательных покупателей.
Поэтому не стоит расслабляться, несмотря на оптимизм Генпрокуратуры.
На что обращать внимание при выборе?
Не будем говорить о сроках годности, герметичности тары, условиях хранения и так далее.
Речь пойдет об упаковке. Вот пять приемов, наиболее популярных у производителей и продавцов:
1. Тихой сапой уменьшить вес продукта, не меняя дизайн. О чем мы сейчас и говорили. При этом информацию о весе продукта замаскировать среди других букв, указать мелким шрифтом – чтобы покупатель искал подольше. В этом случае изучите магазинный ценник – там вес должен быть указан.
2. Сделать упаковку визуально объемнее. Особую страсть к этому виду обмана питают производители кремов и рыбы «изысканного посола». Например, покупатель приобретает крем в красивой коробочке, восхищается богатым дизайном и практически не обращает внимание, что либо дно тары имеет вогнутый рельеф, либо между внешней и внутренней стенкой – значительная полость (то есть, крема, по сути, раза в два меньше, чем кажется).
3. Указать на упаковке не объем, а вес, или наоборот. А ведь это не одно и то же.
1 литр. молока – это не 1000 гр, а 1030 гр.
1 л. растительного масла – это 925 гр.
То есть, на молоке выгоднее писать 1000 гр., а на растительном масле – 1 л.
4. Сделать акцию – реально снизить цену на определенный товар. Рядом положить аналогичный товар в очень похожей упаковке (в идеале - это фасованные сосиски, сыр и т. д.). Когда акционный товар закончиться, «забыть» убрать ценник. Этот трюк очень популярен в супермаркетах, где у покупателей полные тележки. Навряд ли кто-то проявит на кассе бдительность и поймет, что взял продукт, не имеющий отношения к акции.
5. Указать на упаковке больший вес, чем он есть на самом деле. Или продать по цене, не соответствующей заявленному (в торговом зале указана одна цена – на продукте стоит другая). Работает с фасованным товаром. Автор пару раз был свидетелем этого обмана. Вот ссылка на этот пост.
Делаем вывод. За выбор продукта в конечном счете отвечает сам покупатель. Если товар качественный, но … опс! его объем меньше, чем думалось – продавец и производитель не при чем, они «в домике». Это покупатель не понял. Не доглядел. Повелся. Прохлопал ушами. И никакая Генпрокуратура не защитит нас. Только мы сами.
[1] ГОСТ 8.579–2019. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров при их производстве, фасовании, продаже и импорте
Грибников будут штрафовать и давать тюремные сроки? (вступил в силу новый закон)
...Правда ли, что за сбор грибов будут наказывать? Правда. Возникает закономерный вопрос: И ЧТО ТЕПЕРЬ, В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ, ЧТО ЛИ?