Друзья! Это вторая часть статьи, в которой мы рассматриваем танки, выпускавшиеся серийно в период Первой мировой войны и успевшие повоевать. Первая часть статьи - здесь.
Великобритания
Танк Mark II
По сути, тоже самое, что и Mark I, лишь усилили дополнительными бронелистами корпус, впрочем, что первый Марк, что второй – пробивались немцами из пулеметов. Всего было выпущено по 25 штук «самцов» и «самок».
Танки Mark III и Mark IV
Mark III почти ничем не отличался от второго Марка, лишь более толстой броней и установкой пулеметов «Льюиса». На фронт танки не отправляли, большая часть была утилизирована.
Mark IV уже можно назвать развитием предыдущих версий. Прежде всего, это более толстая броня: лоб 16 мм, борта и корма – 12 мм, крыша 8 мм. Были изменения и в вооружении, были установлены пулеметы «Льюис» с воздушным охлаждением, впрочем, они перегревались и заполняли боевое отделение газами, так что в поздних партиях устанавливались уже «гочкис». Ствол пушки укоротили с 40 калибров до 23, что позволило избавиться от проблемы утыкания стволов в землю при преодолении препятствий и их зацепов за деревья.
Гусеницы сделали шире, а на выхлопную трубу поставили глушитель. Было улучшено смотровое устройство водителя.
Кроме того, Mark IV выпустили очень большое количество – 1015 штук, и они успели довольно много и в целом успешно повоевать.
Франция
Renault FT
Renault FT – пожалуй, самый известный легкий танк периода Первой мировой и 20-х годов. Считается самым удачным танком своего времени. Выпускался по лицензии в США (М1917), в Италии (FIAT 3000), слегка модернизированный вариант производился и в Советской России под названием «Рено русский». Да и советский танк Т-18 также создан на основе французского танка.
Разработка легкого танка началась в мае 1916 года под руководством Луи Рено. В 1917 году был готов прототип, и до конца года произвели 84 танка, до конца Первой мировой войны удалось создать 2697 танков.
Renault FT стал первым танком, выполненным в классической компановке, то есть, отделение управления находилось в носу, посредине – боевое отделение, куда входила и вращающаяся башня с вооружением. В корме располагалось моторно-трансмиссионное отделение.
Броня противопульная и противоосколочная, толщина бронелистов корпуса и башни – 16 мм, крыша 8 мм, днище 6 мм.
Вооружение: танк управления невооруженный, еще два варианта с пушечным или пулеметным вооружением. Машин, вооруженнных только пулеметом, выпустили больше – около 2100 штук, с пушечным – 1500 штук. «Пушечный» вариант оснащался полуавтоматической 37-мм нарезной пушки "Гочкисс", которая размещалась в башне, наводилось орудие при помощи плечевого упора. «Пулеметный» вариант довольствовался пулеметом 8-мм «Гочкисс» mod.1914 года, установленным в башне.
В танк устанавливался 39-сильный карбюраторный двигатель Renault 18CV. Скорость по шоссе – 7,8 км, запас хода 65 км. Экипаж – два человека, командир, он же заряжающий, наводчик и стрелок, и механик-водитель.
Сен-Шамон
Танк Сен-Шамон – средний танк Франции времен Первой мировой войны. Разработан в 1916 году, производился в 1916-1918 годах. Несмотря на хорошую огневую мощь, танк вышел неудачным, даже учитывая то, что это был один из первых танков в мире. Всего было создано 400 танков.
Коробчатый корпус с удлинённым носом, который выходил далеко за гусеницы, что заметно снижало проходимость.
22-тонный танк оснащался 90-сильным двигателем, что сказывалось на подвижности и проходимости, а с позже увеличенной броней вес достиг 24 тонн, что еще более усугубило ситуацию. Правда, после замены гусениц на более широкие (с 32 см на 41 см, а затем на 50 см), проходимость улучшилась.
Пушка – обычное 75-мм полевое орудие, имела неплохой обзор и сектора обстрела. Четыре пулемета 8-мм Hotchkiss Mle1914, расположенные по бортам, в носу и корме, обеспечивали круговой обстрел.
Лобовая броня толщиной 17 мм, борта – 8,5 мм, корма – 8 мм, днище и крыша по 5 мм. Экипаж – 8 человек.
В основном танки использовались в сухую погоду, чаще они просто вели огонь с закрытых позиций, то есть, применялись в качестве самоходки.
Schneider CA1
Танк CA-1 Шнейдер – пехотный средний танк Франции, построенный на шасси трактора «Холт».
Танк оснащался короткоствольной гаубицей Блокхаус-Шнейдера, 75 мм, и двумя пулеметами 8-мм Hotchkiss.
Вес танка составлял около 15 тонн, двигал бронемашину 65-сильный карбюраторный двигатель.
Броня корпуса – 11,4 мм, днище и крыша – 5,4 мм.
В целом танк получился слабозащищенным, неповоротливым и очень медленным. Орудие слабым, а боевое отделение для 6 человек – тесным. Всего было выпущено около 400 штук.
Заключение
Что касаемо Российской Империи, то своих танков там не было. Были проекты, в основном больше фантастические, если не сказать - безумные. Развитие танкостроительной школы началось в конце 20-х начале 30-х годов, уже при Советской власти.
Это вторая часть статьи, первая - здесь.