Автор Валентин Красногоров
Время уносит в Страну забвения почти все, сохраняя нам только самое важное, самое исключительное, самое драматическое. Вот почему, историческая тема является неиссякаемым источником благодарных драматических сюжетов.
История позволяет нам понять настоящее и предвидеть будущее. Как писал Цицерон, «история есть свидетель времени, свет истины, жизнь памяти, наставница жизни, весть древности». Исторические драмы писали во все времена, пишут и теперь.
Может показаться, что историческую драму писать легко: есть готовое событие, есть основные герои; известны начало и конец, ничего, вроде бы, не надо придумывать. По выражению Мориса Дрюона, «история – это роман, который уже был». Однако в этом жанре автора ждет немало подводных камней. Исторические драмы по многим причинам писать труднее, чем пьесы на вольную современную тему. Я убедился в этом на своем опыте (я написал на историческую тему девять пьес).
Нужно изучить много материала, осмыслить его, и потом набраться мужества и оставить девяносто процентов этого изученного материала за пределами пьесы и представить историю на немногих страницах посредством одних только диалогов. Историческая тема не избавляет нас от необходимости создавать сюжет, придумывать характеры, организовать действие с малым количеством персонажей и на узком пятачке сцены. То есть все равно надо придумывать и писать пьесу, только твое воображение не полностью свободно, а связано необходимостью в какой-то мере следовать «роману, который уже был».
Не столь давно я написал историческую драму «Император не вернется» (несмотря на то, что действие происходит 19 веков назад, тема ее показалась мне очень актуальной). Обычно, обдумав план, я пишу пьесу две-три недели, не больше. Но в этом случае я только на изучение материала потратил больше трех месяцев и сконцентрировал его в конспектах объемом свыше 500 страниц. Сделать из этого пьесу было очень непросто.
Т.е. первая особенность исторической пьесы – необходимость изучения и освоения материала, а, стало быть, трудоемкость. Она требует хорошей подготовки, ответственности и ясного понимания целей своей работы.
Другая проблема и связанная с ней частая ошибка: пьесу хотят превратить в учебник истории. Автор в процессе работы над материалом узнал много интересного о давних людях и событиях, и теперь ему хочется этим интересным поделиться. С одной стороны, действительно необходимо ввести зрителя в историческую ситуацию, в которой действуют герои. С другой стороны, это ведет к длительным рассказам и объяснениям. Но историческая пьеса - это не учебное пособие. ее основная задача – взглянуть по-новому на прошедшее, дать ему личную оценку с позиций сегодняшнего дня, выразить посредство его какую-то идею, живую и актуальную сегодня. Однако и чрезмерная актуализация тоже вредит исторической драме. Всякого рода аллюзии и намеки, когда историзм служит только легким прикрытием сегодняшних дел, тоже не слишком интересен и порой примитивен.
Не прост вопрос и о допустимой степени отклонения от достоверности в обрисовке событий и персонажей, как в самой сути, так и в деталях. Спор о праве автора на вымысел и о мере этого вымысла в историческом произведении возник еще в античные времена. Часто в угоду «правде» вводят огромное количество персонажей, растягивают действие во времени, перегружают пьесу деталями, потому что «так было на самом деле». Называются точные даты, подробно приводятся церемониалы и обращения, например, военные пьесы перегружают фразами типа «Разрешите идти, товарищ гвардии старший лейтенант».
Если, например, пьеса про царствующую особу, то в ней фигурируют шталмейстер, гофмейстер, фрейлины, фавориты, десяток министров, слуги и т.д. Надо ли столько? Ведь если вводится какой-то персонаж, надо дать ему и характеристику, дать ему действовать, дать ему роль. Хватит ли места на это? Всегда ли в этих персонажах есть необходимость?
Среди других исторических драма у меня есть пьеса «Дело Бейлиса». Этот исторический процесс продолжался больше месяца, а театральное представление должно длиться немногим более двух часов. В деле Бейлиса участвовали сотни человек; в пьесе не может быть выведено такое огромное количество персонажей. Вот только один пример: Бейлиса защищало пять адвокатов, а мне пришлось "синтезировать" из пятерых защитников только двоих. Изменена последовательность допроса свидетелей и экспертов, убавлено их число, сокращены сами допросы и пр. Ведь в задачу судебного процесса вовсе не входила занимательность, тогда как пьеса, имея форму судебного разбирательства, должна учитывать законы драмы и театра. Вместе с тем, надо было сохранить не только атмосферу знаменитейшего процесса века, но и документальную подлинность происходящего.
Шекспир смело менял возраст персонажей, сжимал время событий, и, если надо, менял их очередность или сами события. Классицисты стягивали события многих лет в 24 часа. Драматург часто вынужден пренебрегать деталями исторической правды, но не должен отклоняться от ее сути. Главное – правда художественная, главное - сохранить внутреннюю логику событий.
Поскольку в центре внимания исторической драмы нередко находятся значительные личности, допустим, Наполеон или царевна Софья, пьесу иногда превращают в биографию (что, в принципе, противопоказано драме). Пьеса превращается в рассказ о жизни, в повесть в диалогах.
Непросто выбрать для исторической пьесы и языковый стиль. Стремясь к неправильно понятому правдоподобию, авторы иногда заставляют своих героев изъясняться неуклюжим, высокопарным, чуждым зрителю письменным «историческим» языком типа «ой ты, гой еси, великий царь, не вели казнить, вели миловать, почто зришь мне в очи» и т.п. Так авторы хотят создать «колорит эпохи». Это один уклон. Другой уклон – наоборот, в густую «современность». Он еще хуже: «Ты че, бля, на меня зенки вылупила». Эти драматурги полагают, что таким образом они придают пьесе актуальность.
Я сам столкнулся с этой проблемой, когда писал пьесу «Песнь песней». Романтическая драма на знаменитый библейский сюжет не может быть бытовой, она должна быть торжественной, приподнятой над повседневностью, ее герои не могут говорить современным убогим разговорным языком. Но если персонажи начнут изъясняться исключительно высоким стилем Библии, их язык станет казаться выспренним, напыщенным и скучным; герои не будут выглядеть живыми людьми.
Нужно искать баланс. Вероятно, правильнее всего писать исторические пьесы хорошим литературным языком с очень легкой примесью устарелых, но вполне понятных слов.
Долгая работа над историческим материалом и неосознанное стремление повысить важность избранной темы часто приводят к влюбленности автора в своего героя (реже – к ненависти к нему). Результат - потеря объективности. С этим может сочетаться желание соригинальничать, осветить историю под неожиданным ракурсом, иногда далеким от правды. И такой автор будет еще гордиться, что все думают так, а он написал что-то совсем другое, «нетрадиционное», неизвестное и неожиданное. Допустим, кто-то пишет пьесу про Гитлера и рассказывает нам, что он целомудренно любил Еву Браун, что его обожал немецкий народ, что он взял под свое покровительство всех незаконнорожденных (они назывались «дети Гитлера» и получали хорошее образование); что в своих речах он много говорил о стремлении к миру, что он любил собак… Еще немного, и получится пьеса про скромного и доброго человека, допустившего, правда, некоторые ошибки, но зато мужественно встретившего смерть.
Драматург – не историк. Он имеет право на свое видение и свою трактовку истории, но все же в глобальных вопросах он должен придерживаться совокупной исторической правды, если только пишет не пародию и не анекдот. И он должен помнить о своей ответственности. К сожалению, не все утруждают себя изучением истории и создают пьесу скорее в угоду моде. То, что раньше писалось черной краской, пишется белой, и наоборот.
Например, Ленина можно изобразить как кровавого диктатора, или как неудачного любовника Инессы Арманд, или как великого государственного деятеля. Драматург имеет право на все. Но эта свобода толкования неразрывно связана с ответственностью. Сейчас берутся писать про Ленина люди, которые ни одного его труда не читали, истории не знают, а если что-то случайно и читали, то ничего в этом не поняли. Они будут писать то, что требует конъюнктура. Пример – спектакль «Любовь и Ленин» в одном из петербургских театров, получивший «Специальный приз молодежной театральной премии «Прорыв» «За лирическую эксцентрику».
Склонность копаться в частной жизни персонажа, рыться в грязном белье, создавать таким образом «нехрестоматийный» образ не украшает пьесу. «Вы думали, что Пушкин – великий поэт, а, глядите: оказывается, он проигрывал много денег в карты, изменял жене с ее сестрой» и т.д.
Тут можно привести слова самого Пушкина о такого рода опусах: "Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе" (Пушкин, письмо Вяземскому, 1825).
Некоторые авторы полагают, что качество его пьесы определяется значительностью изображенных в ней событий, или величием персонажей, или возвышенностью темы. Если, например, пьеса написана про Александра Невского, то она уже одним этим автоматически хороша. Критику ее они воспринимают болезненно: «я написал пьесу про такого великого полководца, а вам не нравится». Но не Александр Невский плох, а пьеса плоха. Ни героизм и гениальность персонажей, ни религиозный экстаз, ни патриотизм пьесы не заменяют ее качество. Более того, плохая пьеса дискредитирует и тему, и идеалы, и персонажей.
Какой же итог?
Он, как всегда, одинаков: прежде всего, ПЬЕСА ДОЛЖНА БЫТЬ ПЬЕСОЙ, независимо от того, историческая она или нет. Т.е. должны быть идея, действие, конфликт, характеры, живой понятный язык, отсутствие описательности и пр., она должна отражать новое видение прошедшего и связь его с настоящим. Отличие одно: пьеса о прошедших днях должна еще включать в себя тщательное изучение исторического материала и способность к его осмыслению и художественной переработке.
----------------------------------------------------------------
Поддержать канал:
Любой разовой суммой на платформе ВК.
Пройти обучение основам сценарного мастерства на платформе ВКонтакте.
Подписаться на канал «Новости киноиндустрии» в Телеграмм.
Подпиской с возможностью обучения или сотрудничества: