Сейчас повсеместно используются литиевые аккумуляторы, но во многих случаях по-прежнему оправдано использование свинцово-кислотных аккумуляторов - они гораздо дешевле, пожаробезопасны и выдерживают очень большие токи.
Я протестировал два аккумулятора российского бренда Prometheus Energy - аккумулятор для систем аварийного энергоснабжения и систем бесперебойного питания PE 12100L, ёмкостью 100 Ач и аккумулятор для источников бесперебойного питания PE 1207, ёмкостью 7.2 Ач.
Все аккумуляторы Prometheus изготовлены по технологии AGM VRLA - в них нет жидкого электролита, его заменяют пропитанные электролитом маты из стекловолокна, а система рекомбинации газов позволяет сделать аккумулятор необслуживаемым и практически герметичным - есть лишь клапан для выхода минимального излишка газов.
Большинство тех, кто строит свою первую аварийную систему электропитания, начинает с дешёвых автомобильных аккумуляторов, но очень скоро такие аккумуляторы "теряют ёмкость" из-за того, что они не рассчитаны на глубокий разряд. Аккумуляторы Prometheus PE рассчитаны для использования в системах бесперебойного питания и для них полный разряд - основной режим работы.
Есть две серии - обычная и с буквой L на конце. Аккумуляторы с буквой L имеют более длительный срок службы, допускают более высокие токи заряда и имеют немного меньшее внутреннее сопротивление. Prometheus PE 12100 рассчитан на срок службы до 8 лет, заряжается током до 25 А и имеет внутреннее сопротивление 5 мОм. Prometheus PE 12100L служит до 12 лет, допускает ток заряда до 30 А и имеет внутреннее сопротивление 4.5 мОм. Разница в цене у этих аккумуляторов очень небольшая (я даже встречал магазин, где L стоил дешевле), поэтому покупать имеет смысл модель с буквой L и для теста я выбрал именно его.
Для начала я протестировал большой аккумулятор 12100L. Аккумулятор продаётся в индивидуальной картонной коробке. Вес аккумулятора немаленький - 30±3% кг по спецификации, фактически тестируемый экземпляр весит 30.1 кг.
Кстати, огромный плюс Prometheus Energy, по сравнению со многими другими производителями, в том, что на сайте есть файлы спецификаций (datasheet) на все модели.
В отличие от автомобильного аккумулятора, контакты сделаны в виде винтов М8, что, конечно гораздо удобнее, да и у всех мощных инверторов в комплекте провода, предназначенные для крепления болтами. Есть удобная ручка для переноски.
В спецификации приводятся следующие параметры:
Номинальная емкость (25°С)
10 часовой разряд (10,0 А; 10,8 В) 100 Ач
5 часовой разряд (16,6 А; 10,5 В) 83 Ач
1 часовой разряд (61,0 А; 9,6 В) 61 Ач
Саморазряд 3% емкости в месяц при 20°С
Максимальный зарядный ток 30 А
Внутреннее сопротивление полностью заряженной батареи(25°С) 4,5 мОм
Для тестирования я использовал прибор Zketech EBC-A10H, заряд большими токами выполнялся с помощью мощного лабораторного источника питания Gophert CPS-1660.
Для начала я измерил остаточную ёмкость нового аккумулятора, разрядив его током 10 А до 10.8 В. Результат - 94.2 Ач оказался выше предполагаемого: аккумулятор выпущен 30.06.2023, тестирование проводилось 26.10.2023, соответственно прошло 4 месяца и при саморазряде 3% в месяц ёмкость могла бы оказаться 88.5 Ач.
Затем я зарядил аккумулятор и измерил его внутреннее сопротивление прибором YR1035+. Результат - 3.96 мОм снова оказался лучше указанного в спецификации.
Фактическую ёмкость аккумулятора показал "десятичасовой разряд" - током 10 А до 10.8 В. Результат - 103.15 Ач, 1248.54 Втч. Ёмкость оказалась на 3% выше указанной в спецификации.
После полного заряда я измерил ёмкость аккумулятора при "часовом разряде". В качестве нагрузки использовался мощный инвертор и две лампы по 300 Вт. Энергию измерял прибор G.T.Power RC 130A.
По спецификации в таком режиме аккумулятор должен разряжаться током 61 А до 9.6 В, фактически условия были жёстче - ток от 61 до 69 А, окончание разряда при напряжении 10.5 В. Результаты удивили - инвертор проработал на 12 минут дольше (не 1 час, а 1 час 12 минут) и аккумулятор смог отдать 904.9 Втч энергии (это соответствует 74.8 Ач), что на 23% больше указанного в спецификации.
Аккумулятор Prometheus PE 1207 предназначен для использования в ИБП (UPS) и ББП (блоках бесперебойного питания систем сигнализации и видеонаблюдения).
В его спецификации приведены следующие параметры:
Номинальная емкость (25°С)
20 часовой разряд (0,36 А; 10,5В) 7.2 Ач
10 часовой разряд (0,69 А; 10,5В) 6.9 Ач
5 часовой разряд (1,12 А; 10,2 В) 5,6 Ач
Саморазряд 3% емкости в месяц при 20°С
Максимальный зарядный ток 2.16 А
Внутреннее сопротивление полностью заряженной батареи(25°С) 25 мОм
Вес 2,1±3% кг
Срок службы 6-8 лет
Фактический вес протестированного экземпляра - 2121 гр.
Измеренное внутреннее сопротивление - 19.8 мОм.
Как и у большого аккумулятора, фактическая ёмкость оказалась выше заявленной - 7.377 Ач, 89.79 Втч (20-часовой разряд 0.36 А до 10.5 В).
Аккумуляторы Prometheus Energy не только полностью соответствуют спецификациям и параметрам приведённым на сайте, но даже имеют немного большую ёмкость, чем указал производитель.
P.S. Видео.
https://www.youtube.com/watch?v=teS5xHa9Ae4
Всем мира!
© 2023, Алексей Надёжин
Двенадцать лет я пишу о технике, скидках, интересных местах и событиях. Читайте мой блог на сайте ammo1.ru, в ЖЖ, Дзен, МирТесен, Telegram.
Мои проекты:
Lamptest.ru. Тестирую светодиодные лампы и помогаю разобраться, какие из них хорошие, а какие не очень.
BatteryTest.ru и BatTest.ru. Тестирую батарейки и аккумуляторы и помогаю выбирать самые выгодные.
Elerus.ru. Собираю информацию об отечественных электронных устройствах для личного использования и делюсь ей.
Вы можете связаться со мной в группе Телеграм @ammochat.
Промокоды для множества магазинов и сервисов на сайте ammo1.pfm.live