Оно являлось одним из архитектурных украшений исторического кёнигсбергского района Форштадт, чудом не было разрушено в период бомбардировок и штурма города во Вторую мировую войну, оказалось спасено советскими строителями, а не так давно сбросило пыль исторического забвения с помощью российских реставраторов. Речь сегодня пойдёт о бывшей Дирекции имперских железных дорог Восточной Пруссии - здании, которое стоит в этом месте Калининграда вот уже 128 лет, а значит любой, прикоснувшийся к его стенам, может услышать звуки Кёнигсберга конца XIX века.
Вытянутый дом по Длинной улице Форштадта (нем. Vorstadtische Langgasse, 117/121) возвели в 1895 году, он добавил пригороду помпезности, завершив архитектурный ансамбль, который до него сформировали: расположенный напротив Главный вокзал и построенная чуть севернее в стиле «ренессанса Верхней Италии» Новая Кёнигсбергская биржа.
Напомню, что в Кёнигсберге район Форштадт был ограничен: с севера – рекой и островом Кнайпхоф (сейчас этой границей можно считать остров им. Канта и эстакадный мост), с юга – кварталом Хаберберг (в современном Калининграде разделительной чертой является ул. Багратиона). Сама Форштедтише Ланггассе ныне, как вы уже догадались, называется Ленинским проспектом, а интересующий нас дом, имеет номера подъездов 111-117.
Изначально на том месте, где развернулась стройка, располагалась школа, принадлежавшая рядом расположенному госпиталю Святого Георга. Любопытно, что именно в ней начинал задумываться над философией мира Иммануил Кант, семья которого жила в доме неподалёку на этой же улице (ориентир – Ленинский пр-т, 40а).
Не сохранилось ни имя архитектора, ни первичное предназначение данного строения, но мы точно знаем, что уже на моменте фундамента земля и будущий дом выкупается Германскими железными дорогами для того, чтобы перенести в него Дирекцию имперских железных дорог Восточной Пруссии (нем. Reichsbahndirektion Königsberg).
Несколько десятилетий до того эта структура заняла второй этаж Южного вокзала, открытого в 1863 году рядом с Восточным, первым (запущен в 1853 г.) вокзалом Кёнигсберга. Вместе они получили название Главный, а в современной системе координат на их месте стоят павильоны оптово-розничного рынка по улице Полоцкая.
После окончания строительства Кёнигсберг получил прямоугольное четырёхэтажное здание в стиле неоренессанса с 21-одной осью оконных проёмов и массивной конусообразной крышей. Боковые фронтоны украшала лепнина, стилистика которой (изображены колёса поезда и Пегас) выдавала владельцев здания.
Центральная часть объекта имела слегка выступающий ризалит, венчающий карниз которого, с пятью осями оконных проемов, завершен аттиком, по бокам которого установили башенки в стиле барокко, а по центру - скульптурная группа в виде двух сидячих каменных женских фигур, опирающихся на колесо. Они олицетворяют «время» и «движение». Эта композиция старше здания, т.к. изначально венчала ризалит центрального фасада Южного вокзала – первого места расположения железнодорожной администрации.
Не исключаю, что когда в 1929 году Герман Брахерт работал над скульптурой для Нового главного железнодорожного вокзала (известного нам сейчас как «Южный»), то решил продолжить тему, начатую символом здания Дирекции имперских железных дорог: легендарный мастер изобразил Хроноса (бог времени), который сдерживает рвущихся вперёд коней (по всей видимости, символизировавших ускоряющееся время, прогресс).
После Второй мировой войны в этой части Кёнигсберга здания железнодорожной администрации и Госпиталя Святого Георга остались единственными с сохранившимися стенами. Принято решение восстановить строение. Этим занялся Калининградский морской торговый порт. С 1960 года внутри некогда архитектурного украшения Форштадта разместилось общежитие для портовых работников.
К сожалению, эстетическая составляющая тогда не имела никакого значения. Скульптурную группу реставрировать не стали, лишь фигуре слева вернули на место утерянную голову, при этом весьма упростив её форму. Башенки оказались утрачены, сильно изменилась форма крыши. В новейшей истории у торца здания выросла пристройка, не соответствующая общему стилю и объему. Со временем строение превратилось в многоквартирный дом, а на первом этаже открылись магазины.
В 2007 году здание бывшей восточно-прусской железнодорожной дирекции получило статус объекта культурного наследия регионального значения. Свой первый ремонт в новейшей истории строение получило лишь в 2020 году, на 125-ый годы рождения!
С самого начала всё пошло не по задуманному сценарию (также и закончилось). Старт работ несколько раз переносился ввиду споров муниципалитета с владельцами магазинов. Сроки сдачи сдвигались ввиду сложности работ по восстановлению лепнины. Усмешки горожан вызвало решение изобразить фальш-окна на торцевой стене, которое глава областного Фонда капремонта объяснил тем, что во времена Кёнигсберга на этом участке плотность застройки была несколько иной – к зданию вплотную примыкало еще одно строение.
Перед стартом работ с крыши сняли скульптуру, которая являлась украшением объекта. После реставрации её должны передать в Калининградский областной музей изобразительных искусств, а вместо - установить копию. Правда, изготовление новой скульптурной группы затянулись настолько, что дом сдали без главного элемента.
Курьёзы на том не закончились. 29 марта 2023 года новую скульптуру всё же поставили на место предшественницы, авторы нарекли её «Движение и время», добавив, что это ещё не окончательный вариант. Выяснилось, что в колесе буду установлены часы, которых у оригинала не было.
Финальный вид, который мы наблюдаем сегодня, здание с акротерием-новоделом приобрело 11 июня 2023 года. Многие решения в данной работе вызвали вопросы и удивление, но лучше так, чем превращение в тлен на наших глазах.
© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).