Ранее я писала об открытии Э. Берна, наше «Я» имеет три состояния (Я-родитель, Я-взрослый и Я-ребенок).
В зависимости от воспитания, жизненных ситуаций, полученных психологических травм у каждого человека могут превалировать в той ли иной степени разные внутренние состояния во взрослом возрасте, которые у него закрепились с детства.
К примеру, ребенок, которого излишне опекали, гипер контролировали, не научится самостоятельности и зависнет будучи взрослым в состоянии «мне должны, я же маленький ребенок».
А ребенок, который был предоставлен сам себе, научится наоборот самостоятельности и зависнет в состоянии «я уже взрослый и все могу сам».
Эти паттерны (устоявшиеся с детства модели поведения) зафиксируются надолго и на постоянной основе уже во взрослом возрасте будут выдавать крепко засевшие в памяти и укрепившиеся на подкорке алгоритмы реагирования, как "Я-родитель" или "Я-ребенок".
Это программа выживания, сформированная естественными условиями существования индивида, некий фундамент для дальнейшего построения жизни.
☝А какой это фундамент? Вопрос не второстепенный, а самый важный!
Ведь человек, повзрослев и возможно даже физически сепарировавшись из отчего дома, порой попадает не в идентичные условия, как в детстве, а уже в другой разнообразный, многозадачный, совершенно новый неизведанный им мир, а соответственно и в условия, зачастую несовпадающие с его установками, полученными от родителей.
У родителей были свои паттерны, свой глубокий смысл понимания и проживания своей жизни в своих определенных условиях. Но мир не стоит на месте, он многолик и меняется с каждым годом.
Приведу пример.
Эпоха СССР и капитализма очень разные по структуре социальные и экономические системы.
Сегодня, поколение среднего возраста воспитывалось в духе социализма, а взрослело в становлении капитализма.
Как думаете, один и тот же фундамент у этих государственных строев?
Нет, абсолютно разный. Поэтому, вывод один.
👉Если в вашей жизни наступила череда неудач, проблем, усилилась от этого тревога.
📌Это повод заглянуть в свое детство, что именно транслировали родители, что проецировали на вас.
....Возможно, я все еще тот ребенок, который прислушивается к их авторитетному мнению или наоборот пытается получить любовь, одобрение от них ( "Я-родитель").
....Возможно, став взрослым и ответственным за свою жизнь, я все еще думаю, что мои детские потребности наконец-то удовлетворяться, и я получу тот иллюзорный мир будущего, в котором все будет, как завещали родители ("Я-ребенок").
Что думает маленький ребенок, даже находясь в очень сложных жизненных условиях?
Он надеется на лучшее будущее: "Вот я вырасту и сам буду решать для себя, что мне полезнее".
А так ли происходит на самом деле?
Если нет, то это и значит – застревание в позиции «Я-родитель», я все еще живу установками из детства. В позиции "Я-ребенок" жду когда тот маленький мальчик/девочка во мне наиграется, получив те самые заветные эмоции и желаемое поведение от родителей.
👩🎓А задайте себе вопрос? Получите ли вы это в итоге?
Это как искать в пустыне оазис. Да возможно случится чудо и вы найдете источник воды, а если нет?
Ребенок верит в чудеса, надеется на лучшее, у него нет еще рационального критического мышления.
И это и отличает позицию «Я-ребенок» от «Я-взрослый».
- Я-ребенок капризничает, истерит пока не достигнет своего.
- Я-взрослый оценивает обстановку, свои силы и действует согласно ожидаемому результату.
Позиция "Я-взрослый" отличается от "Я-родитель" в умении отделять себя от личности родителя.
Я- не проекция чувств, желаний и потребностей моих родителей, я совсем другая личность и живу в совершенно ином, уже изменившемся мире.
✅Главное, уметь отслеживать эти состояния. И нарабатывать критическое мышление к установкам и паттернам, полученным из детства. А также провести психологическую коррекцию, которая заключается в проработке особо запомнившихся состояний, ситуаций, ранивших вашего внутреннего ребенка, чтобы наконец отпустить все боли и обиды, которые несут разрушающее действие на ваше настоящее и будущее.
✅И помнить: я в детстве, и я сегодня – это другие внутренние состояния, которые нужно уметь анализировать.
По поводу психологической коррекции, то самостоятельно проработать будет сложно, а порой и вообще невозможно. Нет единого механизма на все случаи проработки детских травм.
📝Я работаю с детскими травмами методикой погружения человека в трансово- медитативное состояние (ТМС), при этом четко отслеживания зажимы и блоки в теле. Не является гипнозом.
На уровне разговоров и осознаний, когнитивной работы, некоторые травмы просто невозможно убрать.
👨⚕️ТМС — это состояние сознательного покоя при активной бессознательной деятельности. Это состояние характеризуется «отстраненностью» сознания. В какой-то мере это естественное состояние, в которое мы попадаем достаточно часто в течение дня. Это моменты задумчивости за рулем автомобиля, отрешенности в лифте, рассеянности в неожиданных ситуациях. Эрнест Л. Росси, например, основываясь на нейрофизиологических исследованиях, показал, что каждые девяносто минут мы отстраняемся в течение нескольких мгновений.
На этом все, мои дорогие!
Пора взрослеть, искоренять застывшие в памяти не иррациональные установки, учиться мыслить свежо, гибко и позитивно, заглядывая уже в свое собственное нарисованное вами будущее.
С уважением, ваш психолог Екатерина Юдинцева!